Дело № 2а-2263/2023
25RS0001-01-2023-000925-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Владивосток 3 мая 2023 года
Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Елькиной А.В.,
при секретаре Драузиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Приморскому краю к Мещерякову Д. С. о взыскании задолженности по страховым взносам,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Приморскому краю (далее – МИФНС России № 15, налоговый орган), обратилась в суд с административным иском о взыскании с Мещерякову Д.С. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за 2018 год.
В обоснование требований МИФНС России № 15 указано, что по данным, имеющимся у налогового органа, Мещеряков Д.С. в период с 18.05.2018 по 06.12.2018 имел статус индивидуального предпринимателя, что является основанием для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС).
Согласно статье 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), с учетом периода прекращения предпринимательской деятельности, Мещерякову Д.С. были начислены страховые взносы за 2018 год: ОМС – в размере 3 233 рубля 98 копеек, ОПС – в размере 14 699 рублей 65 копеек, со сроком уплаты не позднее 21.12.2018, которые административным ответчиком в установленные законом сроки не оплачены, в связи с чем ему начислены пени.
30.01.2019 в адрес налогоплательщика направлено требование № 4106 со сроком уплаты до 12.03.2019.
Налогоплательщик в установленный срок указанное требование не исполнил. Согласно сведениям карточки расчетов с бюджетом, в настоящее время за Мещеряковым Д.С. числится задолженность в виде неуплаченных сумм страховых взносов за 2018 год в размере 17 933 рублей 63 копеек, пеня в размере 180 рублей 68 копеек, на общую сумму 18 114 рублей 31 копейка.
Вынесенный мировым судьей судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Владивостока 28.06.2019 судебный приказ № 2а-1401/2019 отменен определением от 23.08.2019.
Налоговый орган просит суд взыскать с Мещерякова Д.С. недоимки за 2018 год по страховым взносам на ОМС в размере 3 233 рубля 98 копеек, пени в размере 32 рубля 58 копеек; на ОПС в размере 14 699 рублей 65 копеек, пени в размере 148 рублей 10 копеек, на общую сумму 18 114 рублей 31 копейка.
Кроме того, одновременно с административным исковым заявлением налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, в котором в качестве обоснования пропуска процессуального срока МИФНС России № 15 ссылается на массовую системную ошибку, которая не позволяла сформировать заявление о вынесении судебного приказа.
Представитель административного истца, административный ответчик в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела стороны уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
В силу положений части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая надлежащее извещение административного истца, административного ответчика о времени и месте судебного заседания, принимая во внимание, что явка указанных лиц не была признана обязательной, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Из содержания статьи 57 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 3 НК РФ следует, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование урегулированы Главой 34 НК РФ.
На основании подпунктами 2 пунктами 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно пункту 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьёй 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенные по уважительной причине сроки подачи заявлений о взыскании, предусмотренные абзацем четвертым пункта 2, абзацем вторым пункта 3 статьи 48 НК РФ, могут быть восстановлены судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28 сентября 2021 года № 1708-О, принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица предусмотрено статьёй 48 Налогового кодекса Российской Федерации; по общему правилу такое взыскание возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункты 2 и 3 данной статьи). При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные статьёй 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Как следует из материалов настоящего административного дела, Мещеряков Д.С. в период с 18.05.2018 по 06.12.2018 имел статус индивидуального предпринимателя, что послужило основанием начисления налоговым органом страховых взносов по ОМС и ОПС.
Мещерякову Д.С., с учетом периода прекращения предпринимательской деятельности, были начислены страховые взносы за 2018 год: ОМС – в размере 3 233 рубля 98 копеек, ОПС – в размере 14 699 рублей 65 копеек, со сроком уплаты не позднее 21.12.2018. Указанные страховые взносы административным ответчиком, в установленные законом сроки не оплачены, в связи с чем ему начислены пени.
30.01.2019 в адрес налогоплательщика направлено требование № 4106 со сроком оплаты до 12.03.2019, в связи с неисполнением которого налоговым органом приняты меры к взысканию задолженности в судебном порядке.
На момент обращения налогового органа за взысканием задолженности в судебном порядке задолженность Мещерякова Д.С. за 2018 год составляла: страховые взносы в размере 17 933 рублей 63 копеек, пеня в размере 180 рублей 68 копеек, общая сумма 18 114 рублей 31 копейка.
Вынесенный мировым судьей судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Владивостока 28.06.2019 судебный приказ № 2а-1401/2019 отменен определением от 23.08.2019.
Административное исковое заявление МИФНС России № 15 о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу и пени подано в Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края через организацию почтовой связи 31.01.2023.
Поскольку принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может, пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Рассматривая вопрос о восстановлении срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, суд принимает во внимание, что налоговый орган должен был обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение шести месяцев с момента отмены судебного приказа, то есть не позднее 25.02.2020.
Частью 4 статьи 289 КАС РФ определено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Из указанного следует, что административное исковое заявление о взыскании задолженности с административного ответчика подано налоговым органом без соблюдения установленных положениями статьи 48 НК РФ сроков, доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, довод о том, что срок пропущен в связи с массовой системной ошибкой, которая не позволила сформировать заявление о вынесении судебного приказа, суд признает необоснованным, поскольку административным истцом является государственный орган, имеющий штат работников, в связи с чем, указанные административным истцом причины не относятся к объективным и непреодолимым обстоятельствам, связаны исключительно с организацией работы и не могут расцениваться как уважительные, следовательно оснований для восстановления пропущенного срока для обращения в суд с административным исковым заявлением не имеется.
Учитывая, что несоблюдение МИФНС России № 15 установленных налоговым законодательством сроков для обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных налоговым органом административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 15 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 19 ░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░