Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-239/2024 ~ М-199/2024 от 15.05.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Еланцы                                               25 июня 2024 г.

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н., при секретаре судебного заседания Бортосовой З.Ю.,

с участием административного истца заместителя прокурора Ольхонского района Байтурсыновой О.Г.,

представителя административного ответчика главы <адрес> муниципального образования Белеева С.Ю., действующего на основании прав по должности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-239/2024 по административному исковому заявлению прокурора Ольхонского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> муниципального образования – сельского поселения о возложении обязанности организовать снабжение населения топливом в соответствии с требованиями действующего законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ольхонского района обратился в суд с иском к Администрации <адрес> муниципального образования – сельского поселения (далее Администрация <адрес> муниципального образования) о возложении обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать снабжение населения <адрес> муниципального образования топливом в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Заместитель прокурора <адрес> Байтурсынова О.Г. иск поддержала по доводам, изложенным в нем, просила его удовлетворить. Просила отказать в удовлетворении ходатайства административного ответчика о привлечении в качестве заинтересованных лиц Министерства лесного комплекса <адрес>, ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по <адрес>», Министерства лесного комплекса Российской Федерации.

Представитель административного ответчика Белеев С.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признал, ходатайствовал о привлечении в качестве заинтересованных лиц Министерства лесного комплекса <адрес>, ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по <адрес>», Министерства лесного комплекса Российской Федерации. Представил возражения на административное исковое заявление, из которого следует, что какими-либо иными нормативными актами конкретные полномочия органов местного самоуправления в сфере снабжения населения топливом не определены. Предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 14 вопрос местного значения не предполагает непосредственно обеспечение органами местного самоуправления населения топливом, а указывает именно на «организацию снабжения», то есть на решение в первую очередь вопросов организационных. В целях реализации вопросов организации снабжения администрацией утверждено постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ № Положение об организации снабжения населения твердым топливом (дровами), предусматривающее Порядок определения продавцов топлива населению. Полагают, что отсутствие соответствующего отраслевого законодательства, тем более не может возлагать на органы местного самоуправления всю полноту ответственности. В этой связи полагают несостоятельной ссылку административного истца на ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ «О теплоснабжении», поскольку в соответствии с положениями ст. 1 указанного Федерального закона данный закон в целом не регулирует вопросы, связанные с обеспечением населения твердым топливом или печным отоплением. На территории <адрес> муниципального образования осуществляет деятельность ГКУ ИО <данные изъяты>, с которым граждане, нуждающиеся в твердом топливе, могут заключать договоры на заготовку древесины для собственных нужд.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск, а также вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ, если указанным кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, должностного лица может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Частью 8 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соответствует ли оспариваемое решение, действие (бездействие) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Органы прокуратуры Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 77 указанного закона, осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», с учетом положений Закон Иркутской области от 03.11.2016 N 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

Статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1 ч. 1 ст. 6); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (п. 4 ч. 1 ст. 6).

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации <адрес> муниципального образования внесено представление об устранении нарушений. Данное представление было рассмотрено, по результатам которого подготовлен проект постановления администрации «Об утверждении Положения об организации снабжения населения твердым топливом (дровами) в <адрес> муниципальном образовании», предусматривающий проведение работы по определению поставщиков твердого топлива на территории поселения посредством размещения объявления на официальном сайте и последующего формирования реестра таких поставщиков.

Как следует из материалов дела, согласно пп. 4 п. 1 ст. 6 Устава <адрес> муниципального образования, к вопросам местного значения поселения относятся в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий установленных законодательством Российской Федерации.

Административным ответчиком заявлено ходатайство о привлечении в качестве заинтересованных лиц Министерства лесного комплекса <адрес>, ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по <адрес>», Министерства лесного комплекса Российской Федерации. В удовлетворении ходатайства административному ответчику отказано, поскольку права и обязанности данных юридических лиц не затрагиваются.

Довод административного ответчика о том, что ссылка административного истца на ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» несостоятельна, не может быть принят во внимание, отклоняются судом как необоснованный, поскольку закрепление в ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в качестве вопроса местного значения поселения организации теплоснабжения населения, в том числе обеспечение топливом, как публичной услуги, возлагает на органы местного самоуправления обязанность наладить скоординированное функционирование деятельности по обеспечению тепловой энергией потребителей, с тем, чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества, в том числе путем приобретения ими топлива для самостоятельного отопления жилых помещений, что направлено на удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

При этом задача органов местного самоуправления в данной области, состоит в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного в конечном итоге на создание необходимых условий для предоставления населению тепловой энергии надлежащего качества, в том числе путем контроля за наличием необходимого нормативного запаса топлива.

Довод административного ответчика о том, что на территории <адрес> муниципального образования осуществляет деятельность ГКУ ИО <данные изъяты>, с которым граждане, нуждающиеся в твердом топливе, могут заключать договоры на заготовку древесины для собственных нужд, является несостоятельным, так как, в соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования относятся к вопросам местного значения и не могут быть делегированы хозяйствующим субъектам.

Приоритетное применение к вопросу о размерах нормативных запасов топлива, необходимых и достаточных для бесперебойного обеспечения теплом объектов ЖКХ и социальной сферы, имеют Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, определяющие правила по эксплуатации объектов ЖКХ, которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

В соответствии с абз. 10 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 353, твердое топливо при наличии печного отопления, используемое для предоставления коммунальной услуги, является коммунальным ресурсом.

Под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений) (абз. 9 п. 2 Правил № 354).

Исходя из пп. «е» п. 4 Правил № 354 потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга по отоплению, то есть подачи по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения к Правилам № 354, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

Коммунальные услуги, в соответствии с п. 2 Правил № 354, предоставляет исполнитель, то есть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, которые являются ресурсоснабжающими организациями.

Как следует из п. 114 Правил № 354 твердое топливо может продаваться потребителям как непосредственно в определенном месте продажи или складирования, так и с использованием предварительных заказов на продажу и доставку топлива к месту, указанному потребителем.

Организация теплоснабжения населения, как публичной услуги, возлагает на органы местного поселения обязанность наладить скоординированное функционирование деятельности по обеспечению тепловой энергией потребителей, с тем, чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20.12.2010 № 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значение, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

Также, на дату рассмотрения настоящего дела в суде административным ответчиком не представлено доказательств исполнения в полном объеме требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Иркутской области от 03.11.2016 № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения», в части организации в границах указанного поселения, снабжения населения топливом, поскольку утверждение лишь нормативного правового акта, такого как Положения об организации снабжения населения <адрес> муниципального образования твердым топливом (дровами), не свидетельствует о полном исполнении возложенных на администрацию <адрес> муниципального образования полномочий в части организации снабжения населения топливом.

Учитывая вышеизложенное, установленные по делу обстоятельства, оценивая все представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

При определении срока, в течение которого подлежат совершению определенные действия, суд, исходя из объема действий, подлежащих выполнению, а также объема совершенных на настоящее время административным ответчиком действий, находит обоснованным срок, указанный в административном иске – в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решая вопрос о взыскании судебных расходов, связанных с рассмотрением административного дела, суд приходит к следующему.

В п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ №, ░░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 28.06.2024.

        ░░░░░:                     ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-239/2024 ~ М-199/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ольхонского района
Ответчики
Администрация Еланцынского муниципального образования
Суд
Ольхонский районный суд Иркутской области
Судья
Холодова Лариса Николаевна
Дело на сайте суда
olhonsky--irk.sudrf.ru
15.05.2024Регистрация административного искового заявления
15.05.2024Передача материалов судье
17.05.2024Решение вопроса о принятии к производству
24.05.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2024Судебное заседание
21.06.2024Судебное заседание
25.06.2024Судебное заседание
28.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее