Дело № 2а-357/2023
УИД 45RS0003-01-2023-000340-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Варгаши 16 июня 2023 года
Варгашинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Гончар О.В.,
при ведении протокола помощником судьи Шабалиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Варгашинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Варгашинского района Курганской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации запрещенной, указав, что в результате мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлены факты размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц на интернет-страницах: <адрес>, запрещенной информации, а именно видеороликов, пропагандирующих насилие и жестокость, так как их содержанием является демонстрация драк, побоев, жестокого обращения с людьми. Данные видеоролики может просматривать любой гражданин, в том числе несовершеннолетний. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» видеороликов, содержанием которых является демонстрация драк, побоев, жестокого обращения с людьми фактически нарушает права неопределенного круга несовершеннолетних лиц на защиту от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. Просит признать информацию, размещенную на указанных сайтах, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник прокурора Михалева Е.С. заявленные требования поддержала, просила административный иск удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменном отзыве от 08.06.2023 указал, что обозначенная в административном исковом заявлении информация на сайте <адрес> доступна, на сайте <адрес> – недоступна.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При рассмотрении дела судом установлено, что прокуратурой Варгашинского района Курганской области проведен мониторинг размещенной в сети «Интернет» информации. В результате осмотра выявлены интернет-страницы:
<адрес> на которых размещены видеоролики, содержащие демонстрации драк, побоев, жестокого обращения с людьми. Вход на указанные интернет-страницы свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. На момент проверки указанные материалы отсутствуют в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Лицо, разместившее указанную информацию, не установлено (справка от 24.05.2023, скриншоты интернет-страниц).
Частью 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 124-ФЗ) целями государственной политики в интересах детей являются, в числе прочего, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с непротиворечащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Статьей 14 Федерального закона № 124-ФЗ предусмотрена защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» запрещается распространение информации, побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, обосновывающей или оправдывающей допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающей осуществлять насильственные действия.
В силу положений ч. 6 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статья 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) устанавливает ответственность за распространение среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию.
Статьями 111, 112, 115 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за причинение тяжкого, средней тяжести, легкого вреда здоровью, ст. 119 УК РФ – за угрозу убийством и причинения тяжкого вреда здоровью, ст. 116, 116.1 УК РФ, ст. 6.1.1 КоАП РФ – за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, ст. 117 УК РФ – за истязание.
Статья 213 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за хулиганство (грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу), совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Ответственность за мелкое хулиганство предусмотрена ст. 20.1 КоАП РФ.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» видеороликов, содержанием которых является демонстрация драк, побоев, жестокого обращения с людьми фактически нарушает права неопределенного круга несовершеннолетних лиц на защиту от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.
Выявленные видеоролики пропагандируют жестокость и насилие по отношению к людям, способствуют формированию в сознании детей стереотипов агрессивного, насильственного поведения, побуждают к актам насилия или жестокого обращения с человеком как нормы поведения либо в качестве приемлемого или предпочтительного способа разрешения конфликтов. Распространение подобной информации наносит вред здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетних, противоречит основам государственной политики в области защиты конституционного строя прав и законных интересов граждан, укрепления обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, информация, распространенная на вышеуказанных сайтах, является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ).
Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Интернет страницы с адресом сайтов, указанных в административном иске, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (http://eais.rkn.gov.ru) не значатся.
В Реестре организаторов распространения информации в сети «Интернет» (https://97-fz.rkn.gov.ru) сведения о владельцах сайтов также отсутствуют.
Поскольку владелец сайта <адрес> не установлен, защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети «Интернет» информации запрещенной при невозможности установить и привлечь лицо, распространившее такую информацию, возможна привлечением к участию в деле уполномоченного органа по включению запрещенной информации в Единый реестр.
Таким образом, требования прокурора в части признания информации, распространенной на интернет-сайте <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежат удовлетворению, доступ к указанному сайту должен быть закрыт.
Вместе с тем, информация на странице сайта <адрес> на момент рассмотрения дела недоступна (видео удалено), соответственно ознакомиться с информацией на указанных сайтах невозможно. Административные исковые требования прокурора в данной части удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░