копия
N
№ 2а-5702/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2023 года г.Оренбург
Ленинский районный суд г.Оренбурга
в составе председательствующего судьи Емельяновой С.В.,
при секретаре Дымове П.А.,
с участием представителя административного истца Емельяновой Т.А., представителя административного ответчика Управления Росреестра по ... Беловой Я.Я., представителя заинтересованного лица СУ СК России по ... Музыченко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Савицкой Л. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ..., государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... Лавриненко Е. Г. о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права,
УСТАНОВИЛ:
Савицкая Л.А. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что является собственником нежилого помещения N (гаража) с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ..., стр. 1, пом. 15; земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ..., центральная часть кадастрового квартала N. Реализуя свое право собственника на отчуждение объектов недвижимости, она ... заключила с Тошеревым Б.А. договор купли-продажи нежилого помещения (гаража) с земельным участком, который был сдан в Управление Росреестра по ... на государственную регистрацию перехода права собственности. ... стало известно о приостановлении государственным регистратором государственной регистрации прав в отношении земельного участка, оформленного в виде уведомления № N в котором имеется ссылка на пункты 9, 37 части 1 статьи 26, пункт 37 части 1 статьи 26 Федерального закона от ... № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Полагая, что оснований для приостановления государственной регистрации права на земельный участок у государственного регистратора не имелось, Савицкая Л.А. просит суд признать незаконным решение Управления Росреестра по ... от ... N
Определениями суда от ... к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен государственный регистратор Лавриненко Е.Г., в качестве заинтересованных лиц привлечены Тошерев Е.А., Шеина И.Н., Следственное управление Следственного комитета РФ по ....
В судебном заседании представитель административного истца Емельянова Т.А., действующая на основании доверенности, просила заявленные требования удовлетворить по доводам и основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по ... Белова Я.Я., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Представитель заинтересованного лица Следственного управления Следственного комитета РФ по ... Музыченко Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность действий государственного регистратора.
Административный истец Савицкая Л.А., административный ответчик государственный регистратор Лавриненко Е.Г., заинтересованные лица Тошарев Е.А., Шеина И.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд в порядке статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав участников дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон о государственной регистрации).
Согласно части 3 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
Статьей 1 Закон о государственной регистрации определено, что государственная регистрация представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (часть 1); государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4); государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 6).
Согласно части 1 статьи 14 Закон о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 37 статьи 26 Закона о государственной регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 26 Закона о государственной регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 37 части 1 статьи 26 названного Федерального закона, приостанавливается до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста.
Согласно части 13 статьи 32 Закона о государственной регистрации суд или уполномоченный орган, наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом либо избравшие залог недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, направляют в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня заверенную копию акта о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом или об избрании в качестве меры пресечения залога, а также заверенную копию акта о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства.
В силу части 1 статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, взыскания штрафа, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, указанного в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора, возбуждает перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.
Согласно анализу положений части 9 статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации арест, наложенный на имущество, подлежит отмене в двух случаях: когда в применении данной меры отпала необходимость либо в случае истечения установленного судом срока ареста, наложенного на имущество, или отказа в его продлении. При этом в любом случае данная мера отменяется на основании постановления, определения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело.
Таким образом, из приведенных выше положений закона следует, что государственный регистратор обязан приостановить государственную регистрацию права при наличии судебного акта и (или) акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом до поступления в орган регистрации прав документов уполномоченных органов о снятии таких арестов (запретов).
Согласно части 2 статьи 7 Закона о государственной регистрации Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: 1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); 2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); 3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); 4) реестровых дел; 5) кадастровых карт; 6) книг учета документов; 7) перечней координат пунктов геодезической основы в местных системах координат, установленных в отношении кадастровых округов.
Как следует из пункта 4 Порядка ведения дел, утвержденного приказом Росреестра от 28 июня 2022 года № П/0254 «Об утверждении порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел, книг учета документов, а также документов, подлежащих выдаче заявителям после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимость, но не полученных ими», книги учета документов ведутся в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН (далее - ФГИС ЕГРН).
Книги учета документов содержат данные о документах, принятых (поступивших) для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, внесения сведений в реестр границ. Органы регистрации прав ведут следующие книги учета документов: книгу учета входящих документов (далее - КУВД); книгу учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, иных ограничений прав и обременений объектов недвижимого имущества (далее - КУА) (пункты 7, 8 Порядка ведения дел).
Согласно пункту 24 Порядка ведения дел КУА предназначена для внесения записей о поступивших в орган регистрации прав копиях решений уполномоченных органов, принятых в предусмотренном федеральным законом порядке (в том числе судебных актов), о наложении арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, запретов осуществления учетно-регистрационных действий, иных поступающих от данных органов в соответствии с Законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации решениях (выписках из них) об ограничении прав на объекты недвижимого имущества, обременении объектов недвижимости (в том числе решениях органов государственной власти, органов местного самоуправления об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд), по которым отсутствуют разделы ЕГРН, открытые на соответствующие объекты недвижимости, либо записи о зарегистрированных правах, ограничениях прав, обременениях объекта недвижимости соответствующих лиц в реестре прав на недвижимость.
При внесении в КУВД записей о поступивших в орган регистрации прав копиях решений (постановлений, определений) о наложении или снятии арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, иных документов об ограничении (обременении) прав на объекты недвижимости, по которым отсутствуют разделы ЕГРН, или в отношении правообладателей, записи о регистрации прав которых в ЕГРН отсутствуют, вносится номер КУА, а также порядковый номер записи, под которым запись о копии такого решения (постановления, определения), иного документа внесена в КУА.
Таким образом, КУА является неотъемлемой частью ФГИС ЕГРН, что необходимо учитывать регистраторам при проведении правовой экспертизы поступивших документов в орган регистрации прав.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что с ... Савицкая Л.А. является собственником нежилого помещения N (гаража) с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ..., строен. 1, пом. 15.
С ... Савицкой Л.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N расположенный по адресу: ..., центральная часть кадастрового квартала N, основание возникновения права собственности – договор купли – продажи земельного участка от ..., заключенный между Шеиной И.Н. (продавец) и Савицкой Л.А. (покупатель).
... Савицкая Л.А., реализуя права, заключила с Тошеревым Е.А. договор купли-продажи указанных гаража с земельным участком, обратилась в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации права (перехода права) собственности на земельный участок с кадастровым номером N и помещения с кадастровым номером N.
При проведении правовой экспертизы государственным регистратором Лавриненко Е.Г. установлено, что ... в книгу учета арестов и запрещений Единого государственного реестра недвижимости на основании выписки из приговора Центрального районного суда ... от ... N (1N) в отношении земельного участка с кадастровым номером N внесена запись об аресте N. Указанный арест сохранен до рассмотрения исковых требований по существу.
Согласно пунктам 220, 227, 228 Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ... N «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (далее – Административный регламент) при правовой экспертизе документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, государственный регистратор прав проверяет наличие в ЕГРН записей (сведений), в том числе, о ранее представленных, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, документах (наличие правопритязаний), о заявленных в судебном порядке правах требования.
Государственный регистратор прав проверяет сведения о наличии (или отсутствии) в органе регистрации прав документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, залоге недвижимого имущества, избранного в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав.
В случае если в ЕГРН или в книге учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, иных ограничений прав и обременений объектов недвижимого имущества имеется запись об аресте, запрещении совершения сделок с недвижимым имуществом, осуществления в отношении данного объекта регистрационных действий, государственный регистратор прав принимает необходимые меры по получению дополнительных сведений посредством направления письменного запроса в соответствующий орган, принявший такое решение, о том, существовало ли (не было ли прекращено) на момент совершения сделки, представления заявления о предоставлении государственной услуги ограничение, зарегистрированное в ЕГРН и препятствующее проведению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Для целей осуществления учетно-регистрационных действий государственным регистратором ... был направлен запрос в Центральный районный суд ... об актуальности ареста спорного земельного участка.
Уведомлением государственного регистратора прав Управления Росреестра по ... Лавриненко Е.Г. от ... № N государственная регистрация права на земельный участок приостановлена на основании пунктов 9, 37 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации, а именно в связи с тем, что не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам, в орган регистрации прав поступил судебный акт о наложении ареста на земельный участок.
... государственному регистратору прав поступил ответ Центрального районного суда ... от ... N, согласно которому постановлением Центрального районного суда ... от ... на имущество Шеиной И.Н., в том числе на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный в центральной части кадастрового квартала N, по ходатайству следователя наложен арест. Приговором Центрального районного суда ... от ... арест на вышеуказанный земельный участок, принадлежащий Шеиной И.Н., сохранен до рассмотрения исковых требований по существу, отмене не подлежит до рассмотрения исковых требований по существу.
Не согласившись с решением государственного регистратора прав о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, Савицкая Л.А. обратилась в суд в установленный законом срок.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи с фактическими обстоятельствами дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимой для признания незаконным оспариваемого решения государственного регистратора, поскольку приостановление административным ответчиком действий по государственной регистрации права в отношении земельного участка не противоречит положениям пунктов 9, 37 части 1 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и не нарушает прав административного истца, учитывая, что на момент обращения Савицкой Л.А. в орган регистрации прав, в отношении вышеназванного земельного участка судом был установлен арест, внесенный в книгу учета арестов, ответ на запрос, направленный в орган, наложивший арест, в порядке межведомственного взаимодействия об актуальности ограничения по состоянию на ... не поступил.
Доводы Савицкой Л.А. о том, что она является добросовестным приобретателем земельного участка, о незаконности действий государственного регистратора не свидетельствуют.
Вопреки другим доводам административного истца, то обстоятельство, что в выписке из ЕГРН сведения об аресте земельного участка не содержатся, не является препятствием для приостановления государственной регистрации права на основании пунктов 9, 37 части 1 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку запись об аресте земельного участка внесена в книгу учета арестов, которая в силу закона является неотъемлемой частью ФГИС ЕГРН, подлежит обязательному учету государственным регистратором при проведении правовой экспертизы поступивших в орган регистрации документов.
Ссылка Савицкой Л.А. на то, что при внесении в книгу учета арестов записи о наличии ареста в отношении принадлежащего ей земельного участка ее должны были об этом уведомить, однако этого не сделали, отклоняется, поскольку отсутствие соответствующего извещения не является основанием для признания оспариваемого уведомления незаконным.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ... ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ....
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ N,
░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░