Дело № 2а-2330/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2022 года
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
Председательствующего – судьи Романова С.А.,
при секретаре: Пержинской К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Сморчкова ... к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо: Департамент архитектуры и градостроительства г.Севастополя, об признании незаконным решения и о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Сморчков В.В. обратился в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленного письмом от 01 июля 2022 года №... об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером ... в аренду без проведения торгов.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что он обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее – Департамент) с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ... в аренду без проведения торгов. Письмом от 01 июля 2022 года №... Департамент отказал Сморчкову В.В. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером ... в аренду без проведения торгов. Как следует из оспариваемого решения, основанием для отказа Сморчкову В.В. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером ... в аренду без проведения торгов послужило то, что заявителем не были предоставлены документы, подтверждающие право на предоставление земельного участка в порядке ст. 39.6.
Истец полагает, что отказ Департамента является незаконным и необоснованным и нарушает права истца.
В судебное заседание истец не явился.
В судебное заседание ответчик своего представителя не направил. В суд представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, просит в удовлетворении иска отказать.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился, был извещен.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников по делу.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав свобод и реализации законных интересов или на них незаконного возложены какие-либо обязанности.
Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Обжалуемое решение принято ответчиком 01 июля 2022 года, а административное исковое заявление подано в суд 12 июля 2022 года, т.е. в пределах сроков, предусмотренных ст. 219 КАС РФ.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
Таким образом письмо Департамента от 01 июля 2021 года №..., содержащее отказ Сморчкову В.В. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером ... в аренду без проведения торгов, рассматривается как письменное решение Департамента.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Частью 2 статьи 39.6 ЗК РФ определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов.
В соответствии с п. 15 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, либо обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка либо принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что 08 апреля 2021 года Сморчков ... обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в собственность за плату или аренду для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, расположенного по адресу: г. Севастополь, ..., площадью ... кв.м.
Частью 5 статьи 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 6 ст. 39.18 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего кодекса.
26 мая 2022 года Департаментом на основании заявления Сморчкова ... от 08 апреля 2021 года издано распоряжение №... о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ..., г. Севастополь, ..., ул. ..., площадью ... кв.м. (далее – Распоряжение ...-...).
Пунктом 2 Распоряжения ...-... предварительно согласовано предоставление земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Пунктом 6 Распоряжения ...-... Сморчков ... наделен правом обратиться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка.
Пунктом 7 Распоряжения ...-... предусмотрено что, данное распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном действующим законодательством.
На основании Распоряжения Сморчковым В.В. был подготовлен межевой план земельного участка. 07.06.2022 года земельный участок был образован. Земельному участку присвоен кадастровый ....
Таким образом, распоряжение ...-..., в соответствии с п. 15 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ и п. 6 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, является самостоятельным основанием для предоставления Сморчкову В.В. земельного участка в аренду без проведения торгов.
14 июня 2022 года Сморчков ... обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка площадью ... кв.м. с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: г. Севастополь, ..., ул. ....
Поскольку распоряжение ...-..., в соответствии с п. 15 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ и п. 6 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, является самостоятельным основанием для предоставления Сморчкову В.В. земельного участка в аренду без проведения торгов, то отказ Департамента от 01 июля 2022 года №... в предоставлении Сморчкову В.В. земельного участка с кадастровым номером ... в аренду без проведения торгов не соответствует закону и подлежит отмене.
С целью восстановления прав и законных интересов истца на Департамент надлежит возложить обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление Сморчкова ... (14.06.2022 вх. №...) о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка площадью ... кв.м. с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: г. Севастополь, ..., ул. ..., с учетом вышеуказанных обстоятельств.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2022 ░░░░ №..., ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ... ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ... ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ... (14.06.2022 ░░. №...) ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░░░, ..., ░░░░░░░░ ... ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.08.2022 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░