№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 декабря 2023 года г. Канск
Канский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи ФИО5
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> <адрес> о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации <данные изъяты> <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что Канский межрайонной прокуратурой в марте 2023 года проведена проверка соблюдения администрацией <данные изъяты> <адрес> жилищного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер к созданию маневренного фонда на территории муниципального образования <данные изъяты>. Проведенной проверкой было установлено, что на территории <данные изъяты> отсутствует резерв специализированного жилищного фонда в виде жилых помещений маневренного фонда. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района главе <данные изъяты> <адрес> вынесено представление об устранении выявленных нарушений. Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования <данные изъяты> создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом населенном пункте и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным ст.95 Жилищного кодекса РФ. В связи с чем, Канский межрайонный прокурор просит признать бездействие администрации <данные изъяты> <адрес> по непринятию мер к созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования <данные изъяты>, незаконным. Возложить на администрацию <данные изъяты> <адрес> обязанность создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования <данные изъяты> не позднее 1 года после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Канского межрайонного прокурора района <адрес> ФИО2 заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика администрации <данные изъяты> <адрес> ФИО3 в судебное заседание не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, административные исковые требования признала частично в связи с отсутствием финансовой возможности.
Суд, выслушав мнение административного истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (далее - ФЗ № 131-ФЗ) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и рассматриваемым Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно его преамбуле, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. В рамках этих общих принципов им закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение содержания и состава вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
К числу вопросов местного значения сельского поселения названный Федеральный закон относит, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством(п. 3, 6 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ).
Данная норма носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения органами местного самоуправления, это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности.
Указанные полномочия орган местного самоуправления осуществляет на основании Жилищного Кодекса РФ, а также иных нормативно-правовых актов регулирующих жилищные правоотношения.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Канской межрайонной прокуратурой в марте 2023 года проведена проверка соблюдения администрацией <данные изъяты> <адрес> жилищного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер к созданию маневренного фонда на территории муниципального образования <данные изъяты>, которой было установлено, что маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования <данные изъяты> отсутствует.
Канской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы <данные изъяты> <адрес> внесено представление об устранении нарушений закона, а именно администрацией <данные изъяты> не принималось решение по созданию маневренного жилого фонда, что противоречит требованиям ст. 95 ЖК РФ.
Согласно ответу администрации <данные изъяты> на представление на территории <данные изъяты> отсутствуют свободные жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, для включения в маневренный фонд. Также в бюджете сельсовета не предусмотрены средства для строительства жилья для включения в манёвренный фонд.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ, муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В силу ч.ч. 1, 9 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее – специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу ст. 95 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения маневренного фонда предназначались для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Из совокупного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления и применительно к рассматриваемому административному спору - к компетенции администрации <данные изъяты> <адрес>.
Анализ приведенных норм, а также материалы дела, указывают на вывод о том, что отсутствие одного из видов жилищного фонда в муниципальном образовании <данные изъяты> <адрес>, в данном случае маневренного, свидетельствует о невыполнении требований жилищного законодательства.
На основании изложенного, суд исходит из того, что администрацией <данные изъяты> <адрес> допущены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в нарушении жилищных прав граждан, а также в ходе проверки выявлена потребность населения в наличии такого фонда.
Мер в рамках предоставленной законом компетенции по формированию на территории <данные изъяты> <адрес> маневренного жилищного фонда не принималось, что создает угрозу нарушения прав граждан на жилые помещения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также иных обстоятельств, предусмотренных положениями ст.95 ЖК РФ.
Довод представителя административного ответчика об отсутствии денежных средств на приобретения жилья для создания маневренного фонда, не может служить основанием для отказа в формировании на территории <данные изъяты> <адрес> маневренного жилищного фонда поскольку это создает угрозу нарушения прав граждан на жилые помещения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
При таких обстоятельствах суд полагает, что заявленные требования прокурора Канского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о сроке устранения нарушений, суд приходит к выводу об установлении ответчику - администрации <данные изъяты> <адрес> срока для создания маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования <данные изъяты> не позднее 1 года после вступления решения суда в законную силу, который является разумным, обоснованным и достаточным для исполнения судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░6
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░ 12.12.2023░.