Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5233/2023 ~ М-4558/2023 от 16.11.2023

Дело № 2а-5233/2023

УИД 11RS005-01-2023-007202-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Савинкиной Е.В.,

при секретаре Кукиной С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте 14 декабря 2023 года административное дело № 2а-5233/2023 по исковому заявлению Федорченко В.Ю. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №11» Федеральной службы исполнения наказаний России, Федеральному лечебно-профилактическому учреждению «Больница № 18 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Федеральной службе исполнения наказаний России о признании действий незаконными, взыскании денежной компенсации,

установил:

    Федорченко В.Ю. обратился в Ухтинский городской суд к ФКЛПУ Больница №18 УФСИН России по РК о признании действий (бездействий) ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по РК, выразившиеся в нарушении установленных законодательством РФ условий содержания в медицинских учреждениях в период с <...> г., незаконными, взыскании денежной компенсации в размере 67 000 рублей.

В обоснование требований указал, что содержался в инфекционном отделении в корпусе .... где отсутствовало горячее водоснабжение, истец не был обеспечен вещевым довольствием в виде постельных принадлежностей (простыней, наволочек, полотенец), истцу не выдавалась больничная одежда, индивидуальный гигиенический набор, содержался в палате с .... больным.

Определением при принятии иска к производству к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.

Истец извещен надлежащим образом, в судебном заседании не присутствует.

Представители ответчиков в судебном заседании не присутствуют. ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по РК, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Статьей 55 Конституции РФ определено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3).

Такие ограничения, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.

В силу ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Порядок и условия содержания лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, регламентируются УИК РФ, Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, и введенными в действие с 17.07.2022 (далее – ПВР №110), и иными нормативными актами.

Из материалов дела следует, что Федорченко В.Ю., <...> г. г.р., содержится с <...> г. года в ФКУ .... УФСИН России по РК, с <...> г. находился в ...., убыл <...> г. года в ФКУ .... УФСИН России по РК.

В силу части 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (далее по тексту – Свод правил).

В соответствии с п.19.2.1, 19.2.5 Свода правил здания ИУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также других действующих нормативных документов Подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: к технологическому оборудованию, требующему обеспечения холодной и горячей водой; к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.); ко всем зданиям ИУ, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.

Мероприятия по строительству и реконструкции исправительных учреждений могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения в федеральную программу.

Как указано в Постановлении Правительства РФ от 06.04.2018 №420, утвердившим федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы на 2018-2026 годы», собственных средств учреждений уголовно-исполнительной системы, получаемых от приносящей доход деятельности, недостаточно для модернизации имеющегося производственного оборудования. При потребности в денежных средствах на модернизацию и обновление парка технологического оборудования, составляющей более 10000 млн. рублей, ежегодно направляется около 485 млн. рублей за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, которые используются в первую очередь на его поддержание в работоспособном состоянии.

Отсутствие горячего водоснабжения в умывальниках инфекционного отделения в <...> г., ответчик не оспаривал.

Ответчик в отзыве указал, что горячее водоснабжение в палатах отсутствовало, так как во время постройки здания не было предусмотрено. Для гигиенических целей в .... имеется банно-прачечный комплекс площадью .... кв.м., оборудованный регулярным горячим водоснабжение. Стирка постельных вещей и принадлежностей, обработка дезинфицирующими средствами, прожарка в дезинфекционной камере осуществляется в БПК. Стирка вещей и постельных принадлежностей осужденных производится по корпусам в установленные дни. Грязное белье и белье не прошедшее дезинфекционную обработку осужденным не выдается. Смена постельного белья осужденных осуществляется один раз в неделю.

В инфекционном отделении корпусе .... имеется собственная душевая с регулярным горячим водоснабжением. В инфекционном отделении установлен водонагреватель, принятый на учет бухгалтерией <...> г..

Пациентам дополнительно могут быть выданы приборы для кипячения воды (электроплитка, электрочайник) или санитар самостоятельно передает пациентам горячую воду. Раздаточное помещение в корпусе .... инфекционное отделение обеспечено соответствующими электронагревательными приборами. Также горячее водоснабжение есть в пищеблоке.

Указанное подтверждает, что истец не находился в антисанитарных условиях, ему была обеспечена возможность осуществлять гигиенические процедуры.

Истец заявил в иске, что постельное белье, больничная одежда, гигиенический набор ему не выдавались.

В силу ч. 2 и ч. 3 ст. 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности, осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин). Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» осужденным 1 раз в месяц полагается хозяйственное мыло 200 гр., туалетное мыло 50 гр., зубная паста 30 гр., зубная щетка на 6 месяцев, одноразовая бритва 6 шт., туалетная бумага 25 метров.

Согласно Приложению №1 нормы №7 приказа Минюста РФ №216 от 03.12.2013 года «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, лиц, содержащихся в следственных изоляторах» больничным халатом, средствами личной гигиены, постельными принадлежностями: простыня 3 шт., наволочка 2 шт., полотенце 3 шт., матрац 1 шт., подушка 1 шт., одеяло 1 шт.

В силу п.3435 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утв. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от <...> г. ...., при поступлении в стационар пациентов осматривают на педикулез с отметкой в истории болезни, при необходимости они проходят санитарную обработку в приемном отделении, включающую: принятие душа или ванны, стрижку ногтей и другие процедуры, в зависимости от результатов осмотра. После санитарной обработки пациенту выдается комплект чистого нательного белья, пижама/халат, тапочки. Допускается нахождение больных в стационарах в домашней одежде.

Ответчик в отзыве указал, что сестрой-хозяйкой соответствующего отделения филиала «Больница» пациентам выдаются требуемые принадлежности. Постельные принадлежности имеют клеймение, сроки эксплуатации соблюдаются, рваных постельных принадлежностей осужденным им выдается, все постельные принадлежности и одежда списывается согласно срокам эксплуатации в соответствии с приказом .... от <...> г.. Карточка выдачи вещевого довольствия на Федорченко В.Ю. не заводилась в связи с тем, что административный истец с заявлением на выдачу вещевого имущества в .... не обращался и в трудовых отношениях с учреждением не состоял. С жалобами по вопросу не обеспечения халатом и постельными принадлежностями административный истец не обращался.

Ведомости выдачи постельных принадлежностей не ведутся, поскольку белье осужденным пациентам выдается не новое, а после стирки с соблюдением требований гигиены и дезинфекции.

Нормативными актами не предусмотрено документирование операций по выдаче осужденным постельного белья при их нахождении в лечебном учреждении.

Факт выдачи истцу гигиенического набора подтверждается ведомостью за <...> г.. Гигиенический набор был выдан истцу единожды, поскольку в .... он находился менее 2-х месяцев.

Пунктом 499 Правил №110 предусмотрено, что отдельно от других осужденных к лишению свободы в ЛПУ содержатся несовершеннолетние, женщины содержатся отдельно от мужчин, осужденные к лишению свободы, больные инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно по видам инфекций и отдельно от больных, проходящих лечение по поводу неинфекционных заболеваний.

В справке .... филиала «Больница» Ц. отражено, что за период нахождения в .... отделении зафиксирован .... истца с пациентом отделения, впоследствии переведенным в .... отделение «Больницы».

Между тем, доказательства размещения истца с .... лицом, а также доказательства намеренности действий ФКУЗ МСЧ-11 по контакту истца с ...., в материалах делах отсутствуют, что не свидетельствует о нарушении прав истца.

После .... истец был проконсультирован ...., ему даны рекомендации: .....

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2 статьи 21 Конституция Российской Федерации).

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно ст.12.1 УИК РФ, вступившей в силу 27.01.2020, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Согласно п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо не предоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 УИК РФ).

В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

По смыслу приведенных законоположений и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации компенсаторный механизм присуждения компенсации за нарушение условий содержания, в числе прочего ввиду невозможности осужденным поддержания в удовлетворительной степени личной гигиены в связи с отсутствием горячего водоснабжения, подведенного к умывальнику камеры в конкретный период, не безусловен, а возможен при наличии доказательств, свидетельствующих о бесчеловечном и унижающем достоинство обращении с осужденным и отсутствии доказательств соразмерно восполняющих допущенные нарушения.

Судом установлено нарушение условий содержания в .... в части отсутствия централизованного горячего водоснабжения, однако .... приняло меры, которые компенсировали истцу указанное нарушение.

Суд также отмечает, что сама по себе не выдача больничного халата при условии возможного пользования иной одеждой на протяжении 1,5 месяца, не является основанием для взыскания в пользу истца денежной компенсации, поскольку данное нарушение не является столь существенным, причиняющим такие нравственные страдания, сравнимым с пыточными условиями, которые позволяли бы истцу претендовать на получение денежной компенсации.

В связи с чем, поскольку права истца не нарушены, суд полагает, что исковые требования Федорченко В.Ю. к ФКЛПУ Б-18, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании действий (бездействий) ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по РК, выразившиеся в нарушении установленных законодательством РФ условий содержания в медицинских учреждениях в период с <...> г., незаконными, взыскании денежной компенсации в размере 67 000 рублей удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 175-180, 227.1 КАС РФ, суд            

Решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ № 18 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ №11» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░-18 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ <...> ░., ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 67 000 ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18.12.2023 ░░░░

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-5233/2023 ~ М-4558/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федорченко Вячеслав Юрьевич
Ответчики
ФСИН России
ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по РК
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Савинкина Елена Владимировна
Дело на сайте суда
ukhtasud--komi.sudrf.ru
16.11.2023Регистрация административного искового заявления
16.11.2023Передача материалов судье
17.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
17.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2023Судебное заседание
18.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее