Дело № 2а-5547/2022
УИД 35RS0010-01-2022-006604-27
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 02 августа 2022 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Федосеевой Ю.С.,
при помощнике Стариковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению казенного Государственного учреждения – Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к Государственной инспекции труда в Вологодской области о признании незаконным бездействия,
установил:
Государственное учреждение – Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Вологодской области (далее - ГИТ), мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ в результате крушения вертолета марки Robinson R44, который следовал из г. Вологды в г. Великий Устюг, произошел смертельный несчастный случай с генеральным директором АО «Дед Мороз» ФИО1 Комиссия, проводившая расследование, большинством голосов членов комиссии квалифицировала несчастный случай с ФИО1, как несчастный случай на производстве. 02 декабря 2020 года утвержден акт о несчастном случае на производстве формы Н-1. Представитель Учреждения подписал акт с особым мнением. Комиссией не установлен ряд значимых обстоятельств, имеющих значение для квалификации несчастного случая связанным с производством. В материалах расследования отсутствует опрос водителя ФИО2, в то время как его показания имеют существенное значение для установления обстоятельств произошедшего. ФИО1 находился на борту вертолета совместно с сотрудниками ООО «Аэросоюз». При этом в ходе расследования несчастного случая комиссией не были опрошены сотрудники ООО «Аэросоюз», родственники погибших в целях установления причин нахождения указанных лиц на борту вертолета в момент его крушения ДД.ММ.ГГГГ. Комиссией не установлен собственник воздушного судна, что также свидетельствует о нарушении порядка расследования в отсутствии материалов уполномоченных органов об обстоятельствах полета и причинах крушения. В результате указанных нарушений комиссией квалифицирован произошедший нечастный случай при отсутствии, предусмотренных статьями 227, 229 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), пунктом 15 Положения обязательных условий для признания несчастного случая связанным с производством. Составленный акт формы Н-1 от 02 декабря 2020 года не соответствует материалам расследования. Не согласившись с результатами работы комиссии, Учреждением направлено письмо в ГИТ с просьбой проведения дополнительного расследования несчастного случая. 18 февраля 2021 года в Учреждение поступил ответ о проведении дополнительного расследования после получения информации из Межгосударственного авиационного комитета некоммерческой организации и Ярославского следственного отдела на транспорте Северо-Западного следственного управления на транспорте СК России о причинах несчастного случая и лицах, допустивших нарушения. 09 июля 2021 года в Учреждение поступило письмо о невозможности проведения дополнительного расследования по причине не поступления документов из Межгосударственного авиационного комитета некоммерческой организации и Ярославского следственного отдела на транспорте Северо-Западного следственного управления на транспорте СК России. Документов, подтверждающих невозможность получения указанных документов не представлено. В течении длительного времени ГИТ не принимает необходимых действий по получению материалов расследования, чем затягивает процесс дополнительного расследования несчастного случая, произошедшего с ФИО1 Бездействие ГИТ по проведению дополнительного расследования, ставит региональное отделение в ситуацию невозможности назначения страхового обеспечения на основании акта формы Н-1 от 02 декабря 2022 года, не соответствующего материалам дела.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать незаконным бездействие ГИТ по не проведению дополнительного расследования несчастного случая, произошедшего с ФИО1
Определением от 23 июня 2022 года прекращено производство по делу в части требований о возложении обязанности на ГИТ провести дополнительное расследование.
Протокольным определением от 23 мая 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено АО «Дед Мороз».
Протокольным определением от 09 июня 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Васильева О.В., Васильева И.О.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности БогдА. А.В. уточненные административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель ГИТ по доверенности Лаврикова Л.А. возражала относительно удовлетворения административных исковых требований, просила отказать.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица АО «Дед Мороз» не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заинтересованные лица Васильева О.В., Васильева И.О. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Ранее Васильева О.В. пояснила, что необходимости в проведении дополнительного расследования не было.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
По смыслу части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий (бездействия) и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
Совокупности таких обстоятельств из материалов дела не усматривается.
Как следует из материалов дела, ФИО1 с 20 марта 2020 года состоял в трудовых отношениях с АО «Дед Мороз» в должности генерального директора.
ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 15 минут потерпел крушение вертолет по маршруту город Вологда – город Великий Устюг на борту которого находились ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО1
Приказом АО «Дед Мороз» № от 02 ноября 2020 года создана комиссия по расследованию смертельного несчастного случая, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ с генеральным директором АО «Дед Мороз». По результатам расследования составлен акт о расследовании от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому комиссия квалифицировала произошедший несчастный случай с генеральным директором АО «Дед Мороз» ФИО1, как несчастный случай на производстве.
02 декабря 2020 года утвержден акт формы Н-1 о несчастном случае на производстве.
Вышеуказанные акты были подписаны членом комиссии - представителем Фонда социального страхования с особым мнением.
Не согласившись с результатами расследования несчастного случая и актом, составленным по итогам этого расследования, Фонд социального страхования обратился в Государственную инспекцию труда в Вологодской области с заявлением о проведении дополнительного расследования несчастного случая.
Поскольку дополнительное расследование несчастного случая, произошедшего с ФИО1 до настоящего времени не проведено Учреждение обратилось в суд с настоящим иском.
Согласно статье 355 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) основными задачами федеральной инспекции труда являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 356 ТК РФ).
В силу части 1 статьи 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве.
Частью 1 статьи 227 ТК РФ предусмотрено, что расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда регламентировано статьей 229.3 ТК РФ. Государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями данной главы независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).
Под несчастным случаем на производстве в силу статьи 3 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», статьи 277 ТК РФ понимается событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
На основании статьи 230 ТК РФ по каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой.
Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены, в том числе, телесные повреждения (травмы), повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших.
Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней (статья 229.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
В особом мнении представителя ГУ-Вологодское региональное отделение управления фонда социального страхования указывается на то, что на дату завершения расследования комиссия не располагала материалами расследования происшествия, проводимого в установленном порядке соответствующими уполномоченными государственными органами надзора и контроля; пункт 3 расследования не содержит информации о линии электропередач, ее параметрах, маркировке; в пункте 4 акта расследования необходимо изложить сведения, установленные комиссией в ходе расследования, информация о том какие документы анализировала комиссия к каким выводам пришла на основании расследования, кроме того, в пункте 4 акта отсутствует информация о собственнике источника повышенной опасности (вертолета); в пунктах 5 и 6 акта расследования комиссия делает ссылку на проведение следствия в рамках УК РФ, а созданная работодателем комиссия осуществляет свои действия в рамках ТК РФ.
Вместе с тем, несмотря на то, что особое мнение ГУ-Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации было оформлено и представлено всем членам комиссии, акт о несчастном случае и изложенные в нем выводы никем не были оспорены, и не признаны незаконными или недействительными по основаниям, указанным административным истцом.
Кроме того, как следует из пункта 38 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, дополнительное расследование государственным инспектором труда проводится только в необходимых случаях. Учитывая, что действующее законодательство не раскрывает понятие такого необходимого случая, вопрос о проведении дополнительного расследования должен решаться в каждом конкретном споре исходя из обстоятельств дела.
В рассматриваемом деле обстоятельств, свидетельствующих о необходимости проведения дополнительного расследования, Государственной инспекцией труда Вологодской области, представитель которой являлся членом комиссии по расследованию несчастного случая и принимал участие в его расследовании, не установлено.
Также, суд обращает внимание на факт утверждения работодателем акта формы Н-1 о несчастном случае на производстве, что также свидетельствует о согласии работодателя с данным актом и отсутствии необходимых правовых оснований для проведения дополнительного расследования.
Кроме того, решением Вологодского городского суда от 27 апреля 2022 года по делу № признан страховым случаем факт повреждения здоровья ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, в результате которого наступила его смерть, вследствие несчастного случая на производстве. При рассмотрении данного дела факт несчастного случая на производстве нашел свое подтверждение, в связи с этим суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 295-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.