Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-114/2024 ~ М-44/2024 от 09.02.2024

Дело № 3а-114/2024 УИД 47OS0000-01-2024-000078-07

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 20 мая 2024 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Павловой О.Н.

с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.,

при секретаре Выдриной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Золотухина Юрия Николаевича о признании неправомочным состава совета депутатов муниципального образования Мичуринское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области четвертого созыва (далее также – МО «Мичуринское сельское поселение»), обязании назначить выборы депутатов,

установил:

Золотухин Ю.Н. обратился c административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Приозерского муниципального района Ленинградского района (далее также – ТИК Приозерского района), в котором просит признать состав совета депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» четвертого созыва, избранного при проведении муниципальных выборов 08.09.2019, неправомочным; возложить на ТИК Приозерского района обязанность по назначению выборов депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» не позднее 10 дней с момента принятия решения суда; обратить решение к немедленному исполнению.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что по результатам выборов, состоявшихся 08.09.2019, в совет депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» четвертого созыва избрано 10 депутатов по 10 многомандатным округам: Булгар А.И., Галкина Н.В., Грибова В.И., Жук А.Н., Иванова С.А., Кошелева Е.В., Куприна Г.Н., Леликова И.В., Плюснина Н.В., Посный В.И. Решением совета депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» досрочно прекращены полномочия четверых депутатов: Ивановой С.А., Посного В.И., Леликовой И.В., Куприна Г.Н. По результатам дополнительных выборов, назначенных решением совета депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» от 20.06.2022 №152 и прошедших 11.09.2022, в совет депутатов дополнительно избраны четыре депутата: Алымов П.А., Лобанов А.В., Фролова А.А., Чернов Б.А. Решениями совета депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» досрочно прекращены полномочия: Булгара А.И. (решение от 16.09.2022 №161); Гибовой В.И. (решение от 30.01.2023 №173); Жук А.Н. (решение от 30.01.2023 №174); Плюсниной Н.В. (решение от 10.03.2023 №184). В последующем сложили полномочия депутаты Галкина Н.В. и Алымов П.А. (11.07.2023), Фролова А.А. (12.07.2023), Кошелева Е.В. (13.07.2023). Таким образом, с 13.07.2023 совет депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» состоит из двух депутатов: Чернова Б.А. и Лобанова А.В., то есть менее 50% депутатов, в связи с чем совет депутатов не правомочен. Административный истец также ссылается на то, что в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ТИК Приозерского района была обязана назначить новые основные выборы в совет депутатов МО «Мичуринское сельское поселение», однако уклонилась от этого, в связи с чем, совет депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» остается в неправомочном составе, а ТИК Приозерского района уклоняется от назначения новых основных муниципальных выборов в совет депутатов МО «Мичуринское сельское поселение», что нарушает права административного истца, как жителя МО «Мичуринское сельское поселение», на осуществление местного самоуправления.

Административный истец и его представитель – адвокат Попов А.А., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в отсутствие административного истца и его представителя.

Представитель административного ответчика ТИК Приозерского муниципального района – председатель ТИК Приозерского муниципального района Евдокимов Д.А., в судебное заседание явился, согласился с административными исковыми требованиями о признании состава совета депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» неправомочным, исковые требования о возложении на ТИК Приозерского района обязанности по назначению выборов депутатов совета депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» не позднее 10 дней с момента принятия решения суда не признал, поскольку административным истцом не доказано уклонение (бездействие) ТИК Приозерского района от выполнения своих обязанностей. Заявления депутатов Галкиной Н.В., Алымова П.А., Фроловой А.А. и Кошелевой Е.В. о досрочном сложении своих полномочий депутатов до настоящего времени на заседании совета депутатов не рассматривались советом депутатов и не оформлялись как правовые акты муниципального образования. Отсутствие решений совета депутатов о прекращении полномочий депутатов Галкиной Н.В., Алымова П.А., Фроловой А.А. и Кошелевой Е.В., которые после подачи соответствующих заявлений могли их отозвать, препятствует ТИК Приозерского района считать состав совета депутатов, списочный состав которой состоит из шести депутатов, неправомочным. В компетенцию ТИК Приозерского района не входят полномочия по определению правомочности действующего состава совета депутатов муниципального образования, вопрос о признании неправомочности состава представительного органа муниципального образования находится в компетенции суда общей юрисдикции соответствующего уровня. Вместе с тем, вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу о признании состава совета депутатов неправомочным само по себе будет основанием для реализации ТИК Приозерского района требований, закрепленных пунктом 12 статьи 71 Федерального закона № 67-ФЗ. При этом оснований для обращения решения суда по настоящему делу к немедленному исполнению, по мнению административного ответчика, не имеется, поскольку административным истцом не доказано, что исполнение настоящего решения суда после вступления его в законную силу может нанести значительный ущерб интересам административного истца.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Ленинградской области Замятин Ф.Г. в судебное заседание явился, административное исковое заявление не поддержал, возражал против удовлетворения требований Золотухина Ю.Н. по доводам, изложенным в письменном отзыве. В письменном отзыве представитель заинтересованного лица указал, что решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Галкиной Н.В., Алымова П.А., Фроловой А.А и Кошелевой Е.В. не принимались; требования административного истца о признании неправомочным действующего состава совета депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» четвертого созыва подлежат удовлетворению только в случае установления в судебном порядке факта прекращения полномочий депутатов Галкиной Н.В., Алымова П.А., Фроловой А.А и Кошелевой Е.В., Вместе с тем, в случае досрочного прекращения полномочий совета депутатов ТИК Приозерского района обязана назначить выборы в силу закона и в сроки, установленные статьей 10 Федерального закона №67-ФЗ и статьей 6 Областного закона от 15.03.2012 №20-оз «О муниципальных выборах в Ленинградской области», в связи с чем второе требование административного иска Золотухитна Н.Ю. не подлежит удовлетворению. Относительно требования Золотухина Н.Ю. об обращении решения суда к немедленному исполнению представитель заинтересованного лица указал, что обращение решения суда к немедленному исполнению не будет являться моментом прекращения полномочий представительного органа, поскольку Федеральный закон №131-ФЗ связывает прекращение таких полномочий именно с вступлением в законную силу соответствующих решений. В случае удовлетворения требований административного истца об обращении решения суда к немедленному исполнению возникнет правовая неопределенность в отношении статуса представительного органа и его депутатов, что может повлечь нарушение прав и законных интересов избирателей и иных участников избирательного процесса, гарантированных статьями 45-46 Конституции Российской Федерации.

Заинтересованные лица Галкина Н.В., Алымов П.А., Фролова А.А., Кошелева Е.В. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, направили ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором указали, что депутатами себя не считают.

Заинтересованное лицо Чернов Б.А. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, направил в адрес суда телеграмму, в которой указал, что явиться в судебное заседание не может в связи с болезнью, просит рассмотреть дело в свое отсутствие и удовлетворить административные исковые требования Золотухина Н.Ю.

Заинтересованное лицо Лобанов А.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом; заявлений об отложении слушания дела или рассмотрении дела в свое отсутствие, а также сведений об уважительности причин неявки от заинтересованного лица в суд не поступало.

Участвующий в деле прокурор в заключении указал на наличие оснований для удовлетворения административного иска в части требования о признании состава совета депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» четвертого созыва неправомочным, в остальной части полагал необходимым в удовлетворении административного иска Золотухина Н.Ю. отказать.

Суд, определив рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, выслушав объяснения присутствующих участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, приходит к следующему.

Согласно части 13 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) Ленинградский областной суд рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела о признании неправомочным состава законодательного (представительного) органа государственной власти Ленинградской области, представительного органа муниципального образования Ленинградской области.

Порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления регламентируется Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ).

В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 35 Федерального закона №131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Частью 1 статьи 18 устава МО «Мичуринское сельское поселение», утвержденного решением совета депутатов от 10.04.2017 №112 (далее также – устав), предусмотрено, что совет депутатов состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по многомандатным избирательным округам, образуемым на территории поселения (л.д. 37).

В части 3 статьи 18 устава определено, что совет депутатов может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 (двух третей) от установленной численности депутатов.

Судом установлено, что по результатам выборов, состоявшихся 08.09.2019, избран совет депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» в количестве 10 депутатов: Булгар А.И., Галкина Н.В., Грибова В.И., Жук А.Н., Иванова С.А., Кошелева Е.В., Куприна Г.Н., Леликова И.В., Плюснина Н.В., Посный В.И.

Решением совета депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» от 26.12.2019 №28 досрочно прекращены полномочия депутата Ивановой С.А.

Решением совета депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» от 25.05.2020 №47 досрочно прекращены полномочия депутата Посного В.И.

Решением совета депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» от 03.12.2021 №127 досрочно прекращены полномочия депутата Леликова И.В.

Решением совета депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» от 27.12.2021 №133 досрочно прекращены полномочия депутата Куприна Г.Н.

Решением совета депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» от 20.06.2022 №152 в связи с досрочным прекращением полномочий депутатов назначены дополнительные выборы депутатов совета депутатов по десятимандатному избирательному округу №1 на 11.09.2022.

По результатам дополнительных выборов, прошедших 11.09.2022 в совет депутатов дополнительно избраны: Алымов П.А., Лобанов А.В., Фролова А.А., Чернов Б.А.

Решением совета депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» от 16.09.2022 №161 досрочно прекращены полномочия депутата Булгар А.И.

Решением совета депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» от 30.01.2023 №173 досрочно прекращены полномочия депутата Грибова В.И.

Решением совета депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» от 30.01.2023 №174 досрочно прекращены полномочия депутата Жук А.Н.

Решением совета депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» от 10.03.2023 №184 досрочно прекращены полномочия депутата Плюснина Н.В.

11.07.2023 в совет депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» поступили заявления депутатов Галкиной Н.В. и Алымова П.А. о сложении полномочий, а 12.07.2023 и 13.07.2023 аналогичные заявления поступили от депутатов Фроловой А.А. и Кошелевой Е.В.

Кроме того, 15.09.2023 в адрес территориальной избирательной комиссии Приозерского муниципального района Ленинградской области поступило заявление депутата Чернова Б.А. о сложении полномочий.

В ходе судебного разбирательства Галкина Н.В., Алымов П.А., Фролова А.А. и Кошелева Е.В., привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, подтвердили факт обращения с заявлениями о досрочном сложении полномочий депутатов и отсутствии намерения их отзывать, о чем направили в адрес суда соответствующие заявления.

Чернов Б.А., в свою очередь, сведений об отзыве поданного им заявления о сложении полномочий в материалы административного дела не представил, указав в направленном в адрес суда заявлении, что административные исковые требования Золотухина Ю.Н. просит удовлетворить.

Доказательств того, что решение о досрочном сложении полномочий в связи с отставкой по собственному желанию принято Галкиной Н.В., Алымовым П.А., Фроловой А.А., Кошелевой Е.В. и Черновым Б.А. под давлением, принуждением или при других обстоятельствах, исключающих добровольность и свободу волеизъявления, суду не представлено.

Согласно п. 2 ч. 10 ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ полномочия депутата органа местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.

Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (ч. 11 ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ).

Аналогичные положения воспроизведены в части 3 ст. 23 устава МО «Мичуринское сельское поселение».

Исходя из вышесказанного, разрешая вопрос о порядке досрочного прекращения полномочий депутата в связи с отставкой по собственному желанию, федеральный законодатель предусмотрел период времени, в течение которого должно быть принято соответствующее решение, предоставив тем самым депутату возможность в указанный срок отозвать свое заявление.

Таким образом, если представительный орган муниципального образования в установленный законом срок не принимает решения по заявлению депутата об отставке по собственному желанию, и данное заявление не отозвано, то отсутствуют правовые основания считать, что депутат является действующим.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что решение по заявлениям Галкиной Н.В., Алымова П.А., Фроловой А.А., Кошелевой Е.В. и Чернова Б.А. в установленный законом срок советом депутатом МО «Мичуринское сельское поселение» не принято и указанные лица свои заявления о досрочном сложении полномочий не отозвали, суд полагает, что на момент рассмотрения настоящего дела совет депутатов соответствующего муниципального образования состоит из одного депутата.

Согласно п. 2 ч. 16 ст. 35 Федерального закона №131-ФЗ полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

В части 7 статьи 18 устава указано, что заседание совета депутатов правомочно, если на нем присутствуют не менее 50 (пятидесяти) процентов от числа избранных депутатов.

Численность совета депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» составляет 10 (десять) депутатов (часть 1 статьи 18 устава).

Следовательно, принятие советом депутатов любого решения возможно только при наличии в его составе не менее 5 действующих депутатов.

Принимая во внимание, что в настоящее время совет депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» состоит из одного человека и не способен принимать какие-либо решения, отнесенные к его компетенции, суд приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных п. 2 ч. 16 ст. 35 Федерального закона №131-ФЗ, для признания такого органа неправомочным.

Вместе с тем, суд считает неподлежащими удовлетворению требования административного истца о возложении на ТИК Приозерского района обязанности по назначению выборов депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» не позднее 10 дней с момента принятия решения суда суд приходит к следующему.

Пунктом 4 статьи 10 Федерального закона №67-ФЗ и частью 3 статьи 6 Областного закона Ленинградской области от 15.03.2012 №20-оз «О муниципальных выборах в Ленинградской области» установлено, что досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Областного закона Ленинградской области от 15.03.2012 №20-оз днем голосования на выборах в органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4, 5 и 6 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ.

Частью 3 названной статьи областного закона установлено, что в период, который начинается за пять месяцев до предусмотренного частью 2 настоящей статьи дня голосования и заканчивается через месяц после указанного дня голосования, досрочные выборы главы муниципального образования не могут быть проведены в иной день, кроме указанного дня голосования, и назначаются на указанный день с учетом положений, предусмотренных частями 4 - 7 настоящей статьи.

Следовательно, обязанность ТИК Приозерского района по назначению выборов депутатов МО «Мичуринское сельское поселение» возникает в силу закона, а потому судебного вмешательства при рассмотрении данного требования не требуется.

Согласно статьи 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных КАС РФ, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению (часть 1). В случае отсутствия в КАС РФ прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием (часть 2).

В силу пункта 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования прекращаются в случае вступления в силу решения областного суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

В соответствии с положениями статьи 186 КАС РФ решение суда вступает в законную силу по истечении срока, установленного КАС РФ для апелляционного обжалования, если оно не было обжаловано. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. В случае отмены или изменения решения суда первой инстанции определением суда апелляционной инстанции и принятия нового решения оно вступает в законную силу немедленно.

Таким образом, закон прямо связывает прекращение полномочий представительного органа муниципального образования именно с вступлением в законную решений суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования.

При таких обстоятельствах, оснований для обращения решения к немедленном исполнению не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

    решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 8 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░                                  ░.░. ░░░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░ 2024 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-114/2024 ~ М-44/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Золотухин Юрий Николаевич
Прокурор Ленинградской области
Ответчики
Совет депутатов муниципального образования Мичуринское сельское поселение
Территориальная избирательная комиссия Приозерского муниципального района
Другие
Алымов Павел Андреевич
Фролова Анна Анатольевна
Чернов Богдан Александрович
Избирательная комиссия Ленинградской области
Кошелева Елена Васильевна
Попов Александр Александрович
Лобанов Андрей Владимирович
Галкина Надежда Васильевна
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Павлова Ольга Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud--lo.sudrf.ru
09.02.2024Регистрация административного искового заявления
09.02.2024Передача материалов судье
14.02.2024Решение вопроса о принятии к производству
14.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.03.2024Предварительное судебное заседание
01.04.2024Предварительное судебное заседание
16.04.2024Предварительное судебное заседание
06.05.2024Предварительное судебное заседание
20.05.2024Предварительное судебное заседание
20.05.2024Судебное заседание
23.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее