Дело №2а-2687/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2020 года г. Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Габидулиной Э.И.
при секретаре Соломиной Н. С.,
с участием представителя административного истца прокурора Сильченко А.В., представителя административного ответчика Филипповой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Новгородского района Новгородской области об оспаривании бездействия Администрации Новгородского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения жилых домов, расположенных на <адрес>, суд
установил:
Прокурор Новгородского района Новгородской области обратился в суд с административным иском об оспаривании бездействия Администрации Новгородского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения жилых домов, расположенных на <адрес>, указав в обоснование иска, что по заявлению Ивановой Н.Ю. прокуратурой района в апреле 2019 года проведена проверка в ходе которой установлено, что водоснабжение индивидуальных жилых домов по <адрес> осуществляется через шахтные колодцы частного пользования. Водоразборные колонки на указанной улице отсутствуют. Подвоз воды населению органами местного самоуправления не осуществляется. Таким образом, граждане, проживающие на <адрес> фактически не обеспечены питьевой водой для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. На основании выявленных нарушений прокуратурой района в адрес Администрации Новгородского муниципального района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, выявленные прокуратурой района нарушения в организации водоснабжения жилых домов, расположенных на <адрес> до настоящего времени не устранены. По результатам повторной проверки, проведенной прокуратурой района в апреле 2020 года, установлено, что водоснабжение жителей <адрес> не организовано, водоразборные колонки отсутствуют, подвоз воды не осуществляется. Бездействие органа местного самоуправления (невыполнение указанных требований закона) в течение длительного периода времени, выраженное в непринятии мер по обеспечению надлежащего водоснабжения жителей является нарушением норм действующего законодательства о водоснабжении и влечет существенное нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен глава Администрации Новгородского муниципального района Шахов О.И., в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Великого Новгорода, Администрация Григоровского сельского поселения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (протокольная форма) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Иванова Н.Ю.
В судебном заседании представитель административного истца прокурор Сильченко А.В. иск поддержала по указанным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика Администрации Новгородского муниципального района Филиппова А.Ю. иск не признала, при этом суду пояснила, что заявленные исковые требования обоснованы и Администрация района принимает меры по организации водоснабжения жилых домов, расположенных на <адрес>
Извещенные надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, административный ответчик глава Администрации Новгородского муниципального района Шахов О.И., представители заинтересованных лиц Администрации Великого Новгорода, МУП «Новгородский Водоканал», Администраций Ермолинского и Григоровского сельских поселений Новгородского муниципального района, в судебное заседание не явились.
Учитывая, что участие указанных лиц в судебном заседании в силу ст.121 КАС РФ обязательным не признавалось, суд рассматривает дело в отсутствие указанных лиц.
Суд выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии),должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ вопросы организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно ст.2 Федерального закона от 07.12.2001года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ), водоснабжение это - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).
Пунктом 1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011года № 416-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч.9 ст. 7 Федерального закона № 416-ФЗ).
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 30.03.1999года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013года № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения(далее Правила).
В соответствии с п. 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения в случае отсутствия на территории (части территории) поселения централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно п. 72 данных Правил, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.
В силу п. 74 Правил холодного водоснабжения и водоотведения при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению N 3 к настоящим Правилам.
Приказом Министерства Регионального развития РФ от 29.12.2011года № 635/14 «Об утверждении свода правил СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» утверждены строительные нормы и правила, которые должны соблюдаться при проектировании централизованных постоянных наружных системах водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства. Согласно п. 11.19 указанных строительных норм и правил, радиус действия водоразборной колонки следует принимать не более 100 м.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района в апреле 2019года установлено, что водоснабжение в <адрес> обеспечивается через существующие централизованные и нецентрализованные сети холодного водоснабжения, общественный колодец, расположенный на пересечении <адрес> и <адрес>, и колодцы частного пользования.
Водоснабжение жителей многоквартирных домов <адрес> осуществляется посредством повысительной насосной станции, питьевая вода в которую поступает из системы хозяйственно-питьевого водопровода Великого Новгорода.
Источником водоснабжения малоэтажной застройки <адрес> является тупиковая сеть водопровода, проходящая по <адрес> с установленными на ней водоразборными колонками: у <адрес> подключен к существующей сети, проходящей по <адрес>
Существующие сети водопровода проходят по <адрес> вблизи № установлена водоразборная колонка.
Установлено, что на <адрес> расположено около 10 частных жилых домов, проживает порядка 20 человек.
Водоснабжение индивидуальных жилых домов по <адрес> осуществляется через шахтные колодцы частного пользования. Водоразборные колонки на указанной улице отсутствуют. Подвоз воды населению органами местного самоуправления не осуществляется.
Вместе с тем, согласно результатам анализа грунта в выкопанных шахтных колодцах от ДД.ММ.ГГГГ, проведенным агрохимлабораторией ООО «Трубичино», вода в выкопанных шахтных колодцах не пригодна для употребления населением.
Таким образом, граждане, проживающие на <адрес> фактически не обеспечены питьевой водой для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
На основании выявленных нарушений прокуратурой района в адрес первого, Администрации Новгородского муниципального района 07.05.2019 года внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено 30.07.2019 года, доводы, содержащиеся в акте прокурорского реагирования, признаны Администрацией Новгородского муниципального района законными и обоснованными, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Вместе с тем, выявленные прокуратурой района нарушения в организации водоснабжения жилых домов, расположенных на <адрес>, Администрацией Новгородского муниципального района до настоящего времени не устранены.
По результатам повторной проверки, проведенной прокуратурой района в апреле 2020 года, установлено, что водоснабжение жителей <адрес> не организовано, водоразборные колонки отсутствуют, подвоз воды не осуществляется.
Таким образом, бездействие органа местного самоуправления (невыполнение указанных требований закона) в течение длительного периода времени, выраженное в непринятии мер по обеспечению надлежащего водоснабжения жителей является нарушением норм действующего законодательства о водоснабжении и влечет существенное нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 29.07.2013 ░░░░ № 644 ░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░».
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 15 ░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░.░.