14RS0035-01-2023-009600-52
Дело № 2а-7243/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 21 августа 2023 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Никифоровой Н.А., единолично, рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску прокуратуры г. Якутска в интересах неопределенного круга лиц к Окружной администрации г. Якутска о признании бездействия незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратура г. Якутска обратилась в суд к административному ответчику с вышеуказанным административным иском, в обоснование требований указывая на то, что прокуратурой проведена проверка реализации Окружной администрацией г. Якутска полномочий по постановке на учет бесхозяйных объектов газоснабжения. Согласно информации, поступившей из Окружной администрации г. Якутска, на территории г. Якутска имеются бесхозяйные газопроводы, которые в нарушение положений ст. 255 ГК РФ до настоящего времени не поставлены на баланс органом местного самоуправления, работа по постановке их на государственный кадастровый учет не проводится ввиду организационно-технических проблем. Вместе с тем, непринятие мер, направленных на постановку объектов газоснабжения на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, свидетельствует о ненадлежащей организации газоснабжения населения, бесконтрольности использования объектов ЖКХ, нарушениях требований промышленной безопасности, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций и, как следствие, причинение вреда жизни и здоровью граждан. В связи с чем, с учетом уточнения исковых требований прокурор просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права на недвижимое имущество и постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйного объекта недвижимости – подводящий газопровод Тулагино ул. Совхозная, д. 7/2, 7/3, 7/4, и обязать ответчика в срок до 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, и поставить на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости вышеуказанный газопровод согласно акту приемки газопровода в эксплуатацию.
Представитель административного истца, представитель административного ответчика Окружной администрации г. Якутска, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в порядке упрощенного производства в их отсутствие.
От представителя административного ответчика Окружной администрации г. Якутска поступил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором представитель просил предоставить срок для исполнения решения суда 12 месяцев.
Согласно ч.1 ст.291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если: 1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным; 2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
С учетом заявленных ходатайств, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Якутска проведена проверка реализации Окружной администрации г. Якутска полномочий по постановке на учет бесхозяйных объектов газоснабжения. По результатам проверки установлено, что ответчиком работа по государственной регистрации права собственности спорных объектов газоснабжения и постановке их на учет в качестве бесхозяйных объектов не проводится ввиду организационно-технических проблем.
Согласно акту приемки законченного строительством газопровода от 02.11.2011 подрядчиком РС УГРС ОАО Сахатранснефтегаз в период с 17.10.2011 по 18.10.2011 возведен объект – подводящий газопровод к двум жилым домам по ул. Совхозная, д. 7/3 с. Тулагино.
Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской).
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года №931, пунктом 5 которого предусмотрено, что принятие на такой учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена обязанность административного ответчика по принятию мер, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31 марта 1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» под газоснабжением понимается одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года №878 на основании Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» утверждены Правила охраны газораспределительных сетей (далее - Правила охраны газораспределительных сетей).
Правила охраны газораспределительных сетей устанавливают порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определяют права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращения аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий (пункт 1). Правила действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищного, гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность (пункт 2).
Согласно пункту 5 Правил охраны газораспределительных сетей в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. В целях обеспечения нормальных условий эксплуатации газораспределительной сети и исключения возможности ее повреждения законодательством предусмотрено установление охранных зон.
Из пунктов 18, 21 Правил охраны газораспределительных сетей следует, что сведения об охранных зонах подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В нарушение приведенных положений сведения о местоположении границ зон с особыми условиями в отношении спорных бесхозяйных объектов газоснабжения в государственный кадастр недвижимости не внесены.
Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Федерального закона, а также приложению 1 к этому же закону опасными производственными объектами является газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.
В силу подпункта «в» пункта 1 Приложения №1 к Федеральному закону №116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов: горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
В соответствии с пунктом 44 Правил охраны газораспределительных сетей эксплуатационные организации газораспределительных сетей, органы местного самоуправления обязаны взаимодействовать в части обеспечения сохранности газораспределительных сетей, предупреждения аварий и чрезвычайных ситуация, а также ликвидации их последствий.
Исходя из указанных правовых норм, Окружная администрация г. Якутска, являющаяся исполнительно-распорядительным органом городского округа «Город Якутск», уполномочена на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в связи с чем, необращение административного ответчика в регистрирующий орган с заявлением о принятии спорных объектов газоснабжения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.
Из письменного отзыва представителя административного ответчика следует, что постановка спорного объекта на кадастровый учет не осуществлена в связи с отсутствием выделенных бюджетных средств для изготовления технических планов на спорные объекты.
Вышеуказанный довод представителя административного ответчика судом отклоняется, поскольку спорные объекты газоснабжения относятся к опасным производственным объектам, отсутствие собственника приводит к их ненадлежащему содержанию и эксплуатации, что может повлечь к возникновению чрезвычайных ситуаций, в том числе причинению вреда жизни и здоровью граждан, бездействие Окружной администрации по решению вопроса о постановке вышеуказанных газопроводов на учет в качестве бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений пункта 3 статьи 225 ГК РФ.
Отнесение газовых сетей к объектам повышенной опасности, требующим во избежание чрезвычайных ситуаций систематического технического обслуживания, сомнений не вызывает.
Таким образом, из материалов проверки прокуратуры г. Якутска, сведений Окружной администрации г. Якутска, АО «Сахатранснефтегаз» следует, что право собственности на спорные объекты не зарегистрированы, на кадастровый учет не поставлены, сведения о нем и обременениях земельного участка, где проходит газопровод, не внесены в ЕГРН, следовательно, объекты является бесхозяйными, собственник которых неизвестен или собственник от которого отказался.
Бездействие администрации муниципального образования по постановке на учет бесхозяйного имущества, находящегося на территории этого муниципального образования, является незаконным и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц. Непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на бесхозные газораспределительные сети может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, что может привести к неблагоприятным последствиям, как для окружающей среды, так и для потребителей.
Доказательств отсутствия возможности у ответчика постановки на учет бесхозяйного имущества в качестве отдельного объекта суду не представлено.
Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, вышеизложенные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что представленные доказательства в совокупности подтверждают несоблюдение установленных требований закона. Доказательств обратного, в соответствии с требованиями ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не представлено.
Заявленный административным истцом срок 9 месяцев для устранения нарушений суд признает разумным и исполнимым, доказательств обратного административным ответчиком не представлено. При этом, суд разъясняет, что административный ответчик не лишен возможности обратиться в суд в порядке ст. 189 КАС РФ с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.
При установленных обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 291-294.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ 9 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░. ░░░░░░░░░, ░. 7/2, 7/3, 7/4.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 310 ░░░ ░░.
░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.08.2023