Дело (УИД) № 19RS0010-01-2022-000219-85
Производство № 2а-205/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 марта 2022 года с. Шира
Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Журавлевой Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Падчик Е.С.,
с участием:
административного истца помощника прокурора Ширинского района Республики Хакасия Есауловой О.В.,
представителя административного ответчика Тиханкова Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ширинского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Спиринского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, незаконным, обязании обеспечения технической возможности оказания муниципальных услуг в электронном виде,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ширинского района Республики Хакасия обратился с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Спиринского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия об обязании обеспечения технической возможности получения муниципальных услуг в электронном виде. Обосновывая заявленные требования административный истец указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Спиринского сельсовета законодательства в сфере реализации национальных проектов. В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией Спиринского сельсовета в нарушение действующего законодательства не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг по предоставлению информация об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду в электронной форме (ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», далее Федеральный закон № 210-ФЗ). Указанные нарушения создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц на предоставление муниципальных услуг, в том числе условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности на своевременное получение муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой Российской Федерацией административной реформы по повышению их качества и доступности муниципальных услуг. На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, обязать административного ответчика в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить техническую возможность оказания муниципальной услуги по предоставлению информация об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду в электронной форме.
В судебном заседании помощник прокурора Ширинского района Есаулова О.В. заявленные требования поддержала, с учетом уточнения по срокам исполнения, просила их удовлетворить: признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, обязать административного ответчика в течение полутора лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить техническую возможность оказания муниципальной услуги по предоставлению информация об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду в электронной форме.
Представитель административного ответчика - администрации Спиринского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия не возражал против удовлетворения заявленных требований, с учетом их уточнения административным истцом в судебном заседании.
Заслушав административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из содержания паспорта национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 04 июня 2019 года № 7, одной из целей программы является разработка, внедрение и эксплуатация облачной цифровой платформы обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг и сервисов, в том числе в электронном виде.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Согласно п. 6 указанной нормы предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ определено, что органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Как следует из продолжений п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ, органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Частью 6 ст. 11 Федерального закона № 210-ФЗ определено содержание реестра муниципальных услуг: 1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; 2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона; 3) об услугах, указанных в ч. 3 ст. 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; 4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.
Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией (ч. 7 ст. 11).
Обеспечение реализации положений Федерального закона № 210-ФЗ в соответствии с требованиями ст. 29 определены в следующие сроки:
- административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
- административные регламенты, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее 1 июля 2012 года;
- предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных услугах должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 1 июля 2011 года.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 29 Федерального закона № 210-ФЗ переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Пунктом 1.2 ч. 4 ст. 29 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее 1 июля 2012 года органами местного самоуправления требований п. 3 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок (не позднее 1 июля 2012 года) является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Спиринского сельсовета от Х утвержден реестр муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Спиринского сельсовета.
В указанный реестр включены муниципальные услуги, в том числе муниципальная услуга по предоставлению информация об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду в электронной форме.
В соответствии с Этапами перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде, являющихся приложением № 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом, до 01 января 2014 года.
Пунктом 50 Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями, являющимся Приложением № 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р, предусмотрено предоставление в электронном виде муниципальной услуги и по выдаче документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов).
Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2016 года № 236 утверждены требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 2 данных требований определено, что предоставление услуг в электронной форме может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В ходе проведенной прокуратурой Ширинского района проверки установлено, что администрацией Спиринского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг по предоставлению информация об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду в электронной форме.
На федеральном портале государственных услуг (Х) и официальном сайте органа местного самоуправления Х возможность получения заявителями муниципальных услуг услуги по предоставлению информация об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду в электронной форме, отсутствует. Обратного суду не представлено.
Указанные нарушения создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц на предоставление муниципальных услуг, в том числе на своевременность их получения, что в целом не способствует реализации целей проводимой Российской Федерацией административной реформы по повышению качества и доступности муниципальных услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 62 КАС РФ).
Согласно ст. 187 КАС РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Учитывая обстоятельства спорных правоотношений, возможности административного ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, суд считает разумным и не нарушающим баланс прав и законных интересов сторон данного спора предоставить срок исполнения требований истца в течение полутора лет с момента вступления решения в законную силу.
При таких обстоятельствах суд полагает, что данное обращение прокурора правомерно, заявленные требования основаны на законе и обоснованы по сути.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1, 5 (░░░░░░░░) ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░: ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 22 ░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.