УИД № Дело №2а-565/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Славянск-на-Кубани 11 апреля 2024 года
Славянский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Мироненко Н.Н.,
при секретаре Шестопал Н.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное исковое заявление ИП Верейкина Р. С. к судебному приставу-исполнителю Славянского ГОСП ГУФССП по Краснодарскому краю Шамрай М. Л., начальнику отдела - старшему судебному приставу Славянского ГОСП ГУФССП по Краснодарскому краю Шевелевой Г. В., ГУФССП России по Краснодарскому краю о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ИП Верейкин Р.С.обратился в суд к административным ответчикам судебному приставу-исполнителю Славянского ГОСП ГУФССП по Краснодарскому краю Шамрай М.Л., начальнику отдела - старшему судебному приставу Славянского ГОСП ГУФССП по Краснодарскому краю Ш. Г.В., ГУФССП России по Краснодарскому краю о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя.
В обоснование административного искового заявления указав, чтов производстве судебного пристава-исполнителя Славянского ГОСП Шамрай М.Л.находились материалы исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ года в отношении Я.В.А.ДД.ММ.ГГГГ стороной взыскателя было получено заказное письмо с ШПИ 80100193542533. При вскрытии конверта установлено, что в данное отправление не были вложены оригиналы исполнительных документов, а лишь копии постановлений об окончании исполнительного производства в 2-х экземплярах.
Исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ было оконченоДД.ММ.ГГГГ, однако, в установленные законом сроки, копия постановления об окончании исполнительного производства, равно как и сам исполнительный документ в адрес взыскателя/представителя взыскателя не поступали. Указанные обстоятельства свидетельствуют
о длительном бездействии судебного пристава-исполнителя Славянского ГОСП Шамрай М.Л. и нарушении им законных прав и интересов взыскателя, а также нарушению норм действующего законодательства, предусмотренных ст. 46,47 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007
N229-ФЗ.
С окончанием исполнительного производства №-ИП от 20.04.2022годавзыскатель не согласен и убежден, что исчерпывающий комплекс исполнительных действий в рамках исполнительного производства осуществлен не был.
Считает, что руководитель Славянского ГОСП несет персональную ответственность за преждевременное окончание исполнительного производства и не направлении сотрудниками структурного подразделения УФССП в адрес взыскателя копии постановления об окончании исполнительного производства, равно как и оригинала исполнительного документа.
Нарушение начальника отдела-старшего судебного пристава Ш. Г.В.и судебного пристава Шамрай М.Л. выражается в форме бездействия, в результате которого бездействием должностного лица службы судебных приставов нарушены законные права Взыскателя. В связи с этим усматривается причинно-следственная связь между бездействием судебного пристава-исполнителя, руководителя ОСП и возникновением нарушенных прав взыскателя в части преждевременного окончания исполнительного производства, не своевременного направления в адрес стороны взыскания исполнительного документа, а также копии постановления об окончании исполнительного производства.
В судебное заседание ИП Верейкин Р.С.не явился, о дате и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель Славянского ГОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю Шамрай М.Л., старший судебный пристав Славянского ГОСП УФССП России по Краснодарскому краю Шевелева Г.В., она же и представитель ГУФССП России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, согласно ходатайства, направленного в адрес суда, просят рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении требований отказать.
Заинтересованное лицоЯ.В.А.не явился, извещен должным образом.
Явка сторон судом не признана обязательной.
Исследовав материалы административного дела, исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно статье 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Частью первой статьи первой Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что настоящий закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Задачами исполнительного производства, согласно части второй данного Закона, являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со статьей 121 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа №,выданного мировым судьей судебного участка № 85 г. Славянска-на-Кубани о взыскании задолженности в размере 9610,90 руб., в отношении должника Я.В.А.в пользу ИП Верейкина Р.С., судебным приставом-исполнителем СлавянскоГ. ГОСПвынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Таким образом, бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Из положений ст. 64, 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве» следует, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет перечень необходимых исполнительных действий, в том числе и принимает меры по розыску должника при наличии к тому оснований.
Однако, такие меры в своей совокупности должны являться достаточными для своевременного исполнения исполнительного документа.
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов.
В силу п. 1 ст. 12, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Аналогичные положения содержит ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В исполнительном производстве имеется сводка, согласно которой, за период 20.04.2022-20.06.2023судебным приставом-исполнителем направлены запросы в банки о наличии счетов, принадлежащих должнику; запросы в Пенсионный Фонд РФ; запросы оператору связи; запрос в ГИБДД МВД России на получение сведений о зарегистрированных автомототранспортных средствах; запросы в ФНС, ЕГРН, ЗАГС, вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника, тем самым судебный пристав-исполнитель самостоятельно определил перечень необходимых исполнительных действий.
В связи с чем, в рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем приняты достаточные меры, направленные на исполнение решения суда.
В соответствии с ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «Об исполнительном производстве» копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются: взыскателю и должнику; в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ; в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества; в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.
Из материалов дела явствует, что постановлением судебного пристава-исполнителя Славянского ГОСП Шамрай М.Л. от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП окончено на основании заявления взыскателя об окончании исполнительного производства.
Однако, копия постановления об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ направлена в адрес взыскателя в нарушение установленного законом срока только лишь 20.02.2024 г.(ШПИ 80100193542533). При этом оригинал исполнительного документа № в данном почтовом направлении отсутствовал, что подтверждается актом об отсутствии документов или других вложений в почтовых отправлениях от 04.03.2024 г.
Таким образом, административные исковые требования ИП Верейкина Р.С. в части признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Шамрай М.Л., выразившегося в не направлении исполнительного документа № в адрес взыскателя, подлежат удовлетворению.
На основании ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов федерального органа принудительного исполнения и территориального органа принудительного исполнения по непосредственному осуществлению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности органов принудительного исполнения.
Старший судебный пристав организует работу подразделения судебных приставов, обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов, осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.
Удовлетворяя исковые требования в части признания незаконным бездействия начальника Славянского ГОСП УФССП России по Краснодарскому краю Шевелевой Г.В., выразившиеся в ненадлежащем контроле и не организации процесса по направлению в адрес взыскателя или его представителя, в установленные законом сроки, оригинала исполнительного документа и копии постановления об окончании исполнительного производства, суд исходит из того, что судебным приставом-исполнителем Шамрай М.Л. нарушены требования ст.46, 47 Закона об исполнительном производстве,исполнительный документ - судебный приказ № не направлен судебным приставом-исполнителем в адрес взыскателя.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
В силу ст. 176КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Учитывая изложенное, исковые требования административного искового заявления подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░.░.░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. ░..
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ -
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 15.04.2024.
░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.