Дело №2а-1811/2023
УИД 92RS0004-01-2023-001441-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(полный текст)
04 июля 2023 года город Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Григорьевой У.С.,
при секретаре судебного заседания – Кузнецовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кочерженко <данные изъяты> к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Кочерженко Н.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 10.01.2023 № ГУ-исх-53/23 о возврате без рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г<данные изъяты>, площадью 500 кв.м.; возложить на административного ответчика обязанности рассмотреть заявление административного истца от 29.12.2022 № ГУ-20475/22.
В обоснование административного иска административный истец указал, что решением двадцать седьмой сессии Качинского поселкового Совета шестого созыва от 19.09.2013 № 913 «О даче согласия гражданам на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков для индивидуального дачного строительства по <данные изъяты>, согласно прилагаемого списка», Кочерженко Н.В. дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка для индивидуального дачного строительства по адресу: <данные изъяты> площадью 0,05 га.
28.12.2022 Кочерженко Н.В. обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, Качинское шоссе, 39/102, площадью 500 кв.м. Однако решением административного ответчика, оформленного письмом от 10.01.2023 № ГУ-исх-53/23 заявление административного истца было возвращено без рассмотрения поскольку при проведении анализа представленных с заявлением документом административным ответчиком выявлено, что указанные материалы являются основанием для утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, установленном статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно представленной схемы испрашиваемый земельный участок формируется путем раздела из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Таким образом, поскольку Кочерженко Н.В. обратился с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории Административного регламента предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности», утвержденного Приказом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 07.12.2021 № 11-АР по форме (приложение № 1-а), административным ответчиком принято решение о возврате приложенного к заявлению пакета без рассмотрения.
Истец считает данный отказ незаконным, не основанным на нормах действующего законодательства РФ, в связи с чем обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин не явки суду не сообщил.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, уважительных причин не явки суду не сообщил. Направил в суд материалы на основании которых было принято оспариваемое решение. Просил отказать в удовлетворении требований.
Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся участников рассматриваемого дела, извещенных в установленном законом порядке, с учетом представленных сторонами доказательств, учитывая, что информация о времени и месте рассмотрения дела опубликована на официальном сайте Нахимовского районного суда в сети Интернет.
Суд, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, находит исковые требования подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.
Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам, по его мнению противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением двадцать седьмой сессии Качинского поселкового Совета шестого созыва от 19.09.2013 № 913 «О даче согласия гражданам на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков для индивидуального дачного строительства <данные изъяты>, согласно прилагаемого списка», Кочерженко Н.В. дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка для индивидуального дачного строительства по адресу: <данные изъяты> площадью 0,05 га.
28.12.2022 административный истец через МФЦ (ул. Павла Корчагина, 34, запись № 12/36585 от 28.12.2022) обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением, вх. № ГУ-20475/22 от 29.12.2022 об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <данные изъяты> площадью 500 кв.м.
Решением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленного письмом от 10.01.2023 № ГУ-исх-53/23 истцу были возвращены документы без рассмотрения в связи с тем, что при проведении анализа представленных с заявлением документом административным ответчиком выявлено, что указанные материалы являются основанием для утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, установленном статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно представленной схемы испрашиваемый земельный участок формируется путем раздела из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> Таким образом, поскольку Кочерженко Н.В. обратился с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории Административного регламента предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности», утвержденного Приказом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 07.12.2021 № 11-АР по форме (приложение № 1-а), административным ответчиком принято решение о возврате приложенного к заявлению пакета без рассмотрения.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» в соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законом устанавливаются особенности регулирования имущественных, земельных, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя 22.09.2016 № 883-ПП Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
Согласно пункту 2.3 Положения Департамент осуществляет управление и распоряжение имуществом и землями в пределах своей компетенции.
Частью 1 статьи 84 КАС РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из анализа указанных положений следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Под государственной услугой, как указано в статье 2 этого Закона, понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В силу ст. 5 этого же Закона, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
Деятельность ответчика относится к сфере публичного права.
В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан.
К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти.
Приказом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 07.12.2021 № 11-АР «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь» утвержден соответствующий Административный регламент.
П. 2.6.3. Административного регламента в случае завершения оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляющегося на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству принятых до 21 марта 2014 года заявитель предоставляет следующие документы:
1) заявление (рекомендуемая форма – Приложение №1-а);
2) документ, удостоверяющий личность заявителя, являющегося физическим лицом и личность представителя физического лица;
3) документ, удостоверяющий полномочия представителя физического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя;
4) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
5) заверенные копии органов местного самоуправления или решений о разрешении на разработку документации по землеустройству принятых до 21 марта 2014 года.
Согласно расписки в получении документов на предоставление государственной и муниципальной услуги от 28.12.2022 запись № 12/36585, Кочерженко Н.В. вместе с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по форме Приложение №1-а, были также предоставлены все необходимые документы, указанные в п. 2.6.3 Административного регламента, в том числе заверенные архивные копии.
Пунктом 2.9. Административного регламента предусмотрено, что основанием для возврата заявления и приложенных к нему документов, поступивших из ГАУ «Цифровой Севастополь – МФЦ в г. Севастополь», являются: отсутствие у заявителя соответствующих полномочий; заявителем не заполнены (заполнены не полностью) графы, предусмотренные формой заявления; наличие в заявлении и прилагаемых к заявлению документах, неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание, неверно заполненное заявление; отсутствие в предоставленном пакете документов одного или нескольких документов, необходимых для получения государственной услуги, указанных в подразделе 2.6 настоящего Административного регламента, и обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.
Вместе с тем сообщение от 10.01.2023 № ГУ-53/23 не содержит указаний на пункт административного регламента, на основании которого административному истцу возвращено заявление с пакетом документов без рассмотрения.
Ссылка административного ответчика о необходимости обращения в адрес Департамента по имущественным и земельным отношения города Севастополя с заявление и пакетом документов, предусмотренным административным регламентом по предоставлению государственной услуги «утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утвержденным Приказом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 07.12.2021 № 15-АР суд находит не состоятельной ввиду того, что заявитель обратилась в уполномоченный орган за конкретной государственной услугой, а именно с целью завершения оформления прав на земельный участок в порядке ст. 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», порядок предоставления которой регулируется именно Административным регламентом предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности», утвержденного Приказом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 07.12.2021 № 11-АР по форме (приложение № 1-а).
Таким образом оснований для возврата заявления у административного ответчика не имелось.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства административным ответчиком суду не приведено достаточных доказательств, свидетельствующих о правомерности принятого решения от 10.01.2023 № ГУ-53/23, в связи с чем административные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 140-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 10.01.2023 № ░░-53/23 ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░ 500 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░ 500 ░░.░. ░░ 29.12.2022 № ░░-20475/22 ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 05.07.2023.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░