ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Копия
Уникальный идентификатор дела
№ 92RS0002-01-2022-002822-90
производство № 2а-2721/2022
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
30 июня 2022 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Власенко Ф.В.
при помощнике судьи Требунской А.В.
с участием:
административного истца Созиновой А.С.
представителя административного истца Шоничева Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Созиновой Анны Степановны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия
установил:
Созинова А.С. обратилась в Гагаринский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия.
Ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске, Созинова А.С. просит суд признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ г. исх. № ГУ-исх-№, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Созиновой А.С. путем возложения обязанности на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью № кв. м. (кадастровый квартал №), расположенного в Гагаринском районе г. Севастополя по предварительному согласованию предоставления земельного участка, обязать административного ответчика сообщить об исполнении решения суда в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование иска указано, что Созинова А.С. обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя с заявлением вх. № ГУ-№ от ДД.ММ.ГГГГ (МФЦ ул. Корчагина, 34, запись № 12-40930 от 11.11.2021) о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: г. Севастополь, Гагаринский район, площадью: № кв.м.
25.05.2022 Созиновой А.С. отказано в предоставлении государственной услуги. Отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя мотивирован тем, что на испрашиваемом земельном участке расположены строения, сооружения, сведения о капитальности и принадлежности которых отсутствуют.
Считая отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя незаконным, Созинова А.С. обратилась в суд с иском.
Административный истец Созинова А.С. явилась в судебное заседание, поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить исковые требования.
Представитель административного истца Шоничев Д.А. явился в судебное заседание, поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить исковые требования. Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии уведомления о присвоении Созиновой А.С. ИНН.
Представитель административного ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в судебное заседание не явился, ответчик извещен о дате, месте, времени судебного заседания надлежащим образом, дело в отношении административного ответчика слушается в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ. Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя предоставил в суд документы, касающиеся рассмотрения заявления Созиновой А.С.
Согласно ч.6 ст. 226 КАС РФ, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.
Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам, по его мнению противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.
Судом установлено, что Созинова А.С. обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя с заявлением вх. № ГУ-№ от ДД.ММ.ГГГГ (МФЦ ул. Корчагина, 34, запись № 12-40930 от 11.11.2021) о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью: № кв.м.
25.05.2022 Созинова А.С. отказано в предоставлении государственной услуги.
Отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя мотивирован отсутствием у заявителя правоустанавливающих документов на здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, образование которого предусмотрено в соответствии со схемой его расположения, за исключением образования земельного участка, предоставление которого осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя указано, что на испрашиваемом земельном участке расположены строения, сооружения, сведения о капитальности и принадлежности которых отсутствуют.
Судом при рассмотрении дела также установлено, что в настоящее время земельный участок № №, расположенный по адресу: г. Севастополь, Гагаринский район, ТСН СНТ «<данные изъяты>», ориентировочной площадью № кв.м. закреплен за членом ТСН СНТ «<данные изъяты>» ФИО9 являющейся дочерью Созиновой А.С.
Указанные обстоятельства усматриваются из выписки из протокола общего собрания ТСН СНТ «<данные изъяты>» № № от ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельства о рождении ФИО7 членской книжки ТСН СНТ «<данные изъяты> выданной на имя ФИО6
На земельном участке № № находится садовый дом, построенный за собственные средства членами семьи Созиновой А.С., что подтверждается справкой о наличии строений от ДД.ММ.ГГГГ г. исх. № № выданной ФИО8. ТСН СНТ «<данные изъяты>
Указанные обстоятельства Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя при рассмотрении настоящего административного дела не оспорены, равным кругом доказательств не опровергнуты.
Из материалов дела следует, что ТСН СНТ «<данные изъяты>» является правопреемником <данные изъяты>
Земельный участок, на который подготовлена схема расположения на кадастровом плане территории, включает в себя земельный участок № №, согласно плана внутрихозяйственного устройства <данные изъяты>», а также части земель, которые ранее были предоставлены в пользование <данные изъяты>».
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 06.11.2003 N 387-О, от 15.07.2010 N 931-О-О, от 25.02.2016 N 242-О).
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).
Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 названного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4).
Судом установлено, что отказ Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя принят 25.05.2022, то есть после 1 января 2020 года.
В настоящее время, согласно действующему законодательству перечень оснований для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, предусмотренный пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ является исчерпывающим.
Согласно п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи, 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек, 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам, 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории, 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Таким образом, отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя не содержит оснований, указанных в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, основания, указанные административным ответчиком в решении об отказе в предоставлении Созиновой А.С. испрашиваемой ей государственной услуги, не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Частью 1 статьи 84 КАС РФ предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследований имеющихся в административном деле доказательств.
Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства в их совокупности, выслушав доводы представителя административного истца, суд считает необходимым, с учетом принципа разделения властей, согласно которому суд не уполномочен обязывать государственные органы совершать какие-либо действия или принимать решения, частично удовлетворить требования Созиновой А.С., и признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополь в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. № №, обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Созиновой А.С. вх. № № от ДД.ММ.ГГГГ (запись № № от ДД.ММ.ГГГГ) о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: г. Севастополь, Гагаринский район, площадью: № кв.м. (кадастровый квартал №).
В удовлетворении остальной части административного искового заявления Созиновой А.С., по мнению суда, необходимо отказать.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░ №, ░░░ №) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ 25.05.2022 ░░░. № ░░-░░░-5741/22.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>. (░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░.░. №, ░░░ № ░░. № ░░-15389/21 ░░ 12.11.2021 (░░░░░░ № 12-40930 ░░ 11.11.2021) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░: 1000 ░░.░. (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 91:02:003010).
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 34 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░-░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░