УИД:45RS0023-01-2023-001006-87
Дело № 2а –77/2024 8 февраля 2024 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Шумихинский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи МИХАЛЕВОЙ О. Л.,
при секретаре ОЛОХОВОЙ Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумихе Курганской области 8 февраля 2024 года административное дело по административному исковому заявлению Азанова С. П. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Курганской области», призывной комиссии Шумихинского муниципального округа, призывной комиссии Курганской области о признании незаконными решений военного комиссариата Шумихинского района и призывной комиссии Курганской области,
У С Т А Н О В И Л :
Азанов С.П. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии, указывая (согласно измененному административному иску), что состоит на воинском учете и является призывником Военного комиссариата Шумихинского района. 26 октября 2023 года военным комиссариатом Шумихинского района в отношении него было принято решение об определении категории годности к военной службе «Б3- годен с незначительными ограничениями». Он не согласен с данным решением, так как указаны неверные данные об индексе массы тела (ИМТ). 29.11.2023 в межрайонной больнице № 7 города Шумихи врачом терапевтом поставлен диагноз «***» ИМТ 17.65. При ИМТ менее 18.5 призывнику присваивается категория годности «Г» -временно не годен на 6 месяцев. Просит признать решения военного комиссариата Шумихинского района, призывной комиссии Курганской области незаконными.
В судебном заседании административный истец Азанов С.П. на измененных исковых требованиях настаивал, пояснил, что не согласен с решением призывной комиссии о призыве на военную службу, поскольку ему была неверно установлена категория годности к военной службе. После получения выписки из протокола призывной комиссии Шумихинского муниципального округа от 26.10.2023, в которой его рост указан 180 см, а вес 66 кг, он дополнительно сходил на обследование в больницу к терапевту, где 29.11.2023 у него выявили пониженный индекс массы тела. За год до прохождения военно-врачебной комиссии ему был установлен диагноз «***», он проходил обследование в лечебном учреждении в г. Челябинске. Документы, подтверждающие данный диагноз, на медицинские комиссии он не предоставлял, поскольку считал, что не подлежит призыву на военную службу в связи с наличием заболевания «***».
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных отзывах просил в удовлетворении административного искового заявления Азанова С.П. отказать, указал, что исходя из действующего законодательства прерогатива оценки состояния здоровья и физического развития гражданина на момент освидетельствования призывника с учетом представленных актов исследования его здоровья относится к компетенции врачей-специалистов. При прохождении медицинской комиссии истец заявил жалобу на боль в грудном отделе позвоночника, в связи с чем был направлен на углубленное медицинское обследование в ГБУ «Межрайонная больница № 7», где по результатам обследования комиссионно поставлен диагноз «***». На основании данного заключения врачом хирургом военно-врачебной комиссии признан ограниченно годным к военной службе. Для утверждения категории годности истца вызвали на очное контрольное медицинское освидетельствование в Центр военно-врачебной экспертизы Курганской области, где врачом хирургом первоначальная категория годности к военной службе была отменена и выставлена другая категория в соответствии с диагнозом-годен к военной службе с незначительными ограничениями. Также во время прохождения медицинской комиссии истец заявил жалобы на плохое зрение, в связи с чем 17 октября 2023г. был направлен на углубленное медицинское обследование в ГБУ «Курганский областной госпиталь для ветеранов войн», где по результатам обследования комиссионно поставлен диагноз «***», врачом офтальмологом центра военно-врачебной экспертизы Курганской области установлена категория годности к военной службе Б-3 годен к военной службе с незначительными ограничениями. Каких-либо иных жалоб, а равно и медицинских документов о наличии заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, Азанов С.П. на призывной комиссии не заявлял и не предъявлял. При этом само по себе диагностирование того или иного заболевания не является достаточным основанием для признания гражданина не годным к военной службе, данное заболевание должно объективно препятствовать прохождению им военной службы. Административным истцом не представлено бесспорных и достоверных доказательств того, что оспариваемым решением нарушены его права и законные интересы. На момент рассмотрения иска осенне-зимний призыв 2023 года на военную службу прекращен, а весенне-летний призыв 2024 года еще не начат. Составы призывной комиссии, утвержденные в 2023 году, распущены и закончили свою работу, а составы призывных комиссий на 2024 год еще не утверждены. В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе. Следовательно, при призыве Азанова С.П. на военную службу он вновь будет проходить медицинское освидетельствование, в связи с чем оспариваемое решение призывной комиссии утратило актуальность.
Представитель призывной комиссии Курганской области, привлеченной судом к участию в деле в качестве административного соответчика, Березовский Я.В., в судебном заседании, не признавая административные исковые требования, пояснил, что решение призывной комиссии Курганской области принято в рамках предоставленных полномочий. Изначально районной призывной комиссией истцу была определена категория годности к военной службе -ограниченно годен в связи с диагнозом ***. Истец был вызван на областную медицинскую комиссию. По жалобам Азанова С.П. ему было выдано направление на медицинское обследование. После проверки медицинских документов по жалобам Азанова С.П. призывной комиссией Курганской области было принято решение изменить категорию годности к военной службе -годен с незначительными ограничениями. Кроме того, просил учесть, что осенне-зимний призыв закончился, административный истец на военную службу не призван, а весенне-летний призыв также предусматривает прохождение медицинского освидетельствования. Поэтому оспаривание решения призывной комиссии в настоящее время не целесообразно.
Представитель призывной комиссии Шумихинского муниципального округа, привлеченной судом к участию в деле в качестве административного соответчика, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правоотношения в области военной обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества в настоящее время урегулированы Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон № 53-ФЗ).
Воинская обязанность граждан Российской Федерации в силу статьи 1 названного Федерального закона предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 5.1 Федерального закона № 53-ФЗ предусмотрено, что граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 статьи 5.1 Федерального закона № 53-ФЗ, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 (далее – Положение № 565).
В соответствии с ч. 4 ст. 5.1 Федерального закона № 53-ФЗ в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, утверждаемый решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663 (далее – Положение № 663), призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального закона № 53-ФЗ призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения. При этом при принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу (ч. 3).
Судом установлено, что Азанов С. П., <Дата> рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате Шумихинского и Альменевкого районов Курганской области с 6.10.2023.
Из учетной карты призывника Азанова С.П. следует, что по результатам проведения медицинского освидетельствования в Военном комиссариате Шумихинского и Альменевского районов - структурном подразделении ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» от 06.10.2023 Азанову С.П. был поставлен диагноз «***», установлена категория годности «В» - ограниченно годен к военной службе (п. в ст. 66 наименования болезни согласно приложению к Положению о военно – врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565).
На основании медицинского заключения решением призывной комиссии Шумихинского муниципального округа Курганской области от 6 октября 2023 года Азанов С.П. освобожден от призыва на военную службу и зачислен в запас (п. а ч.1 ст. 23 Федерального закона № 53-ФЗ).
Для утверждения категории годности Азанов С.П. был вызван на очное контрольное медицинское освидетельствование в Центр военно-врачебной экспертизы ФКУ «Военный комиссариат Курганской области».
Во время прохождения медицинской комиссии 17.10.2023 в г. Кургане в связи с заявлением административного истца на плохое зрение, он был направлен на углубленное медицинское обследование в ГБУ «Курганский областной госпиталь для ветеранов войн», по результатам которого ему был поставлен диагноз «***» (п. «г» ст. 34 Расписания болезней Приложения № 565).
По результатам обследования врачом-хирургом первоначальная категория годности Азанова С.П. к военной службе была отменена, в соответствии с установленным диагнозом: *** (ст. 66 Расписания болезней, п. «д» наименования болезни - при наличии объективных данных без нарушения функций) постановлена другая категория годности «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
На основании результатов медицинского освидетельствования военно-врачебной экспертизы ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» призывная комиссия Курганской области 26 октября 2023 года вынесла решение об отмене решения призывной комиссии Шумихинского муниципального округа Курганской области; Азанов С.П. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями и призван в сухопутные войска Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно выписке из книги протоколов призывной комиссии Шумихинского муниципального округа (протокол № 5 от 26.10.2023) комиссия Шумихинского муниципального округа приняла решение в отношении Азанова С.П.: призвать на военную службу, предназначить в СВ.
Не оспаривая вышеуказанные решения о призыве на военную службу в части определения категории годности к военной службе ввиду наличия заболеваний «***» и «***», Азанов С.П. указывает, что он не подлежал призыву на военную службу ввиду недостаточной массы тела.
В пункте 13 Расписания болезней, содержащемуся в разделе II Требований к состоянию здоровья Положения № 565, перечислены другие болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, в том числе пониженное питание (п.д).
Для оценки состояния питания используется индекс массы тела (ИМТ), который определяется по формуле: ИМТ = масса тела (кг) / квадрат величины роста (м). Соотношение роста и массы тела в норме и при нарушениях питания приведены в таблице 2 Расписания болезней.
Согласно таблице 2 Расписания болезней при росте 170 см нормальным считается вес 56, 3-66,4 кг. В случае, если ИМТ от 18,5 до 19, 4, имеется пониженное питание, при ИМТ менее 18, 5 имеется недостаточность питания.
В данном разделе указано, что при наличии недостаточности питания граждане подлежат обследованию и (или) лечению в стационарных условиях. При этом граждане при призыве на военную службу (военные сборы) признаются временно не годными к военной службе на 6 месяцев. Если по результатам обследования у граждан не выявлено вызывающих снижение массы тела заболеваний, то они подлежат освидетельствованию по пункту «д». При выявлении заболеваний, обуславливающих пониженное питание или недостаточность питания, граждане подлежат освидетельствованию по соответствующим статьям расписания болезней.
Как следует из материалов дела при медицинском освидетельствовании Азанова С.П., проводимом 06.10.2023, рост призывника составил 170 см., вес -54 кг. Из указанных объективных измерений следует, что ИМТ Азанова С.П. составлял 18,67.
Свидетель Б., являющаяся начальником отделения подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата Шумихинского и Альменевского районов, в судебном заседании показала, что в выписке из книги протоколов призывной комиссии Шумихинского муниципального округа (протокол № 5 от 26.10.2023) рост Азанова С.П. 180 см и вес 66 кг указаны ошибочно. В личном деле Азанова С.П. указаны верные антропометрические данные: рост 170 см, вес 54 кг.
Из показаний врача терапевта филиала ГБУ «Межрайонная больница №7» Т., допрошенного судом в качестве свидетеля, следует, что по указанным в учетной карте призывника Азанова С.П. показаниям роста и массы тела (170 см и 54 кг) у Азанова С.П. недостаточный вес, он не может быть признан годным к военной службе.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля врач терапевт военно – врачебной комиссии при Курганском областном военном комиссариате Ю. показала, что Азанов С.П. был приглашен на медицинскую комиссию врачом хирургом в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе. По результатам комиссии хирург поменял Азанову С.П. категорию годности к военной службе на категорию «годен с незначительными ограничениями». Ею были изучены медицинские документы Азанова С.П., при измерении веса и роста при прохождении комиссии в г. Кургане у Азанова С.П. отклонений в индексе массы тела не было выявлено. Никаких жалоб, в том числе на пониженное питание, Азанов С.П. терапевту не заявлял, документов, подтверждающих наличие у него заболевания «***» не предоставлял. В случае несогласия с заключением медицинской комиссии призывники имеют право обратиться с заявлением о прохождении независимой комиссии. Со стороны Азанова С.П. такого заявления не поступало.
Из личного дела призывника следует, что на основании имеющихся жалоб на состояние здоровья Азанов С.П. направлялся для обследования в ГБУ «Курганский областной госпиталь для ветеранов войн». Дополнительных жалоб, в том числе по индексу массы тела, Азанов С.П. не заявлял, не представил данных о наличии у него какого-либо заболевания, вызывающего снижение массы тела.
В ходе судебного разбирательства Азанов С.П. не оспаривал тот факт, что на момент принятия решения о призыве на военную службу результаты его клинико-диагностических исследований, подтверждающих наличие заболевания «***», у военно-врачебной комиссии отсутствовали, он их не предоставлял, соответствующих жалоб не заявлял.
Как следует из показаний врача-терапевта военно-врачебной комиссии ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» отклонений установленных нормативов массы тела у Азанова С.П. выявлено не было. Представленная Азановым С.П. выписка из медицинской карты о наличии недостаточного питания по состоянию на 29.11.2023 показания свидетеля не опровергает.
Врачами-специалистами медицинской комиссии какие-либо заболевания, препятствующие прохождению военной службы, у Азанова С.П. не выявлены.
В ходе судебного разбирательства установлено, что после исследования всей совокупности медицинских показателей, имеющихся в распоряжении военно-врачебной комиссии, с учетом объективных данных о состоянии здоровья призывника вынесено заключение о категории годности призывника-годен с незначительными ограничениями.
Согласно п. 8 Положения № 565 при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии (врачебной-летной комиссии), а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.
Считая себя неподлежащим призыву на военную службу, Азанов С.П. заключение военно-врачебной комиссии ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» не обжаловал, не заявлял ходатайство о проведении независимой военно-врачебной экспертизы в установленном законодательством порядке.
Таким образом, суд считает установленным, что оспариваемое решение от 26.10.2023 принято призывной комиссией Курганской области в соответствии с нормами действующего законодательства, в пределах полномочий, предоставленных законом, оснований для признания его незаконным не имеется.
Поскольку решение призывной комиссии Шумихинского муниципального округа от 26.10.2023 было производным от решения призывной комиссии Курганской области, требования о признании данного решения незаконным также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2024 ░. ░ 16 ░░░. 00 ░░░.
░░░░░: ░. ░. ░░░░░░░░