Адм. дело № 2а-8/2024
УИД 22RS0061-01-2023-000382-35
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
с. Целинное 05 марта 2024 года
Целинный районный суд Алтайского края в составе судьи Сидоровой Н.А.
при секретаре Пастуховой М.В.,
с участием административного истца пом. прокурора Целинного района Алтайского края Зарва М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Целинного района Алтайского края, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Целинного района Алтайского края, Правительству Алтайского края, Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края, Министерству финансов Алтайского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов и возложении обязанности по ликвидации несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Целинного района Алтайского края обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с административным иском к Муниципальному образованию «Целинный район Алтайского края» в лице Администрации Целинного района Алтайского края с требованиями признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Целинный район Алтайского края», выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов, расположенных на земельных участках на расстоянии 1 км. в юго-восточном направлении от границы с. Локоть, на расстоянии 100 метров в восточном направлении от автодороги Локоть - Поповичи, а также на расстоянии 2 км. от с. Целинное в северо-западном направлении в 50 м. в южном направлении от водоема и очистке указанных территорий от отходов; обязать администрацию муниципального образования «Целинный район Алтайского края» ликвидировать несанкционированные места размещения твердых бытовых отходов, расположенных на земельных участках на расстоянии 1 км. в юго-восточном направлении от границы с. Локоть, на расстоянии 100 метров в восточном направлении от автодороги Локоть-Поповичи, а также на расстоянии 2 км. от с. Целинное в северо - западном направлении в 50 м. в южном направлении от водоема и очистить указанные территории от отходов.
В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка деятельности Администрации Целинного района Алтайского края на предмет исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами, по результатам которой установлено следующее.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ) земля, недра, почвы являются компонентами природной среды, обеспечивающими в совокупности благоприятные условия для существования жизни на земле.
В силу ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.4 Федерального закона №7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона №7-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В силу ч.1 ст.11 Федерального закона №-7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона №7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закона №89-ФЗ)
Согласно ст. 1 Федерального закона №89-ФЗ отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В силу ч. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона №89-ФЗ следует, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п.п. 9,14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон №131-Ф3) установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующего муниципального района.
Проверкой установлено, что на земельных участках, расположенных на расстоянии 1 км. в юго-восточном направлении от границы с. Локоть, на расстоянии 100 метров в восточном направлении от автодороги Локоть- Поповичи, а также на расстоянии 2 км. от с. Целинное в северо-западном направлении в 50 м. в южном направлении от водоема производится несанкционированное складирование твердых бытовых отходов на земельных участках площадью не менее 30 кв.м. На данных свалках имеется в значительном количестве бытовой мусор, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки и канистры, жестяные банки, строительные отходы, обломки бытовой техники и т.д.
Земельные участки, расположенные на расстоянии 1 км. в юго- восточном направлении от границы с. Локоть, на расстоянии 100 метров в восточном направлении от автодороги Локоть-Поповичи и 2 км. от с. Целинное в северо-западном направлении в 50 м. в южном направлении от водоема, на которых расположены несанкционированные свалки по категории земель в соответствии с ч.1 ст.103 Земельного кодекса РФ относятся к землям запаса, входят в состав земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п.10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Таким образом, в нарушение ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ Администрацией района не принимаются меры к ликвидации указанных несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов, очистке указанных территорий района от отходов.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Использование земельных участков для несанкционированного складирования и хранения на нем отходов производства и потребления, осуществляемого с нарушением требований природоохранного и санитарного законодательства, может создать реальную угрозу загрязнения атмосферы, засорения территории, истощения и деградации почвы, а также ухудшения среды обитания человека, что недопустимо.
Ранее в адрес администрации Целинного района Алтайского края вносилось представление об устранении указанных нарушений, однако до настоящего времени комплекса мер по устранению выявленных нарушений не принято.
Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Определениями Целинного районного суда Алтайского края от 14.08.2023, 03.10.2023, 23.10.2023 к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены Правительство Алтайского края, Министерство природных ресурсов Алтайского края, Министерство финансов Алтайского края, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Алтайскому краю. Определением Целинного районного суда Алтайского края от 15.12.2023 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Степно-Чумышского сельсовета Целинного района Алтайского края, Администрация Целинного сельсовета Целинного района Алтайского края.
В судебном заседании административный истец - пом. прокурора Целинного района Алтайского края Зарва М.А. просил производство по делу прекратить, представил письменный отказ прокурора Целинного района Алтайского края Борвих С.К. от административного иска к Администрации Целинного района Алтайского края, Правительству Алтайского края, Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края, Министерству финансов Алтайского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, поскольку в ходе рассмотрения административного дела в суде установлено, что исковые требования прокурора административными ответчиками были удовлетворены добровольно после подачи административного иска в суд, последствия отказа от иска, предусмотренные ст.ст. 157, 195 КАС РФ, прокурору известны и понятны.
Представители административных ответчиков - Администрации Целинного района Алтайского края, Правительства Алтайского края, Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, Министерства финансов Алтайского края, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще и своевременно, об отложении судебного заседания не просили.
Представители заинтересованных лиц - Администрации Степно-Чумышского сельсовета Целинного района Алтайского края, Администрации Целинного сельсовета Целинного района Алтайского края в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще и своевременно, об отложении судебного заседания не просили.
Согласно ч.ч. 2, 5 ст. 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В силу ч.3 ст.157 КАС РФ в случае принятия судом отказа от административного иска суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.
Изучив материалы дела, суд считает возможным принять отказ административного истца от заявленных административных исковых требований, прекратив производство по административному делу, поскольку в данном случае отказ административного истца от административного иска заявлен им добровольно, в связи с добровольным удовлетворением заявленных административных исковых требований Администрацией Целинного района Алтайского края после подачи иска в суд, не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации или иным федеральным законам, не нарушает прав других лиц.
Последствия этого действия разъяснены и понятны: повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Руководствуясь ст.ст. 46, 157, п.3 ч.1 ст. 194, ст.ст. 198, 199 КАС РФ, суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.03.2024.
░░░░░ ░░░░░░░