дело № 2а-259/2020
УИД 62RS0017-01-2020-000591-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 августа 2020 года г. Новомичуринск
Рязанская область
Пронский районный суд Рязанской области
в составе председательствующего судьи Чепелевой О.М.,
с участием старшего помощника прокурора Пронского района Рязанской области Исаковой О.А.,
при секретаре Карташовой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по административному иску прокурора Пронского района Рязанской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Пронского района Рязанской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации МО - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
В обоснование иска прокурор указал на то, что Прокуратурой района по поручению прокуратуры Рязанской области проведена проверка по вопросу исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории Пронского муниципального района, в результате которой установлено, что напротив <адрес> по <адрес> имеются дефекты асфальтобетонного покрытия проезжей части в виде выбоин, а именно: 1) длинной 1,3 м, шириной 2,3 м, глубиной 10 см; 2) длинной 1,5 м, шириной 1,2 м, глубиной 10 см. Данные обстоятельства являются нарушением требований ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Несоответствие покрытия проезжей части (наличие выбоин) требованиям ГОСТа нарушает права неопределенного круга лиц в области безопасности дорожного движения. Кроме того, несвоевременный ремонт дороги влечет за собой дальнейшее разрушение проезжей части, дополнительные расходы на ее ремонт. В соответствии с перечнем автодорог местного значения Пронского городского поселения указанная дорога является дорогой местного значения муниципального образования - Пронское городское поселение (автодорога по ул. <адрес> с идентификационным номером - №). Указанные нарушения свидетельствуют о том, что администрация муниципального образования - Пронское городское поселение не принимает меры, в том числе путем выделения бюджетных средств, по надлежащему содержанию автомобильных дорог района. Установить круг лиц, права и интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, привлечь таких лиц в процесс в качестве истцов, указать их в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении гражданского дела не представляется возможным. В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. На основании ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Нарушения выявлены ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, срок подачи заявления в суд не пропущен.
Прокурор просит суд признать бездействие администрации муниципального образования - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, выразившееся в невыполнении требования законодательства о безопасности дорожного движения при содержании проезжей части напротив <адрес> по ул. <адрес>, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области устранить выбоины на участке автомобильной дороги напротив <адрес> по ул. <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017. В соответствии со ст. 178 КАС РФ установить срок для исполнения решения суда.
В судебном заседании старший помощник прокурора Пронского района Рязанской области Исакова О.А. поддержала исковые требования в полном объеме, просила иск удовлетворить, установив срок для исполнения решения суда 2 месяца.
В судебное заседание представитель административного ответчика - администрации муниципального образования - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом; в письменном заявлении и.о.главы администрации МО - Пронское городское поселение Калинина М.Н., признав административные исковые требования, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица - ОГИБДД ОМВД России по Пронскому району не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, просил удовлетворить иск в полном объеме.
В силу ст.ст.150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика и заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что, прокуратурой района по поручению прокуратуры Рязанской области проведена проверка по вопросу исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории Пронского муниципального района (л.д.8-9).
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Согласно ст. 2 Закона Рязанской области от 05.12.2014 N 87-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» с 1 января 2016 года за сельскими поселениями Рязанской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 15, 18, 22, 26, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, в силу п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131 - ФЗ к вопросам местного значения сельских поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 257 - ФЗ полномочия в области дорожной деятельности реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений.
На основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 257 - ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно требованиям п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Установлено, что напротив <адрес> по ул. <адрес> имеются дефекты асфальтобетонного покрытия проезжей части в виде выбоин, а именно: длинной 1,3 м, шириной 2,3 м, глубиной 10 см; длинной 1,5 м, шириной 1,2 м, глубиной 10 см.
Данные обстоятельства являются нарушением требований ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Несоответствие покрытия проезжей части (наличие выбоин) требованиям ГОСТа нарушает права неопределенного круга лиц в области безопасности дорожного движения.
Кроме того, несвоевременный ремонт дороги влечет за собой дальнейшее разрушение проезжей части, дополнительные расходы на ее ремонт.
В соответствии с перечнем автодорог местного значения Пронского городского поселения указанная дорога является дорогой местного значения муниципального образования - Пронское городское поселение (автодорога по ул. <адрес> с идентификационным номером - №).
Установленные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании материалами дела: копией поручения об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности (л.д.8-9), информацией ОГИБДД ОМВД России по Пронскому району от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.10), актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда (л.д.11), фототаблицей (л.д.12-13), копией постановления администрации МО - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области №287 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16), копией перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения (л.д.17-18), копией выписки из ЕГРЮЛ (л.д.19-26).
Указанные нарушения свидетельствуют о том, что администрация муниципального образования - Пронское городское поселение не принимает меры, в том числе путем выделения бюджетных средств, по надлежащему содержанию автомобильных дорог района.
При решении вопроса о выделении бюджетных средств на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог следует учитывать положения ст. 96 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, согласно которой остатки средств местного бюджета на начало текущего финансового года в объеме бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда, не использованных в отчетном финансовом году, направляются на увеличение в текущем финансовом году бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда.
Статьями 4, 18 Конституции РФ установлено, что Конституция Российской Федерации и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Установить круг лиц, права и интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, привлечь таких лиц в процесс в качестве истцов, указать их в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении гражданского дела не представляется возможным.
Таким образом, бездействие администрации МО - Пронское городское поселение, выразившееся в невыполнении требования законодательства о безопасности дорожного движения, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере безопасности дорожного движения и нарушение прав неопределенного круга лиц.
Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значения.
Предъявление настоящего заявления в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защитить права и интересы граждан на организацию и благоустройство территории указанных кладбищ, достойное отношение после погребения.
Право прокурора на обращение в суд с исковым заявлением регламентировано ч.1 ст.39 КАС РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Понуждение к совершению действий, направленных на устранение вышеуказанных нарушений прав граждан, согласно ст.12 ГК РФ является одним из способов защиты гражданских прав. Возможное наступление в будущем вредоносного результата является достаточным основанием для обращения в суд с исковым заявлением о понуждении к совершению действий.
В силу ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
В соответствии с положениями п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах, установленных судом, учитывая признание административным ответчиком исковых требований, заявление подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку в судебном заседании установлено, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, следует признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Пронское городское Пронского муниципального района Рязанской области, выразившееся в невыполнении требований вышеуказанного законодательства о безопасности дорожного движения при содержании проезжей части напротив <адрес> по ул. <адрес>, и следует обязать администрацию МО - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области устранить выбоины на участке автомобильной дороги напротив <адрес> по ул. <адрес> р.<адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, установив срок для исполнения 2 месяца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 270-273 Кодекса административного производства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░. <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-2017.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ 2 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ -
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.