Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 апреля 2024 года <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> (<адрес>, <адрес>, тел. №, e-mail: <адрес>) в составе:
председательствующего судьи Кубасовой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Савик С.А.,
с участием:
помощника прокурора <адрес> Безызвестных Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к администрации <адрес> сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации <адрес> сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по благоустройству мест захоронения, расположенных на территории <адрес> сельсовета <адрес> в соответствии с правилами благоустройства при содержании мест захоронения на территории <адрес>. В обоснование заявленных требований указал следующее: в результате проведенной прокуратурой <адрес> проверки установлено, что на территории <адрес> имеется общественное кладбище, ограждение вокруг кладбища находится в ненадлежащем состоянии и подлежит замене. Данные нарушения являются недопустимыми, нарушают нормы санитарных правил и благоустройства кладбищ, что может привести к захламлению территорий кладбищ, осквернению и уничтожению мест захоронений.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокурором внесено представление главе <адрес> сельсовета <адрес> об устранении нарушений требований законодательства, которое не исполнено до настоящего времени. Просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по установке ограждения вокруг общественного кладбища, расположенного на территории <адрес>; обязать установить ограждение вокруг общественного кладбища, расположенного на территории <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Безызвестных Р.В. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика – администрации <адрес> сельсовета <адрес> Горбунов Ю.Г., в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования признает в полном объеме, последствия признания иска понятны.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Кодекс административного судопроизводства РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В силу ст. 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.
Пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии с п. 20 ст. 5 Устава Карасевского сельсовета Болотнинского муниципального района <адрес> к вопросам местного значения относится содержание мест захоронения.
Из анализа приведенных норм законодательства следует, что обязанности в области похоронного дела возложена на органы местного самоуправления, так как территория кладбища находится в реестре муниципальной собственности.
В ходе проверки проведенной прокуратурой <адрес> выявлено, что на территории <адрес> имеется общественное кладбище, ограждение вокруг данного кладбища находится в ненадлежащем состоянии и подлежит замене.
Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления - администрацией <адрес> сельсовета <адрес> обязанности по содержанию мест захоронения на территории муниципального образования.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором района главе <адрес> сельсовета внесено представление с требованием устранить нарушения законодательства, требования прокурора до настоящего времени не исполнены.
Данные нарушения являются недопустимыми, нарушают нормы санитарных правил и благоустройства кладбищ, что может привести к захламлению территорий кладбищ, осквернению и уничтожению мест захоронений.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации <адрес> сельсовета <адрес>, выразившееся в несоблюдении требований закона и санитарных правил и норм в области похоронного дела по оборудованию территории кладбища в соответствии с санитарными требованиями, является незаконным, поскольку решение данного вопроса относится к вопросам местного значения Карасевского сельсовета, администрацией которого не было принято достаточных мер по соблюдению требований федерального закона.
Разрешая требования об установлении срока для исполнения решения суда, суд учитывает, что в силу ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты по административным делам, являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 187 КАС РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
С учетом конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что ответчику необходимо установить срок для исполнения решения суда - до ДД.ММ.ГГГГ Указанный срок суд находит разумным и достаточным для исполнения обязанностей, возложенных судом.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №