Дело №2а-512/2023
УИД 68RS0015-01-2023-000300-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 апреля 2023 года г. Моршанск
Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Комаровой И.А.
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Екатериновского сельсовета <адрес> об обязании поставить на кадастровый учет объект недвижимого имущества в качестве бесхозяйного,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным иском к администрации Екатериновского сельсовета <адрес> об обязании поставить на кадастровый учет объект недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, в обоснование которого указал, что прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности функционирования объектов водоснабжения по вопросу принятия администрацией Екатериновского сельсовета <адрес> мер по выявлению, инвентаризации и регистрации прав на расположенные на территории муниципальных образований бесхозяйные объекты коммунальной инфраструктуры (водопроводные сети).
При проведении проверки установлен факт нахождения на территории Екатериновского сельсовета <адрес> бесхозяйного действующего сфере водоснабжения населения <адрес> объекта коммунальной инфраструктуры (население 30 человек) водопроводной сети протяженностью <данные изъяты>
При этом на момент проверки собственник указанной водопроводной сети не установлен, на балансе администрации сельского поселения данный объект не состоит, а также в ведение специализированной организации для безопасной эксплуатации не передавался. Отсутствие собственника у указанной выше водопроводной сети не позволяет в полной мере обеспечить ее сохранность и правильную эксплуатацию, что в дальнейшем может повлечь за собой возникновение неисправностей и аварий, которые могут создать угрозу жизни, здоровью и безопасности населения.
Поскольку недвижимое имущество - водопроводная сеть, расположенная в д. <адрес>, является бесхозяйной, ее обслуживание и содержание не производится, не осуществляется технический контроль за ее состоянием, не проводятся ремонтные работы, что создает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций технического характера, что может угрожать жизни и здоровью граждан.
В связи с тем, что объект недвижимого имущества - водопроводная сеть, расположенная по описанному выше адресу, находится в границах муниципального образования – Екатериновский сельсовет, является бесхозяйной, непринятие мер администрацией сельского поселения по вопросу обращения в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет недвижимого имущества как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей, вытекающих из положения ч. 3 ст. 225 ГК РФ.
Просит обязать администрацию Екатериновского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на кадастровый учет объект недвижимого имущества (водопроводную сеть протяженностью <данные изъяты>. <адрес>) в качестве бесхозяйного имущества.
В судебном заседании помощник прокурора г.Моршанска Тер-Акопов В.А. административные исковые требования поддержал и просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика – администрации Екатериновского сельсовета <адрес> не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен. От главы сельсовета ФИО3 поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования признает в полном объеме.
Выслушав прокурора <адрес>, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №131-ФЗ), а также п. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в <адрес>» к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 5, 9 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту - Закон №416-ФЗ) водопроводная сеть – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Частью 5 статьи 8 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 50 Закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона №131-ФЗ, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 Закона №131-ФЗ.
Исходя из положений ст.ст.14, 50 Закона №131-ФЗ водоснабжение, как таковое, не осуществляется непосредственно органами местного самоуправления, а организовывается ими.
Так, к организации водоснабжения населения в границах соответствующего муниципального образования в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащего содержания такого имущества иных форм собственности.
Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности функционирования объектов водоснабжения по вопросу принятия администрацией Екатериновского сельсовета <адрес> мер по выявлению, инвентаризации и регистрации прав на расположенные на территории муниципальных образований бесхозяйные объекты коммунальной инфраструктуры (водопроводные сети).
При проведении проверки прокуратурой <адрес> установлен факт нахождения на территории Екатериновского сельсовета <адрес> бесхозяйного действующего сфере водоснабжения населения д. Глазовка объекта коммунальной инфраструктуры (население 30 человек) водопроводной сети протяженностью <данные изъяты>
На момент проверки собственник указанной водопроводной сети не установлен, на балансе администрации сельского поселения данный объект не состоит, а также в ведение специализированной организации для безопасной эксплуатации не передавался. Отсутствие собственника у указанной выше водопроводной сети не позволяет в полной мере обеспечить ее сохранность и правильную эксплуатацию, что в дальнейшем может повлечь за собой возникновение неисправностей и аварий, которые могут создать угрозу жизни, здоровью и безопасности населения.
Поскольку недвижимое имущество - водопроводная сеть, расположенная в д. <адрес>, является бесхозяйной, ее обслуживание и содержание не производится, не осуществляется технический контроль за ее состоянием, не проводятся ремонтные работы, что создает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций технического характера, что может угрожать жизни и здоровью граждан.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По смыслу ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это сделать.
В связи с тем, что объект недвижимого имущества - водопроводная сеть, расположенная по описанному выше адресу, находится в границах муниципального образования – Екатериновский сельсовет, является бесхозяйной, непринятие мер администрацией сельского поселения по вопросу обращения в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет недвижимого имущества как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей, вытекающих из положения ч. 3 ст. 225 ГК РФ.
Таким образом, административный иск прокурора <адрес> подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-176,178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░. <░░░░░>) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░.░░.░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░