Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3636/2024 ~ М-2734/2024 от 09.07.2024

Дело №2а-3636/2024

УИД: 42RS0009-01-2024-005937-95

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего судьи Шандрамайло Ю.Н.,

при секретаре Краеренко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

19 августа 2024 года

административное дело по административному исковому заявлению Таннагашевой Натальи Евгеньевны, действующей в интересах недееспособного Таннагашева Ильи Николаевича, к администрации г. Кемерово об оспаривании постановления,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Таннагашева Н.Е., действующая в интересах недееспособного Таннагашева И.Н., обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Кемерово об оспаривании постановления.

Требования мотивированы тем, что административным ответчиком было вынесено постановление ### от **.**.**** о демонтаже незаконно размещенного объекта. Указанное постановление нарушает права и законные интересы административного истца, а именно право собственности на хозяйственные постройки – забор и беседку.

Таннагашеву И.Н. принадлежит на праве собственности жилое помещение, квартира, площадью ... кв.м., расположенное по адресу ..., кадастровый ###. Согласно техническому паспорту ГП КО «...» по состоянию на **.**.**** площадь квартиры составляет ... кв.м., что свидетельствует о реконструкции жилого дома путем пристройки к ... в **.**.**** году.

Земельный участок под многоквартирным домом находится на праве общей долевой собственности у правообладателей квартир: г. Кемерово – доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади квартиры с кадастровым номером ###; Таннагашев И.Н. – доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади квартиры с кадастровым номером ###. Границы участка установлены в соответствии с действующим законодательством.

В **.**.**** году для строительства пристройки, забора и беседки Таннагашевым И.Н. администрацией г. Кемерово договор аренды на земельный участок. В выписке ЕГРН от **.**.**** на земельный участок площадью ... кв.м. по адресу ... значится договор аренды (срок действия: не установлен), заключенный с Таннагашевым И.Н..

В оспариваемом постановлении администрации г. Кемерово нет ссылки ни на одну статью закона. Тем временем, законом не предусмотрен демонтаж незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

Полагает, что администрация г. Кемерово не может определять законность построек, и каким именно законам они не соответствуют. Не предусмотрено и право администрации г. Кемерово без решения суда о сносе или демонтаже демонтировать что-либо.

Кроме того, административный истец указывает, что в оспариваемом постановлении не указаны, какие именно незаконно размещенные объекты подлежат демонтажу, отсутствует акт осмотра, не проведена строительно-техническая экспертиза. Квалификация объекту, не являющемуся объектом капитального строительства применительно к требованиям действующего законодательства администрацией г. Кемерово не дана.

Просила признать незаконным постановление администрации г. Кемерово ### от **.**.**** о демонтаже незаконно размещенного объекта.

Административный истец Таннагашева Н.Е. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного истца Ситникова Е.В., действующая на основании доверенности, заявленные административные требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика, заинтересованного лица Мулько Е.О., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам возражений на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица Курилова Ю.К., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала позицию административного ответчика, возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Таннагашеву И.Н. на праве собственности принадлежит жилое помещение, квартира по адресу: ..., кадастровый номер ###, площадью ... кв.м., в отношении которой администрацией г. Кемерово принято решение об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд ### от **.**.**** (л.д. 24-27). Кроме того, Таннагашеву И.Н. принадлежат: доля в праве общей долевой собственности, пропорциональная размеру общей площади квартиры с кадастровым номером ###, на земельный участок с кадастровым номером ###, расположенный по адресу: ... (л.д. 10-23).

**.**.**** администрацией г. Кемерово на основании решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 19.10.2018 N 171 «Об утверждении Положения «О порядке освобождения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Кемерово, и земельных участков на территории города Кемерово, государственная собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществления демонтажа и (или) перемещения таких объектов» вынесено постановление №2104 «О демонтаже незаконно размещенного объекта» (л.д. 7).

Несогласие административного истца с указанным постановлением послужило основанием для подачи в суд настоящего административного искового заявления.

Разрешая заявленные административным истцом требования, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального, городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального, городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального, городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных, городских округов, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Статья 72 ЗК РФ устанавливает, что муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утвержденным представительным органом муниципального образования. Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений.

Как указано в п. 26 ч. 2 ст. 11 Устава города Кемерово, принятого постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.06.2005 N 253, к вопросам местного значения относится утверждение генеральных планов города, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов города документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах города для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах города, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территории города, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Глава города Кемерово в соответствии с постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.01.2006 N 308 «Об утверждении структуры администрации города Кемерово», распоряжением Главы города от 07.04.2006 N 1297 «О требованиях к структуре и содержанию положения о структурных подразделениях администрации города Кемерово», постановлением от 02.02.2015 N 172 утвердил Положение «Об управлении архитектуры и градостроительства администрации города Кемерово» (далее – Положение N 172).

Согласно п.п. 3.31. 35 Положения N 172 к функциям управления архитектуры и градостроительства администрации г. Кемерово относится, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами города Кемерово; выявление незаконно размещенных объектов на территории города Кемерово.

Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 19.10.2018 N 171 утверждено Положение «О порядке освобождения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Кемерово, и земельных участков на территории города Кемерово, государственная собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществления демонтажа и (или) перемещения таких объектов» (далее – Положение N 171).

Как указано в п. 2 данного Положения N 171 для целей настоящего Положения под незаконно размещенным объектом, не являющимся объектом капитального строительства, следует понимать объект, не относящийся к объектам, определенным п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, абз. 1 и абз. 3 п. 1 ст. 130 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, расположенный на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом и иными правовыми актами порядке, либо без документов, являющихся основанием для размещения такого объекта, оформленных в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо в случае, когда истек срок действия документов, являющихся основанием для размещения такого объекта.

На основании п. 3 Положения N 171 выявление незаконно размещенных объектов осуществляется уполномоченным структурным подразделением администрации города Кемерово (далее – уполномоченный орган) самостоятельно либо на основании информации, поступившей от органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

При этом уполномоченный орган оценивает характеристики незаконно размещенного объекта на их соответствие пункту 2 настоящего Положения N 171. В случае наличия признаков объекта капитального строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, настоящее Положение применению не подлежит.

В случае выявления незаконно размещенных объектов или подтверждения поступившей информации о незаконном размещении объекта уполномоченным органом составляется акт о выявлении незаконно размещенного объекта (п. 4 Положения N 171).

В случае, если уполномоченный орган располагает информацией о владельце незаконно размещенного объекта, уполномоченный орган направляет владельцу требование о добровольном освобождении земельного участка, в котором устанавливается срок для добровольного освобождения земельного участка от незаконно размещенного объекта - пять календарных дней со дня получения требования (п. 5 Положения N 171).

Если владелец незаконно размещенного объекта неизвестен, уполномоченный орган размещает на незаконно размещенном объекте информацию о розыске владельца, сроке для добровольного освобождения земельного участка (четырнадцать календарных дней со дня размещения информации на объекте), последствиях невыполнения требования об освобождении земельного участка, о контактных телефонах для обращения заинтересованных лиц. Факт размещения информации на объекте фиксируется с помощью фотосъемки. Также вышеуказанная информация размещается на официальном сайте администрации города Кемерово в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – официальный сайт) (п. 6 Положения N 171).

Согласно п. 7 Положения N 171, в случае не осуществления в установленный срок добровольного освобождения земельного участка уполномоченный орган не позднее семи календарных дней по истечении вышеуказанного срока осуществляет подготовку проекта постановления администрации города Кемерово о демонтаже и (или) перемещении (далее – демонтаж) незаконно размещенного объекта (далее – решение о демонтаже).

В решении о демонтаже должны быть указаны: место расположения незаконно размещенного объекта, подлежащего демонтажу; персональный состав комиссии, в присутствии которой будет производиться демонтаж (далее – комиссия); срок проведения работ по демонтажу.

В соответствии с п. 8 Положения N 171, текст решения о демонтаже не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения, размещается на официальном сайте. Копия решения о демонтаже размещается (наклеивается, вывешивается) на поверхности незаконно размещенного объекта. Факт размещения решения о демонтаже на объекте фиксируется с помощью фотосъемки.

**.**.**** консультантом-советником отдела муниципального земельного контроля управления архитектуры и градостроительства администрации г. Кемерово ЛИЦО_1 был составлен акт о выявлении факта незаконного размещения объекта, ограждения ориентировочной протяженностью 30 м, без документов, являющихся основанием для размещения такого объекта, оформленных в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, по адресу: ..., с приложением фотоснимков указанного выявленного объекта (л.д. 43).

На основании указанных норм Положения N 171 **.**.**** управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Кемерово было подготовлено письмо ###, согласно которому управление архитектуры и градостроительства администрации г. Кемерово информирует о розыске владельца незаконно размещенного объекта по адресу: ..., и необходимости в течение четырнадцати календарных дней со дня размещения настоящей информации на объекте осуществить добровольное освобождение земельного участка от незаконно размещенного на нем объекта (л.д. 45).

Указанное информационное письмо было размещено на спорном ограждении, что подтверждается материалами фотофиксации (л.д. 46).

В связи с тем, что владельцем незаконно размещенного объекта в установленный срок не предприняты меры для добровольного освобождения земельного участка, расположенного ..., администрацией г. Кемерово принято оспариваемое постановление от **.**.**** N ###, было размещено на официальном сайте администрации г. Кемерово в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Кроме того, **.**.**** его копия была также размещена на поверхности незаконно размещенного объекта, ограждении ориентировочной протяженностью 30 м (л.д. 48).

**.**.**** оспариваемое постановление исполнено, демонтирован незаконно размещенный объект, что подтверждается актом, и фотоматериалом (л.д. 49, 50).

Анализируя указанные обстоятельства, а также приведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным на то органом местного самоуправления в пределах своей компетенции. Процедура, закрепленная в Положения N 171, соблюдена администрацией г. Кемерово в лице уполномоченного органа, управления архитектуры и градостроительства администрации г. Кемерово, в полном объеме с учетом всех установленных к ней требований и сроков.

Довод административного истца о том, что оспариваемое постановление нарушает его права и законные интересы, а именно право собственности на хозяйственные постройки, забор и беседку, суд находит несостоятельными ввиду следующего.

Как указывает административный истец, в **.**.**** году по договору аренды Таннагашеву И.Н. был предоставлен земельный участок с кадастровым номером ### общей площадью ... кв.м. На земельный участок с кадастровым номером ### общей площадью ... кв.м. постановлением администрации г. Кемерово от **.**.**** N ### установлен публичный сервитут для использования земель и земельных участков в целях эксплуатации, реконструкции, капитального ремонта инженерных сооружений, реконструкции, капитального ремонта их участков на срок 10 лет (л.д. 83-94).

Однако, как усматривается из схемы расположения земельного участка ### (л.д. 51), а также фотоматериала (л.д. 44), незаконно расположенные спорные объекты находятся за пределами земельного участка с кадастровым номером ###, при этом правоустанавливающих документов, подтверждающих факт использования административным истцом земельного участка, на котором расположены спорные объекты, а именно беседка и ограждение, на законных основаниях, суду не предоставлено.

Таким образом, беседка и ограждение, принадлежащие административному истцу, расположенные на земельном участке по адресу ... и частично на земельном участке с кадастровым номером ###, являются незаконно размещенными объектами.

Ссылки в административном исковом заявлении на нормы закона, регулирующие правоотношения, связанные с самовольными постройками, а также на тот факт, что администрация г. Кемерово уже выносила постановление от **.**.**** ### о сносе самовольных построек, также не могут быть приняты судом во внимание.

Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Апелляционным определением Кемеровского областного суда от **.**.**** по делу ### (###), вступившим в законную силу **.**.****, решение Центрального районного суда г. Кемерово от **.**.**** отменено, постановление администрации г. Кемерово от **.**.**** ### признано незаконным в части сноса самовольных построек, расположенных на земельных участках по следующим адресам: ... и самовольной постройки, расположенной на земельном участке по адресу: ..., и частично на земельном участке с кадастровым номером ###.

При этом, как следует из указанного определения, судом апелляционной инстанции установлено, что администрацией г. Кемерово не доказано, что спорные объекты с учетом их характеристик являются объектами недвижимого имущества по смыслу положений ст. 130 ГК РФ, тогда как положения статьи 222 ГК РФ регулируют отношения, связанные с самовольным возведением (созданием) зданий, сооружений, отвечающих критериям недвижимого имущества вследствие прочной связи с землей, исключающей их перемещение без несоразмерного ущерба назначению этих объектов (л.д. 78-82).

Таким образом, апелляционным определением установлено, что спорные объекты не являются самовольными постройками, в связи с чем нормы о самовольной постройке к сложившейся спорной ситуации применяться не могут.

Оценив доводы сторон, представленные ими доказательствам, применяя нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд приходит выводу об отказе в удовлетворении требований Таннагашевой Н.Е., действующей в интересах недееспособного Таннагашева И.Н. о признании незаконным постановления администрации города Кемерово от **.**.**** N ###.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, КАС РФ суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 02.09.2024.


Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3636/2024 ~ М-2734/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Таннагашева Наталья Евгеньевна
Ответчики
Администрация города Кемерово
Другие
Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Кемерово
Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса
Суд
Центральный районный суд г. Кемерово
Судья
Шандрамайло Юлия Николаевна
Дело на сайте суда
centralniy--kmr.sudrf.ru
09.07.2024Регистрация административного искового заявления
09.07.2024Передача материалов судье
12.07.2024Решение вопроса о принятии к производству
12.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2024Подготовка дела (собеседование)
25.07.2024Рассмотрение дела начато с начала
12.08.2024Судебное заседание
14.08.2024Судебное заседание
19.08.2024Судебное заседание
02.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее