Дело № 2а-38/2023
22RS0024-01-2022-000503-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2023 года с. Ключи
Ключевский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Шевченко В.И., при секретаре Батрак А.А., с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Ключевского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зеленополянского сельсовета Ключевского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия,
установил:
Прокурор Ключевского района Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации Зеленополянского сельсовета Ключевского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности совершить действия, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон №8-ФЗ) администрацией Зеленополянского сельсовета Ключевского района Алтайского края, по результатам которой было выявлено, что на официальном сайте администрации Ключевского района по адресу: https://kluchialt.ru размещается информация о деятельности органов местного самоуправления района.
Во вкладке «Зеленополянский сельсовет» вышеуказанного сайта размещены не все сведения, предусмотренные ч.3 ст.46 Закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»: доклады о результатах правоприменения, перечни обязательных требований, подлежащих проверке, тексты нормативных правовых актов, исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться органом муниципального контроля у контролируемого лица, сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований, сведения о применении органами муниципального контроля мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц, о порядке досудебного обжалования решений органа муниципального контроля, действий (бездействия) его должностных лиц и др.
Мониторинг ФГИС «Единый реестр видов контроля» показал, что в нарушение статьи 18 Федерального закона № 248-ФЗ до настоящего времени в нём отсутствуют данные об осуществлении администрацией Зеленополянского сельсовета Ключевского района муниципального контроля в сфере благоустройства. Мониторинг официального сайта администрации района показал также отсутствие в нарушение ст. 44 ФЗ от 31.07.2020 №248-ФЗ какой - либо деятельности органов муниципального контроля по разработке и утверждению программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год.
Ранее в адрес администрации Зеленополянского сельсовета вносилось представление о необходимости принятия мер по устранению выявленных нарушений. Вместе с тем, каких-либо мер по устранению выявлений нарушений до настоящего времени не принято.
На основании изложенного, истец просил признать незаконным бездействие администрации Зеленополянского сельсовета Ключевского района Алтайского края, выраженное в непринятии мер по размещению на официальном сайте https://kluchialt.ru во вкладке «Зеленополянский сельсовет» сведений об осуществлении муниципального контроля, предусмотренных ч.3 ст.46 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»; возложить на администрацию Зеленополянского сельсовета Ключевского района Алтайского края обязанность по размещению на официальном сайте https://kluchialt.ru во вкладке «Зеленополянский сельсовет» сведений об осуществлении муниципального контроля, предусмотренных ч.3 ст.46 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», установив срок для устранения нарушений по истечению четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - администрации Зеленополянского сельсовета Ключевского района Алтайского края в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица – администрации Ключевского района Алтайского края в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены, согласно представленного заявления просили дело рассмотреть в их отсутствие.
На основании положений ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав доводы представителя административного истца и исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
На основании п.5 ст.1 Федерального закона №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления - сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления. Федеральным законом может быть предусмотрено создание единого портала, на котором размещаются официальные сайты нескольких государственных органов.
На основании ч.1 ст.10 Федерального закона №8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Федеральным законодательством установлены следующие виды муниципального контроля: муниципальный контроль на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве (ч.ч. 1, 1.1 ст. 13 Федерального закона от 08.112007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), муниципальный контроль в сфере благоустройства, (ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон №248-ФЗ) регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
В соответствии с ч.6 ст.1 Закона муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.6 Закона к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.46 Закона контрольные (надзорные) органы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет», в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
В силу ч.3 ст.46 Закона контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети «Интернет»:
-тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
-сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу;
-перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
-утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования;
-руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
-перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
-перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
-программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий);
-исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
-сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
-сведения о применении контрольным (надзорным) органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц;
-сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
-доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
-доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
-информацию о способах и процедуре самообследования (при ее наличии), в том числе методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, и информацию о декларациях соблюдения обязательных требований, представленных контролируемыми лицами;
-иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и (или) программами профилактики рисков причинения вреда.
Судом установлено, что прокуратурой Ключевского района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон №8-ФЗ) администрацией Зеленополянского сельсовета Ключевского района Алтайского края, по результатам которой выявлены нарушения указанного законодательства.
В ходе проверки установлено, что на официальном сайте администрации Ключевского района по адресу: https://kluchialt.ru размещается информация о деятельности органов местного самоуправления района.
Во вкладке «Зеленополянский сельсовет» вышеуказанного сайта размещены не все сведения, предусмотренные ч.3 ст.46 Закона от 31.07.2020 №248-ФЗ: доклады о результатах правоприменения, перечни обязательных требований, подлежащих проверке, тексты нормативных правовых актов, исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться органом муниципального контроля у контролируемого лица, сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований, сведения о применении органами муниципального контроля мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц, о порядке досудебного обжалования решений органа муниципального контроля, действий (бездействия) его должностных лиц и др.
Кроме того, в ходе мониторинга ФГИС «Единый реестр видов контроля» установлено, что в нарушение статьи 18 Федерального закона № 248-ФЗ до настоящего времени в нём отсутствуют данные об осуществлении администрацией Зеленополянского сельсовета Ключевского района муниципального контроля в сфере благоустройства.
Согласно ст. 44 ФЗ от 31.07.2020 № 248-ФЗ для органов муниципального контроля установлена обязанность по разработке и принятию программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики).
Требования к содержанию программ профилактики, порядок их разработки и утверждения регламентированы Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 №990.
Особенностью организации профилактической направленности деятельности органов контроля, в том числе, муниципального, является то, что разработанный контрольным (надзорным) органом проект программы профилактики подлежал общественному обсуждению, которое проводится с 1 октября по 1 ноября года, предшествующего году реализации программы профилактики (п.11 Правил).
Мониторинг официального сайта администрации района показал отсутствие какой - либо деятельности органов муниципального контроля по разработке и утверждению программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год.
Вместе с тем, в целях общественного обсуждения проект программы профилактики на 2023 год должен быть размещён на официальном сайте органа муниципального контроля в сети «Интернет» не позднее 1 октября 2022 года с одновременным указанием способов подачи предложений по итогам его рассмотрения. Законодательно предусмотрен порядок рассмотрения органами муниципального контроля поданных в период общественного обсуждения предложений с 1 ноября по 1 декабря текущего года.
Проект программы профилактики направляется в общественный совет при органе муниципального контроля в целях его обсуждения, результаты которого (включая перечень предложений и мотивированных заключений об их учете (в том числе частичном) или отклонении) должны быть размещены на официальном сайте контрольного органа в сети «Интернет» не позднее 10 декабря текущего года.
Программа профилактики на 2023 год утверждается решением уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа не позднее 20 декабря текущего года и размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет» в течение 5 дней со дня утверждения.
01 ноября 2022 года в адрес администрации Зеленополянского сельсовета Ключевского района внесено представление о необходимости принятия мер по устранению нарушений законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления при осуществлении муниципального контроля.
Согласно информации администрации Зеленополянского сельсовета от 06.12.2022г. представление прокуратуры Ключевского района об устранении вышеуказанных нарушений законодательства было рассмотрено, ведется работа по устранению нарушений.
Вместе с тем, из акта мониторинга сайта органа муниципального контроля в сети «Интернет» от 19.12.2022г. следует, что вышеуказанные нарушения административным ответчиком до настоящего времени не устранены.
Указанное подтверждается представленными в суд скриншотами с сайта Администрации Ключевского района во вкладке «Зеленополянский сельсовет».
Отсутствие соответствующих сведений оставшихся не исполненными на официальном сайте администрации Ключевского района во вкладке «Зеленополянский сельсовет» приведет к неинформированною контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения ими обязательных требований.
Учитывая приведенные нормы Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.1 ч.3 ст. 227 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Суд, с учетом позиции прокурора, считает необходимым установить срок для исполнения решения суда по устранению нарушений законодательства - по истечению четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании п.п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина на основании ст.111 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации взысканию с ответчика не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 - 228 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ https://kluchialt.ru ░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.3 ░░.46 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 31.07.2020 №248-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ https://kluchialt.ru ░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.3 ░░.46 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 31.07.2020 №248-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░