Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-189/2020 (2а-2737/2019;) ~ М-2724/2019 от 17.09.2019

Дело №А-189/2020

18RS0№-84

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> УР                     03 февраля 2020 года

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Орлова Д.В., при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием:

- представителя административного истца <данные изъяты>

- представителя административного ответчика Управления Росреестра по УР - <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы кадастра и картографии о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении обязанности восстановить запись об обременении земельного участка

У С Т А Н О В И Л :

ФИО13 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении обязанности восстановить запись об обременении земельного участка

В обоснование заявленных требований указано, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 18:08:034001:4128. Соседний участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ФИО15

Порядок пользования земельными участками сложился и действует более 10 лет. В частности, на земельном участке ФИО15 имеется проход/проезд, который используется Административным истцом для единственного доступа к своему участку.

По состоянию на 2008 год на земельный участок с кадастровым 18:08:034001:2496 было наложено обременение в виде прохода/проезда с целью допуска истца к своим земельным участкам.

Таким образом, доступ к земельному участку административного истца зарегистрирован в качестве обременения земельного участка с кадастровым номером 18:08:034001:2496 в силу закона.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было получено уведомление об отказе в государственном кадастровом учете восстановления описания местоположения земельного участка, содержащегося в выписке из ЕГРН земельного участка с кадастровым номером 18:08:034001:2496 данных о границах не снятого в настоящее время обременения. Указанное решение было обоснованно тем, что административный истец не предоставил соглашения о проходе/проезде, составленное с собственником земельного участка с кадастровым номером 18:08:034001:2496.

Отсутствие записи об обременении в виде прохода/проезда к земельному участку административного истца, нарушает его права, так как создает правовую неопределенность в порядке доступа к его собственности, а также спорные и конфликтные ситуации с собственником соседнего земельного участка.

Определением Завьяловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО4

В судебное заседание не явился административный истец ФИО13, заинтересованное лицо ФИО15, ФИО4, надлежащим образом были извещены о дне рассмотрения дела.

Суд, на основании ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также – КАС РФ), рассмотрел дело в отсутствии административного истца, заинтересованных лиц.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1- ФИО14 заявленные требования поддержал по доводам и основаниям изложенные в нем.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управление «Росреестра» ФИО5 возражала по заявленным требованиям, просила в удовлетворении заявления отказать.

    В ходе судебного рассмотрения с ФГБУ «ФКП Росреестра» поступили письменные пояснения которых указано следующее: Земельный участок с кадастровым номером 18:08:034001:4128 общей площадью 23 097 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ № и межевого лана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО6 в связи с образованием четырех земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 18:08:034001:3854. Согласно межевому плану через земельный участок с кадастровым номером 18:08:034001:4128 обеспечивается доступ к землям общего пользования земельных участков с кадастровыми номерами 18:08:034001:4127, 18:08:034001:4129, 18:08:034001:4130, с 18:08:034001:3850 по 18:08:034001:3853, с 18:08:034001:3855 по 18:08:034001:3861.

    Так как земельный участок с кадастровым номером 18:08:034001:4128 непосредственно граничит с землями общего пользования, доступ к нему через иные участки не обеспечивается.

    Земельный участок с кадастровым номером 18:08:034001:2496 поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ № и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ подготовленного кадастровым инженером ФИО8 в связи с образованием двух земельных участков путем перераспределением земельных участков с кадастровыми номерами 18:08:034001:1593 и 18:08:034001:1571. Земельный участок с кадастровым номером 18:08:034001:2496 образован из земельного участка с кадастровым номером 18:08:034001:1593, то сведения о части с учетным номером 18:08:034001:2496/1 (для проезда/прохода) перенесены из исходного участка с кадастровым номером 18:08:034001:1593 в соответствии со сведениями межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ. На часть с учетным номером 18:08:034001:2496/1 зарегистрировано обременение в виде сервитута. Часть участка с учетным номером не прекратила свое существования.

    Заявление о снятии с государственного кадастрового учета части земельного участка с кадастровым номером 18:08:034001:2496 не поступало.

    Таким образом сведения Единого государственного реестра недвижимости о части земельного участка с кадастровым номером 18:08:034001:2496 являются актуальными.

Суд, изучив доводы административного искового заявления, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Пунктом 3 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения незаконным, необходимо установление одновременно двух условий: противоправности этого решения и факта нарушения прав административного истца или незаконного привлечения его к ответственности в результате такого решения.

ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 18:08:034001:4128. Соседний участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ФИО15

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Управление с заявлением № о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:034001:4128. К данному заявлению был приложен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ, в связи с изменением доступа (прохода/проезда) к/через земельный участок с кадастровым номером 18:08:034001:4128, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. Березка, уч. 22.

Из раздела «Заключение кадастрового инженера» указанного межевого плана следует, что данный межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ по изменению доступа к земельному участку с кадастровым номером 18:08:034001:4128; проездом/проходом площадью 1058 кв.м земельный участок с кадастровым номером 18:08:034001:2496 был обременен согласно выписке 08/08-14144 от ДД.ММ.ГГГГ, когда данному земельному участку был еще присвоен кадастровый №; доступ к земельному участку с кадастровым номером 18:08:034001:4128 осуществляется через проход/проезд площадью 1058 кв.м, которым обременен земельный участок с кадастровым номером 18:08:034001:2496; данный доступ является единственно возможным доступом к землям общего пользования земельного участка с кадастровым номером 18:08:034001:4128; таким образом, в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) необходимо указать, что доступ (проход/проезд) к земельному участку с кадастровым номером 18:08:034001:4128 осуществляется через земельный участок с кадастровым номером 18:08:034001:2496.

    Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 18:08:034001:4128 площадью 23 097 кв.м. принадлежит на праве собственности ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ № и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО6 в связи с образованием четырех земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 18:08:034001:3854. Согласно межевому плану через земельный участок с кадастровым номером 18:08:034001:4128 обеспечивается доступ к землям общего пользования земельных участков с кадастровыми номерами 18:08:034001:4127, 18:08:034001:4129, 18:08:034001:4130, с 18:08:034001:3850 по 18:08:034001:3853, с 18:08:034001:3855 по 18:08:034001:3861. Доступ к образуемому земельному участку с обозначением 18:08:034001:4128, осуществляется через земли общего пользования. Так как земельный участок с кадастровым номером 18:08:034001:4128 непосредственно граничит с землями общего пользования, доступ к нему через иные участки не обеспечивается.

    Таким образом, доступ к земельному участку с кадастровым номером 18:08:034001:4128 с момента его образования осуществляется через земли общего пользования, сведения о предоставлении доступа через земельный участок с кадастровым номером 18:08:034001:2496 в ЕГРН отсутствуют.

    По данным ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 18:08:034001:2496 принадлежит на праве собственности ФИО15 с ДД.ММ.ГГГГ.

В представленном на государственный кадастровый учет межевом плане документы, свидетельствующие о согласии правообладателя земельного участка с кадастровым номером 18:08:034001:2496 на предоставление доступа к земельному участку 18:08:034001:4128, отсутствуют.

    ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения представленных на государственный кадастровый учет документов, органом регистрации прав вынесено решение о приостановлении государственного кадастрового учета сроком на 3 месяца по основаниям, указанным в п. 5, п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, то есть в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона о регистрации.

В течение срока приостановления государственного кадастрового учета административным истцом не устранены причины, являющиеся основанием для приостановления, поэтому решением от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 18:08:034001:4128.

Таким образом, решение об отказе в государственном кадастровом учете вынесено в полном соответствии с положениями Закона о регистрации и требованиями действующего законодательства.

Кроме того, по данным ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером 18:08:034001:1566 площадью 16 367 кв.м. внесены в кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО9 от 21.11.2008       № и описания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «Бриг» на основании землеустроительного дела № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с образованием 9 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 18:08:034001:19. На основании указанного выше Описания земельных участков сформирована, в том числе и часть земельного участка с учетным номером 18:08:034001:1566/1 для обеспечения прохода/проезда. ДД.ММ.ГГГГ осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 18:08:034001:1593 на основании заявления ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ № и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО11, в связи с образованием двух земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 18:08:034001:1566 и 18:08:034001:1567. В отношении земельного участка с кадастровым номером 18:08:034001:1593 сведения о части с учетным номером 18:08:034001:1593/1 (для проезда/прохода) перенесены из исходного участка с кадастровым номером 18:08:034001:1566 в соответствии со сведениями межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ.

    Земельный участок с кадастровым номером 18:08:034001:2496 принадлежит на праве собственности ФИО15 с ДД.ММ.ГГГГ. Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ № и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО8 в связи с образованием двух земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 18:08:034001:1593 и 18:08:034001:1571. Так как земельный участок с кадастровым номером 18:08:034001:2496 образован из земельного участка с кадастровым номером 18:08:034001:1593, то сведения о части с учетным номером 18:08:034001:2496/1 (для проезда/прохода) перенесены из исходного участка с кадастровым номером 18:08:034001:1593 в соответствии со сведениями межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ.

    ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН была внесена запись о государственной регистрации сервитута в отношении части с учетным номером 18:08:034001:2496/1 на основании Соглашения об установлении сервитута части земельного участка oт ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ЗАО «Практика» (предыдущий собственник земельного участка с кадастровым номером 18:08:034001:2496) и ООО «Парус» (сервитуарий). Согласно данному соглашению срок действия сервитута составляет два года.

     ДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная регистрация прекращения указанного сервитута на основании представленного в орган регистрации заявления ФИО15 (настоящий собственник земельного участка с кадастровым номером 18:08:034001:2496).

Вместе с тем часть участка с учетным номером 18:08:034001:2496/1 не прекратила свое существования, так как согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом о регистрации случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке. Заявлений о снятии с государственного кадастрового учета части земельного участка с кадастровым номером 18:08:034001:2496 в орган регистрации не поступало.

Таким образом, доводы административного истца в части удаления из ЕГРН сведений о части с учетным номером 18:08:034001:2496/1 несостоятельны.

Как следует из п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

В силу положений ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитут.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Таким образом, в данном случае административным истцом избран ненадлежащий способ защиты.

В связи с тем, что административный истец полагает, что доступ к земельному участку с кадастровым номером 18:08:034001:4128 должен быть обеспечен через земельный участок с кадастровым номером 18:08:034001:2496, принадлежащий на праве собственности ФИО15, требование о возложении обязанности на Управление восстановить запись об обременении земельного участка с кадастровым номером 18:08:034001:2496 и описании указанного обременения (прохода/проезда) в ЕГРН - удовлетворению не подлежит.

Следовательно, оспариваемые решение и действия ФГБУ «ФКП Росреестра» сами по себе не влекут нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, как собственника данного земельного участка.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░

- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░

- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 18:08:034001:2496 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░/░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 18:08:034001:2496 ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2008 ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 13.05.2019░.

░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░:                                 ░.░. ░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-189/2020 (2а-2737/2019;) ~ М-2724/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Котегова Ольга Александровна
Ответчики
Управление Федеральной службы кадастра и картографии по УР
Другие
ФГБУ ФКП "Росреестра"
Агафонова Светалан Евгеньевна
Васильев Дмитрий Владимирович
Балтачев Иван Владимирович
Суд
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Орлов Дмитрий Владимирович
Дело на сайте суда
zavyalovskiy--udm.sudrf.ru
17.09.2019Регистрация административного искового заявления
17.09.2019Передача материалов судье
18.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
18.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2019Судебное заседание
13.11.2019Судебное заседание
11.12.2019Судебное заседание
13.01.2020Судебное заседание
13.01.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
03.02.2020Судебное заседание
24.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2020Дело оформлено
20.06.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее