14RS0035-01-2022-014473-64
Дело № 2а-8545/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 10 октября 2022 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М.А., единолично, при секретаре Никодимове Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ивановой Натальи Васильевны к Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в принятии решения о подготовке документации по планировки территории в целях перераспределения земельного участка и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 14:36:106099:504, расположенного по адресу: ____ (Якутия), ____, административный ответчик отказал в перераспределении данного земельного участка, однако отказ не содержит ни одного предусмотренного законом основания. Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, просила признать незаконным отказ от ____ №-ДГиТИ/22 и обязать административного ответчика осуществить действия по подготовке документации по планировке и межеванию территории в целях перераспределения вышеуказанного земельного участка.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, извещена, направила своего представителя ФИО2, которая требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель административных соответчиков Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации ____, Окружной администрации ____ ФИО3 административный иск не признала, ссылаясь на законность действий органа местного самоуправления. Согласно письменному отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании запрашиваемые границы земельного участка накладываются на зону с особыми условиями использования территории. Также на момент обращения административного истца на запрашиваемые границы земельного участка с северной стороны распространялся лесохозяйственный регламент ____ для лесных массивов городских лесов. Таким образом, принятия решения о разработке не требуется.
Суд, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
____ ФИО1 обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о подготовке документации по планировке территории в целях перераспределения ей земельного участка с кадастровым номером 14:36:106099:504, расположенного по адресу: ____ (Якутия), ____.
____ административному истцу Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации ____ направлено уведомление №-ДГиТИ об отказе в подготовке документации по планировке территории в целях перераспределения ей земельного участка.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен, поскольку уведомление о принятом решении датировано ____, административное исковое заявление поступило в суд ____
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием удовлетворения заявленных требований является совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением, действием (бездействием) прав либо свобод административного истца. Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган и должностное лицо. Указанные органы и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, других материалов дела установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 14:36:106099:504, расположенного по адресу: ____ (Якутия), ____, с видом разрешенного использования под индивидуальное жилищное строительство.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 ЗК РФ.
При этом в силу ч. 3 данной статьи перераспределение в данном случае осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно материалам дела административный истец просила подготовить ей документацию по планировке территории в целях перераспределения вышеуказанного земельного участка.
Пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Административными ответчиками представлены сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ____ № в отношении земельного участка запрашиваемой площадью 449,76 кв.м, расположенных по адресу: ____, з/у 53/2.
Из этих сведений следует, что запрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-2А»: для индивидуального жилищного строительства, ограничениям по линии градостроительного регулирования (красным линиям) соответствует, по проекту планировки относится к объектам индивидуальной жилой застройки, по проекту межевания территории ИЖС в иных границах.
Административный ответчик ссылается на то, что согласно пп. «а» п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от ____ № «Об особенностях подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию» в период со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от ____ № до ____ в целях подготовки документации по планировке территории и внесения изменений в такую документацию принятие решения о подготовке документации по планировке территории и решения о подготовке изменений в документацию по планировке территории (если принятие такого решения предусмотрено соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления) не требуется, за исключением случаев, указанных в ч. 1.1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Между тем данное постановление регламентирует выдачу разрешений на строительство, а не о перераспределении земельного участка, следовательно, не может применяться в данном случае.
Постановление Окружной администрации ____ от ____ №п «Об утверждении лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов городского округа «____» Республики Саха (Якутия)» признано недействующим судебным постановлением в июне 2022г., кроме того, никаких доказательств того, что испрашиваемый для перераспределения земельный участок находится на территории городских лесов административным ответчиком не представлено. Следовательно, данное основание отказа не может быть признано законным и обоснованным.
Другое основание отказа, а именно расположение испрашиваемого земельного участка в зоне объектов газоснабжения, также судом отклоняется, поскольку оно не предусмотрено земельным законодательством в качестве основания для отказа в перераспределении земельного участка, а тем более для отказа в подготовке соответствующей документации.
Таким образом, у административного истца имеются предусмотренным ЗК РФ основания для перераспределения земельного участка, предусмотренные п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ, иных препятствий для перераспределения земельного участка не имеется.
В соответствии с пп. 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков определен в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ и является исчерпывающим. Между тем предусмотренных данной нормой права оснований для отказа в перераспределении названного земельного участка в судебном заседании не установлено. Таким образом, из материалов дела установлено, что испрашиваемый для перераспределения земельный участок всем требованиям соответствует, в связи с чем правовых оснований для отказа административному истцу в перераспределении испрашиваемого земельного участка у административного ответчика не имелось.
При таких обстоятельствах, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, суд признает действия органа местного самоуправления незаконными и нарушающими права и охраняемые законом интересы административного истца, нарушенные права которой, с учетом неоднократного отказа по одному и тому же основанию, подлежат восстановлению путем возложения на административного ответчика обязанности в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки повторно рассмотреть заявление административного истца.
Таким образом, административный иск подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 14:36:106099:504, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░), ░. ░░░░░░, ░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░ 2022 ░. № 9323-░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░ 2022 ░. № 2968-░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 14:36:106099:504, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░), ░. ░░░░░░, ░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░/░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░: ░░░5
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ____