УИД 10RS0001-01-2022-000751-64
Дело №2а-477/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
23 декабря 2022 г. г.Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи |
Захаровой М.В., |
при секретаре судебного заседания |
Каменевой А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мельникова В.А. к Призывной комиссии по мобилизации Беломорского района, ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии и военного комиссариата Беломорского района Республики Карелия от 26 сентября 2022 г. в части его призыва на военную службу,
у с т а н о в и л:
Мельников В.А. обратился в суд с иском к Призывной комиссии по мобилизации Беломорского района, ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии и военного комиссариата Беломорского района Республики Карелия от 26 сентября 2022 г. в части его призыва на военную службу.
В обоснование заявленных требований указал, что 26 сентября 2022 г. был вызван военным комиссаром Беломорского района, в связи с чем прибыл в военкомат, где ему без проведения медицинского осмотра и медицинского освидетельствования сообщили, что он годен к военной службе. Вместе с тем, ему установлены диагнозы – <данные изъяты>. Считает, что должен быть направлен на дополнительное медицинское освидетельствование и в отношении него должно быть вынесено решение об установлении категории годности к военной службе «Г» или «Д». Ссылаясь на ст. 12 Федерального закона «Об обороне», ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», ст. 18 Федерального закона «О мобилизации и мобилизационной подготовке в РФ», а также указанные фактические обстоятельства, считает, что административные ответчики нарушили процедуру призыва на военную службу.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, в том числе Мельников В.А. в порядке, предусмотренном п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», согласно которому лица, участвующие в деле, с их согласия могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания путем направления им извещений или вызовов по электронной почте (часть 1 статьи 96 КАС РФ,), согласие на извещение по электронной почте может быть выражено, в частности, посредством указания адреса электронной почты в тексте обращения в суд (что Мельниковым В.А. и было сделано, посредством указания адреса электронной почты в тексте иска).
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
На основании части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу статьи 19 КАС РФ подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20, 21 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
На основании статьи 18 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются военными судами.
Согласно положениям Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации», военные суды Российской Федерации являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
В соответствии с законодательством Российской Федерации судопроизводство в военных судах по гражданским и административным делам осуществляется в едином для всех судов общей юрисдикции порядке, определяемом Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, КАС РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
В силу статьи 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
Аналогичная позиция отражена в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», согласно которому в силу статьи 7 вышеуказанного Федерального конституционного закона, статьи 18 КАС РФ, статьи 28 ГПК РФ дела, связанные с защитой нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, подсудны военным судам.
Лица, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, граждане, пребывавшие в мобилизационном людском резерве, вправе оспаривать в военных судах действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных лиц в период прохождения военной службы, военных сборов, пребывания в мобилизационном людском резерве (например, дела по административным исковым заявлениям лиц, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе и т.п.).
В силу пункта 10 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане приобретают статус военнослужащего с момента начала военной службы, который исчисляется:
для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, - со дня присвоения воинского звания рядового;
для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - со дня вступления в силу контракта о прохождении военной службы;для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, - с даты зачисления в указанные образовательные организации.
На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, исполняющих воинскую обязанность, в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» статус военнослужащего распространяется только в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из пункта 10 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» следует, что началом военной службы считается: для граждан, имеющих воинские звания и призванных на военную службу, - дата издания приказа военного комиссара субъекта Российской Федерации о направлении к месту прохождения военной службы; для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы.
Для лиц, пребывающих в мобилизационном людском резерве, а также граждан, подлежащих призыву по мобилизации, которым выдано мобилизационное предписание до объявления мобилизации, обязанных в силу мобилизационного предписания явиться в воинскую часть в срок, указанный в таком предписании, днем начала военной службы является день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части (статья 3, подпункт 2 пункта 1 статьи 10, Закона о мобилизации, статья 3, пункт 2 статьи 54, пункт 1 статьи 57.7 Закона о воинской обязанности и военной службе).
Из приведенных положений закона в их взаимосвязи следует, что датой начала военной службы является либо дата издания приказа военного комиссариата о направлении к месту прохождения военной службы, либо день вступления в силу контракта о прохождении военной службы, либо день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части. Соответственно, лица, пребывающие в запасе, приобретают статус военнослужащего с даты начала военной службы.
Таким образом, статус военнослужащего приобретается после принятия призывной комиссией решения о призыве на военную службу по мобилизации и зачисления в списки личного состава соответствующих воинских подразделений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» военным судам подсудны административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
С учетом приведенных положений закона в их взаимосвязи, дела об оспаривании решений, действий (бездействия) призывных комиссий и военных комиссариатов, связанных с призывом по мобилизации, если на день обращения в суд гражданин не приобрел статус военнослужащего, относятся к компетенции районного суда (статьи 18 и 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вместе с тем, из материалов дела усматривается обратное.
Согласно представленной по запросу суда Военным комиссариатом Беломорского района информации Мельников В.А. с 26 сентября 2022 г. имеет статус военнослужащего, проходит воинскую службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, зачислен в состав войсковой части №, где в настоящий момент находится.
На основании пункта 2 части 2 статьи 27 КАС РФ суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
Принимая во внимание, что Мельников В.А. имеет статус военнослужащего войсковой части №, а также руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 27 КАС РФ, суд передает настоящее административное дело по подсудности в Петрозаводский гарнизонный военный суд.
Отложение судебного заседания по ходатайству представителя административного истца и представителя административного ответчика признается судом не целесообразным, поскольку суд не полномочен рассмотреть настоящее административное дело по существу.
При решении вопроса о принятии административного искового заявления к рассмотрению определением судьи от 19 декабря 2022 г. было удовлетворено ходатайство о принятии мер предварительной защиты в виде приостановления решения призывной комиссии по мобилизации Беломорского района Республики Карелия от 26 сентября 2022 г. в отношении Мельникова В.А.
В силу ст. 85 КАС РФ по заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску, в том числе в случае приостановления производства по административному делу в целях урегулирования спора, если: 1) до принятия судом решения по административному делу или примирения сторон существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление; 2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.
Согласно ч. 1 ст. 89 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе.
Поскольку при подготовке административного дела к судебному рассмотрению было установлено, что Мельников В.А. в настоящий момент уже несет военную службу в войсковой части 95367, в связи с чем приостановление действия решения от 26 сентября 2022 г. в отношении него более не целесообразно и не обеспечит пресечение факта нарушения его прав, суд, руководствуясь ч. 1 ст. 89 КАС РФ, по своей инициативе меры предварительной защиты отменяет.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 27, 198, 199, 89 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░░ 2022 ░. ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ (185035, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░, ░. 5, ░░░ (8142) 763210).
░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2022 ░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░░ 2022 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░