Дело НОМЕР
УИД: НОМЕР
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего судьи Шкининой И.А., при ведении протокола секретарем ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <адрес> г.Н.Новгорода, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры по государственной регистрации права собственности на защитное сооружение гражданской обороны, принять меры по приведению защитного сооружения гражданской обороны (убежище) в соответствие с Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> г.Н.Новгорода, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры по государственной регистрации права собственности на защитное сооружение гражданской обороны.
В обоснование иска административный истец указал следующее. <адрес> г.Н.Новгород проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о гражданской обороне.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №28-ФЗ «О гражданской обороне» настоящий Федеральный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Согласно ст.1 Закона № 28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составным и частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п. 1 ст. 4 Закона НОМЕР- ФЗ).
В соответствии с п. 2 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР, к объектам гражданской обороны относятся, в том числе убежища.
Пункт 13 Порядка предусматривает, что в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Согласно ФИО5 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР, защитное сооружение - инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (пп. ДД.ММ.ГГГГ); убежище - защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ (пп. ДД.ММ.ГГГГ).
В силу п. 8 Порядка федеральные органы государственной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В соответствии с п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их верховных советов, Советов народных депутатов.
Убежище относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к Постановлению НОМЕР, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления оно стало относиться к федеральной собственности (данная позиция отражена также в Постановлении Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР по делу №А56-19531/2007).
Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Согласно ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из п. 6 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ.
Требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны в мирное время определены Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР.
В силу п.1 Порядка к защитным сооружениям гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия и укрытия.
На основании п.2 Порядка содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В соответствии с п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР к основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются в том числе сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
В рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации Территориальным управлением Росимущества в <адрес> совместно с <адрес> и ГУ МЧС России по <адрес> утвержден Перечень защитных сооружений гражданской обороны, введенных в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ, которые подлежат передаче в собственность <адрес> или муниципальных образований (приказ Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР).
В ходе проверки произведен осмотр убежища НОМЕР (новый НОМЕР) по адресу г.Н.Новгород, <адрес>, 52.
Согласно информации Территориального управления Росимущества в <адрес> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР), Убежище не числится в реестре федерального имущества.
По сведениям ГУ МЧС России по <адрес> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР) Убежище является бесхозяйным.
По результатам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что убежище не поддерживается в состоянии постоянной готовности, не готово к переводу в установленные сроки к использованию по предназначению, в убежище отсутствуют системы жизнеобеспечения и оборудование в нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне»; п. 10 Положения о гражданской обороне, п. 2, 3-6, 10 - 12 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР.
Приказом Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР указанное защитное сооружение включено в перечень защитных сооружений, которые подлежат передаче в собственность <адрес>.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Ввиду непринятия администрацией г.Н.Новгорода мер по регистрации права муниципальной собственности выполнение мероприятий по надлежащему техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны на территории <адрес> г.Н.Новгород не может быть реализовано.
Изложенное, в свою очередь, повлекло невыполнение в полном объеме задач в области гражданской обороны, в том числе необеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав, свобод и законных интересов граждан осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно разъяснениям п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», при предъявлении в суд требований об обязании наделенных публичными полномочиями органов и лиц совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод, законных интересов административного истца (заявителя) в сфере административных и иных публичных правоотношений такие требования подлежат квалификации как требования о признании незаконным соответствующего бездействия и об обязании совершить необходимые действия (ст. 124 КАС РФ).
По указанным основаниям административный истец просит суд:
1.Обязать администрацию г.Н.Новгорода ИНН 5253001036, ОГРН 1025203032579 принять меры по государственной регистрации права собственности на защитное сооружение гражданской обороны НОМЕР по адресу г. Н.Новгород, <адрес>, 52 в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
2.Обязать администрацию г.Н.Новгорода ИНН 5253001036, ОГРН 1025203032579 привести защитное сооружение гражданской обороны (убежище) в соответствие с Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве заинтересованных привлечены: Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации г.Н.Новгорода, ООО «СТН-Строй», ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в <адрес> г.Н.Новгорода.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> г.Н.Новгорода ФИО2 (по поручению) заявленные требования поддержала.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела считаются надлежащим образом извещенными, данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, в связи с чем, суд на основании ст.ст. 150-152, 226 КАС РФ находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
От представителя заинтересованного лица ГУ МЧС России по <адрес> ФИО3 по доверенности поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что ГУ МЧС России по <адрес> считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Выслушав пояснения административного истца, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, прокуратурой <адрес> г.Н.Новгорода была проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В ходе проведенной проверки прокуратурой установлено, что объект гражданской обороны убежище НОМЕР (новый НОМЕР), расположенный по адресу: г.Н.Новгород, <адрес>, не числится в реестре федерального имущества, по сведениям ГУ МЧС России по <адрес> убежище является бесхозяйным.
Проведенная проверка показала, что убежище не поддерживается в состоянии постоянной готовности, не готово к переводу в установленные сроки к использованию по предназначению, в убежище отсутствуют системы жизнеобеспечения и оборудование.
В соответствии с пунктами 1 и 2 раздела 3 приложения N 1 к Постановлению Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" защитные сооружения гражданской обороны, как объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности и подлежат внесению в реестр федерального имущества.
Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" к объектам, находящимся в федеральной собственности, относятся защитные сооружения гражданской обороны, приватизация которых запрещена.
Согласно пункту 4 статьи 4, пункту 7 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" ограничения, установленные законодательством о приватизации на оборот отдельных видов государственного имущества, сохраняют свою силу при всех последующих сделках с указанным имуществом, а отказ в приватизации государственного имущества возможен в случае, если указанное имущество изъято из гражданского оборота или ограничено в гражданском обороте.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" также не подлежит приватизации имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
На основании пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
Согласно пункту 5 указанного Постановления в целях сохранения объектов и имущества гражданской обороны, имеющихся у приватизируемого предприятия, соответствующие комитеты по управлению государственным имуществом включают в планы приватизации положения, определяющие перечень объектов и имущества гражданской обороны, не подлежащих приватизации и передаваемых акционерному обществу по договору на ответственное хранение и в пользование.
Согласно ст. ст. 1, 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок создания убежищ).
В соответствии пунктом 2 Порядка создания убежищ к объектам гражданской обороны относятся, в том числе убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.
На основании п. 8 указанного Порядка федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Пункт 13 Порядка предусматривает, что в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
В соответствии с п. 8 Порядка федеральные органы государственной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В соответствии с п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их верховных советов, Советов народных депутатов.
Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила эксплуатации защитных сооружений), рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
В п. п. 1.3, 1.7, 1.8 указанных Правил определено, что организации, на учете которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
Разделом 3.2 вышеназванных Правил предусмотрены также требования к содержанию и эксплуатации защитных сооружений в режиме повседневной деятельности (п. п. 3.2.1 - 3.2.2), содержанию входов в защитные сооружения, защитных устройств 28 и помещений для укрываемых (п. п. 3.2.3 - ДД.ММ.ГГГГ), к содержанию инженерно-технического оборудования (п. п. ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ), требования к техническому обслуживанию и ремонту защитных сооружений (п. п. 5.2.1 - 5.2.4).
В соответствии с пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища.
Согласно паспорту убежища НОМЕР, спорное защитное сооружение гражданской обороны, расположенное на территории Горьковского опытно-промышленного металлургического завода по адресу: г.Н.Новгород, <адрес>, дата приемки в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ), назначение в мирное время – пункт управления ГО завода.
Таким образом, спорный объект гражданской обороны в порядке, предусмотренном законом, из владения Российской Федерации не выбывал, свой статус не утратил, спорное имущество является объектом гражданской обороны, ограничено в обороте и отнесено к федеральной собственности, а Российская Федерация является собственником данного объекта независимо от факта отсутствия регистрации права на него.
В соответствии с п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР к основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются в том числе сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
В рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации Территориальным управлением Росимущества в <адрес> совместно с <адрес> и ГУ МЧС России по <адрес> утвержден Перечень защитных сооружений гражданской обороны, введенных в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ, которые подлежат передаче в собственность <адрес> или муниципальных образований (приказ Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР).
Согласно информации Территориального управления Росимущества в <адрес> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР), Убежище не числится в реестре федерального имущества.
По сведениям ГУ МЧС России по <адрес> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР) Убежище является бесхозяйным.
Из материалов административного дела следует, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что убежище не поддерживается в состоянии постоянной готовности, не готово к переводу в установленные сроки к использованию по предназначению, в убежище отсутствуют системы жизнеобеспечения и оборудование в нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне»; п. 10 Положения о гражданской обороне, п. 2, 3-6, 10 - 12 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР.
Приказом Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР указанное защитное сооружение включено в перечень защитных сооружений, которые подлежат передаче в собственность <адрес>.
Таким образом, установив статус спорного объекта в качестве защитного сооружения гражданской обороны (убежища) и факт того, что ЗС ГО включено в перечень защитных сооружений, которое подлежит передаче в собственность <адрес>, отсутствие доказательств его передачи на каком-либо вещном праве иным лицам либо изменения статуса объекта, с учетом того, что Администрация г.Н.Новгорода осуществляет полномочия собственника в отношении расположенных на территории соответствующего субъекта имущества, обязано нести бремя по его содержанию, установив факт бездействия ответчика, выразившегося в неосуществлении мер к регистрации права собственности на защитное сооружение гражданской обороны - убежище НОМЕР по адресу: г.Н.Новгород, <адрес> непринятии должных мер по надлежащему содержанию защитного сооружения гражданской обороны, приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора.
Пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Целью судебной защиты в порядке административного судопроизводства является восстановление нарушенных прав, а не констатация факта несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного органа нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Разрешение вопроса о способе восстановления нарушенного права не выступает в качестве самостоятельного требования, подлежащего рассмотрению, а является производным от требования об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного органа.
В качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, обратившегося в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о возложении на Администрацию г. Н.Новгорода обязанности принять меры по государственной регистрации права собственности на защитное сооружение гражданской обороны - убежище НОМЕР по адресу: г.Н.Новгород, <адрес>, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; о возложении на Администрацию г. Н.Новгорода обязанности в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны - убежище НОМЕР по адресу: г.Н.Новгород, <адрес> соответствие с Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░.░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.░.░░░░░░░░, <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░.░░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.░.░░░░░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░.░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.░.░░░░░░░░, <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░.░░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.░.░░░░░░░░, <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░. ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░░░░░░░