Дело № 2а-47/2022
25RS0036-01-2022-000087-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2022 года село Яковлевка
Яковлевский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Акимчук В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Водоканал-Сервис» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Яковлевскому району УФССП России по Приморскому краю ФИО3, УФССП России по Приморскому краю об уменьшении размера исполнительского сбора и предоставлении рассрочки по взысканию исполнительского сбора,
установил:
ООО «Водоканал-Сервис» обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав в обоснование требований, что 22 декабря 2017 года решением Яковлевского районного суда Приморского края удовлетворены исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Арсеньеве к ООО «Водоканал-Сервис» по гражданскому делу № 2-82/2017 о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении противоправных действий. Суд обязал ООО «Водоканал-Сервис», осуществляющее деятельность по организации водоснабжения на территории с. Яковлевка Яковлевского района Приморского края, в срок до 23 августа 2018 года произвести следующие действия: обеспечить получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования 3-х водных объектов – скважины № 676 «Пчелосовхоз», № 11010 «Заря», № 18-442 «ММС»; обеспечить получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения села Яковлевка; обеспечить выполнение производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды согласно Рабочей Программы производственного контроля качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения ООО «Водоканал-Сервис»; для дезинфекции питьевой воды задействовать бактерицидные лампы в соответствии с проектом «Реконструкция системы водоснабжения села Яковлевка»; обязать ООО «Водоканал-Сервис» довести резолютивную часть решения суда о нарушении прав неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий до потребителей через средства массовой информации в срок не позднее 2-х недель с момента вступления решения суда в законную силу; взыскать с ООО «Водоканал-Сервис» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей. 20 января 2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Яковлевскому району УФССП России по Приморскому краю Удовенко Ю.А. на основании исполнительного листа № ФС № 007776956 от 15 марта 2019 года, выданного Яковлевским районным судом по делу №, возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении ООО «Водоканал-Сервис». В рамках исполнения требований исполнительного документа были предприняты следующие меры: для обеспечения выполнения лабораторного контроля за качеством питьевой воды ООО «Водоканал-Сервис» заключило с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае городе Уссурийске» договор № на проведение лабораторных исследований (испытаний) в рамках производственного контроля от 11 января 2021 года, периодичность отбора проб установлена договором в соответствии с производственной программой; обязанности пуско-наладочных работ по подключению бактерицидных ламп на скважинах, в соответствии с п. 2.1. Договора аренды муниципального имущества № 4 от 19 сентября 2020 года, взяла на себя Администрация Яковлевского муниципального района; оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей. Ввиду невозможности исполнения первых двух требований в установленный срок ООО «Водоканал-Сервис» обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. 22 января 2021 года определением Яковлевского районного суда Приморского края указанное заявление было удовлетворено, предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 1 января 2022 года. За время отсрочки Администрацией Яковлевского муниципального района так и не были предприняты необходимые меры, выполнение которых является обязательным условием для исполнения первых двух пунктов вышеназванного решения. Так, Администрация Яковлевского муниципального района не передала ООО «Водоканал Сервис» техническую и правоустанавливающую документацию на водозаборные скважины, а так же не исполнила свои обязанности по разработке проектов зон санитарной охраны, без которых получить санитарно-эпидемиологическое заключение не возможно. Определением Яковлевского районного суда Приморского края от 28 января 2022 года ООО «Водоканал Сервис» предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком на один год. При этом 28 января 2022 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Яковлевскому району УФССП России по Приморскому краю ФИО3 вынесено постановление о взыскании с ООО «Водоканал Сервис» исполнительного сбора по исполнительному производству №-ИП в размере 50 000 рублей и установлении нового срока исполнения. Полагает, что административным истцом предприняты все возможные меры для исполнения требований исполнительного документа, однако существуют объективные причины независящие от юридического лица, при которых исполнение в настоящий момент невозможно. ООО «Водоканал-Сервис» относится к субъектам малого предпринимательства и дополнительные финансовые обременения в виде несоразмерного вине юридического лица исполнительного сбора отрицательно скажутся на его хозяйственной деятельности. На основании изложенного, общество просило уменьшить размер исполнительного сбора до 37 500 рублей, предоставить рассрочку по уплате исполнительного сбора на шесть месяцев с погашением по 6 250 рублей ежемесячно.
Представитель административного истца ООО «Водоканал Сервис» в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания уведомлен надлежащим образом, причина неявки суду не известна, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП по Яковлевскому району УФССП России по Приморскому краю ФИО3 не явилась, о дате и времени слушания была извещена надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
В судебное заседание административный ответчик – представитель УФССП России по Приморскому краю не явился, о дате и времени слушания была извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
В соответствии со статьей 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административный иск в отсутствие неявившихся сторон, уведомленных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что решением Яковлевского районного суда Приморского края от 22 декабря 2017 года были удовлетворены исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в городе Арсеньев к ООО «Водоканал-Сервис» о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении противоправных действий.
Судом на ООО «Водоканал-Сервис», осуществляющего деятельность по организации водоснабжения на территории села Яковлевка Яковлевского района Приморского края, возложена обязанность прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей в срок до 23 августа 2018 года, а именно: обеспечить получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования 3-х водных объектов – скважины № 676 «Пчелосовхоз», № 11010, «Заря», № 18-442 «ММС»; обеспечить получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения села Яковлевка; обеспечить выполнение производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды согласно Рабочей Программы производственного контроля качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения ООО «Водоканал-Сервис»; для дезинфекции питьевой воды задействовать бактерицидные лампы в соответствии с проектом «Реконструкция системы водоснабжения села Яковлевка»; довести резолютивную часть решения суда о нарушении прав неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий до потребителей через средства массовой информации в срок не позднее 2-х недель с момента вступления решения суда в законную силу; уплатить государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу.
20 января 2021 года ОСП по Яковлевскому району УФССП России по Приморскому краю было возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника ООО «Водоканал-Сервис», предмет исполнения – возложение обязанности совершить действия, установлен срок для добровольного исполнения 5 дней.
Определением Яковлевского районного суда Приморского края от 22 января 2021 года ООО «Водоканал-Сервис» предоставлена отсрочка исполнения решения Яковлевского районного суда Приморского края от 22 декабря 2017 года до 1 января 2022 года.
Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, в том числе, после истечения срока предоставления отсрочки исполнения решения суда, исполнительный документ должником ООО «Водоканал-Сервис» исполнен не был, 28 января 2022 года судебным приставом-исполнителем года ОСП по Яковлевскому району УФССП России по Приморскому краю ФИО3 было вынесено постановление о взыскании с ООО «Водоканал-Сервис» исполнительного сбора в размере 50 000 рублей.
Определением Яковлевского районного суда Приморского края от 28 января 2022 года ООО «Водоканал-Сервис» повторно была предоставлена отсрочка исполнения решения Яковлевского районного суда Приморского края от 22 декабря 2017 года сроком на один год с даты вступления определения суда в законную силу. Определение сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу 21 февраля 2022 года.
В силу части 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
По смыслу указанной нормы закона исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (абзац первый пункта 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).
Положениями части 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве установлено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
При этом, поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве) (пункт 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).
Оценивая заявленные требования в части уменьшения размера исполнительского сбора, суд исходит из того, что в рамках исполнения решения суда ООО «Водоканал-Сервис» принимаются меры по исполнению решения суда.
Так, для обеспечения лабораторного контроля за качеством воды ООО «Водоканал-Сервис» заключило с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае города Уссурийска» договор № на проведение лабораторных исследований (испытаний) в рамках производственного контроля от 11 января 2021 года.
Кроме того, из содержания Определения Яковлевского районного суда Приморского края от 28 января 2022 года следует, что между ООО «Водоканал-Сервис» и Администраций Яковлевского муниципального района Приморского края заключен Договор аренды муниципального имущества № 4 от 19 сентября 2020 года, пунктом 2.1 которого предусмотрено, что администрация Яковлевского муниципального района Приморского края, как арендодатель имущества, обязуется осуществить мероприятия по проведению пуско-наладочных работ устройств ультрафиолетовой очистки (бактерицидных ламп) на объектах водозабора.
ООО «Водоканал-Сервис» обращалось к администрации Яковлевского муниципального района Приморского края с требованием передать техническую и правоустанавливающую документацию, необходимую для эксплуатации арендуемого имущества.
Вместе с тем Администрация Яковлевского муниципального района техническую и правоустанавливающую документацию на водозаборные скважины ООО «Водоканал-Сервис» не передала, а также не исполнила свои обязанности по разработке проектов зон санитарной охраны, без которых получить санитарно-эпидемиологическое заключение не возможно.
По смыслу закона, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54,55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Учитывая установленные обстоятельства, принимая во внимание характер допущенного ООО «Водоканал-Сервис» нарушения, степень его вины, его финансовое положение, а также, что обществом предпринимаются меры к исполнению решения суда, а неисполнение вызвано обстоятельствами непреодолимой силы, не зависящими напрямую от действий ООО «Водоканал-Сервис», поскольку зависят от действий иных лиц – администрации Яковлевского муниципального района Приморского края, при этом, определением суда, вступившим в законную силу после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, ООО «Водоканал-Сервис» вновь предоставлена отсрочка исполнения решения суда, суд приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения размера исполнительного сбора, подлежащего взысканию с ООО «Водоканал-Сервис» по исполнительному производству на одну четверть от установленного размера до суммы 37 500 рублей.
Постановление судебного пристава-исполнителя о наложении исполнительного сбора в установленном законом порядке, должником не обжаловалось, требований о признании его незаконным – не заявлено. Оснований для полного освобождения ООО «Водоканал-Сервис» от уплаты исполнительского сбора не имеется.
Вместе с тем, суд не находит оснований, предусмотренных статьей 37 Закона об исполнительном производстве, для рассрочки в выплате исполнительского сбора, поскольку обстоятельства, на которые указывает административный истец в иске, явились основанием для уменьшения размера исполнительского сбора. Иные объективные данные для предоставления рассрочки уплаты исполнительского сбора, в том числе, документы, подтверждающие финансовое состояние общества, административным истцом не приведены.
Руководствуясь статьями 177-180, 227, 228 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░-░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░3, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░-░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░, ░░ ? ░░░░░░ – ░░ 37 500 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 14 ░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░