Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1284/2020 ~ М-1226/2020 от 15.04.2020

        Дело № 2а-1284/2020

        УИД 55RS0006-01-2020-001471-71

        РЕШЕНИЕ

        Именем Российской Федерации

        город Омск                                              «06» июля 2020 года

    Советский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Ляшенко Ю.С., при секретаре судебного заседания Мелехиной Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Советскому АО г. Омска к Семенову Олегу Александровичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,

    УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по САО г. Омска обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что Семенов О.А. является плательщиком транспортного налога, о необходимости уплаты которого ему направлялось налоговое уведомление.

Поскольку в установленные законом сроки административный ответчик налог не уплачивал, Семенову О.А. было выставлено требование об уплате налога и пени за нарушение срока уплаты транспортного налога № 19169 на 14.02.2019, которое было направлено по ТКС 14.02.2019, получено Семеновым О.А. 22.02.2019, до настоящего времени не исполнено.

    Определением от 08.10.2019 мировым судьей судьи судебного участка № 83/82 в Советском судебном районе г. Омска, судебный приказ от 25.08.2019 о взыскании задолженности по налогам и пени с Семенова О.А., отменен.

    Ссылаясь на положения НК РФ, КАС РФ, просит взыскать с ответчика Семенова О.А.: - транспортный налог за 2015 год в размере 27 600 руб., пени в размере 335 руб. 11 коп. (29.12.2018 – 13.02.2019); - транспортный налог за 2016 год в размере 27 600 руб., пени в размере 335 руб. 11 коп. (29.12.2018 – 13.02.2019); - транспортный налог за 2017 год в размере 27 600 руб., пени в размере 335 руб. 11 коп. (29.12.2018 – 13.02.2019); - пени в размере 1 005 руб. 33 коп. (за 141 день просрочки с 29.12.2018 по 13.02.2019) начислены на недоимку по транспортному налогу с физических лиц, в размере 82 800 руб., итого: 83 805 руб. 33 коп.

    Кроме того, истец просит восстановить пропущенный срок на подачу искового административного заявления (л.д. 3-7).

    Представитель административного истца в судебном заседании участия не принимал, о слушании дела извещен своевременно и надлежащим образом.

    Административный ответчик Семенов О.А. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признал, просил в удовлетворении административного иска отказать, ввиду того, что истом пропущен срок обращения с заявленными требованиями.

    Представитель административного ответчика Семенова О.А. – Большагин И.Г., по устному ходатайству, в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать, ввиду того, что истом пропущен срок обращения с заявленными требованиями. Поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление. Дополнительно пояснил, что налоговое уведомление Семенову О.А. не направлялось, направлялось только требование от 14.02.2019.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

    Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции РФ, а также ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ.

    Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

    Невыполнение налогоплательщиком установленной законом обязанности по уплате налогов и сборов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (ст. 70 НК РФ).

    Невыполнение данной обязанности после направления требования является основанием для применения налоговым органом мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).

    Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика – физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями статьи 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.

    Из анализа положений пунктов 1-3 статьи 48 НК РФ следует, что налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

    Срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд, ограничен,а именно, согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

    Как следует из абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

    В статье 286 КАС РФ закреплены аналогичные положения.

    В части 2 статьи 286 КАС РФ, пункте 2 ст. 48 НК РФ указано, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно требованиям ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций,а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

        Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012№ 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

        Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате налога и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

        В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как усматривается из материалов дела, с 08.11.2013 по 30.01.2019 Семенов О.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 21.01.2020 (л.д. 18-26).

Семенову О.А. было выставлено требование об уплате налога и пени за нарушение срока уплаты транспортного налога № 19169 на 14.02.2019, в котором содержится задолженность: - транспортный налог за 2015 год в размере 27 600 руб., пени в размере 335 руб. 11 коп. (29.12.2018 – 13.02.2019); - транспортный налог за 2016 год в размере 27 600 руб. пени в размере 335 руб. 11 коп. (29.12.2018 – 13.02.2019); - транспортный налог за 2017 год в размере 27 600 руб., пени в размере 335 руб. 11 коп. (29.12.2018 – 13.02.2019); - пени в размере 1005 руб. 33 коп. (за 141 день просрочки с 29.12.2018 по 13.02.2019) начислены на недоимку по транспортному налогу с физических лиц в размере 82 800 руб. (л.д. 11-12). Требование № 19169 было направлено по ТКС 14.02.2019, получено 22.02.2019, до настоящего времени не исполнено (л.д. 9-10). Срок исполнения требования до 09.04.2019 (л.д. 11).

Статьей 286 КАС РФ и ст. 48 НК РФ предусмотрен порядок обращения в суд только после истечения сроков исполнения всех требований об уплате налога, пеней,в отношении которых подано заявление о взыскании недоимки.

Согласно ч. 2 ст. 6.1. НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

20.08.2019 ИФНС России по САО г. Омска обратилась к мировому судье судебного участка № 82 в Советском судебном районе в г. Омске с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Семенова О.А. задолженности по налогам и пени, то есть в установленный законом шестимесячный срок (дело № 2а-2626/2019 л.д. 1).

Определением от 08.10.2019 мировым судьей судьи судебного участка № 83/82 в Советском судебном районе г. Омска, судебный приказ от 25.08.2019 о взыскании задолженности по налогам и пени с Семенова О.А., отменен (л.д. 8).

    Из абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ следует, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Поскольку судебный приказ был отменен 08.10.2019, то обратиться в суд с иском налоговый орган мог не позднее 08.04.2020.

Как следует из входящего штампа, административный иск поступил в Советский районный суд г. Омска 15.04.2020 (л.д. 3), направлен посредством почтовой связи 13.04.2020 (л.д.28), соответственно за пределами шестимесячного срока со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

    Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока обращения с заявленными требованиями.

        Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

        Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате налога и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

        В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

    Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

    Поскольку налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций и порядке принудительного взыскания налогов.

    Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

    Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на своевременное взыскание обязательных платежей и санкций, а также права на судебную защиту в срок, установленный законом.

    Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

    Кроме того, согласно части 2 статьи 92 КАС РФ в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, если иное не установлено названными кодексами. В соответствии с частью 2 статьи 93 КАС РФ в случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

    Указы Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в части установления нерабочих дней не распространяются на федеральные органы государственной власти, которым предписано лишь определить численность федеральных государственных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов.

    В связи с изложенным нерабочие дни в период с 30 марта по 30 апреля 2020 г. включаются в процессуальные сроки и не являются основанием для переноса дня окончания процессуальных сроков на следующий за ними рабочий день (п. 2 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020).

    Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

    На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 177-180, 290 КАС РФ, суд

    РЕШИЛ:

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2015-2017 ░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

        ░░░░░          ░.░. ░░░░░░░

    ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07.07.2020.

        <░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1284/2020 ~ М-1226/2020

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Инспекция Федеральной налоговой службы России по САО Омска
Ответчики
Семенов Олег Александрович
Суд
Советский районный суд г. Омска
Судья
Ляшенко Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
sovetsky--oms.sudrf.ru
15.04.2020Регистрация административного искового заявления
15.04.2020Передача материалов судье
16.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2020Судебное заседание
22.06.2020Производство по делу возобновлено
06.07.2020Судебное заседание
07.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2022Дело оформлено
01.04.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее