Судебный акт #1 (Определение) по делу № 2а-477/2022 ~ М-477/2022 от 19.12.2022

УИД 10RS0001-01-2022-000751-64

Дело №2а-477/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 декабря 2022 г.                                     г.Беломорск

Беломорский районный суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи

Захаровой М.В.,

при секретаре судебного заседания

Каменевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мельникова В.А. к Призывной комиссии по мобилизации Беломорского района, ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии и военного комиссариата Беломорского района Республики Карелия от 26 сентября 2022 г. в части его призыва на военную службу,

у с т а н о в и л:

Мельников В.А. обратился в суд с иском к Призывной комиссии по мобилизации Беломорского района, ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии и военного комиссариата Беломорского района Республики Карелия от 26 сентября 2022 г. в части его призыва на военную службу.

В обоснование заявленных требований указал, что 26 сентября 2022 г. был вызван военным комиссаром Беломорского района, в связи с чем прибыл в военкомат, где ему без проведения медицинского осмотра и медицинского освидетельствования сообщили, что он годен к военной службе. Вместе с тем, ему установлены диагнозы – <данные изъяты>. Считает, что должен быть направлен на дополнительное медицинское освидетельствование и в отношении него должно быть вынесено решение об установлении категории годности к военной службе «Г» или «Д». Ссылаясь на ст. 12 Федерального закона «Об обороне», ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», ст. 18 Федерального закона «О мобилизации и мобилизационной подготовке в РФ», а также указанные фактические обстоятельства, считает, что административные ответчики нарушили процедуру призыва на военную службу.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, в том числе Мельников В.А. в порядке, предусмотренном п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», согласно которому лица, участвующие в деле, с их согласия могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания путем направления им извещений или вызовов по электронной почте (часть 1 статьи 96 КАС РФ,), согласие на извещение по электронной почте может быть выражено, в частности, посредством указания адреса электронной почты в тексте обращения в суд (что Мельниковым В.А. и было сделано, посредством указания адреса электронной почты в тексте иска).

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

На основании части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу статьи 19 КАС РФ подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20, 21 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

На основании статьи 18 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются военными судами.

Согласно положениям Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации», военные суды Российской Федерации являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

В соответствии с законодательством Российской Федерации судопроизводство в военных судах по гражданским и административным делам осуществляется в едином для всех судов общей юрисдикции порядке, определяемом Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, КАС РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

В силу статьи 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Аналогичная позиция отражена в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», согласно которому в силу статьи 7 вышеуказанного Федерального конституционного закона, статьи 18 КАС РФ, статьи 28 ГПК РФ дела, связанные с защитой нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, подсудны военным судам.

Лица, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, граждане, пребывавшие в мобилизационном людском резерве, вправе оспаривать в военных судах действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных лиц в период прохождения военной службы, военных сборов, пребывания в мобилизационном людском резерве (например, дела по административным исковым заявлениям лиц, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе и т.п.).

В силу пункта 10 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане приобретают статус военнослужащего с момента начала военной службы, который исчисляется:

для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, - со дня присвоения воинского звания рядового;

для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - со дня вступления в силу контракта о прохождении военной службы;для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, - с даты зачисления в указанные образовательные организации.

На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, исполняющих воинскую обязанность, в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» статус военнослужащего распространяется только в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из пункта 10 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» следует, что началом военной службы считается: для граждан, имеющих воинские звания и призванных на военную службу, - дата издания приказа военного комиссара субъекта Российской Федерации о направлении к месту прохождения военной службы; для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы.

Для лиц, пребывающих в мобилизационном людском резерве, а также граждан, подлежащих призыву по мобилизации, которым выдано мобилизационное предписание до объявления мобилизации, обязанных в силу мобилизационного предписания явиться в воинскую часть в срок, указанный в таком предписании, днем начала военной службы является день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части (статья 3, подпункт 2 пункта 1 статьи 10, Закона о мобилизации, статья 3, пункт 2 статьи 54, пункт 1 статьи 57.7 Закона о воинской обязанности и военной службе).

Из приведенных положений закона в их взаимосвязи следует, что датой начала военной службы является либо дата издания приказа военного комиссариата о направлении к месту прохождения военной службы, либо день вступления в силу контракта о прохождении военной службы, либо день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части. Соответственно, лица, пребывающие в запасе, приобретают статус военнослужащего с даты начала военной службы.

Таким образом, статус военнослужащего приобретается после принятия призывной комиссией решения о призыве на военную службу по мобилизации и зачисления в списки личного состава соответствующих воинских подразделений.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» военным судам подсудны административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

С учетом приведенных положений закона в их взаимосвязи, дела об оспаривании решений, действий (бездействия) призывных комиссий и военных комиссариатов, связанных с призывом по мобилизации, если на день обращения в суд гражданин не приобрел статус военнослужащего, относятся к компетенции районного суда (статьи 18 и 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Вместе с тем, из материалов дела усматривается обратное.

Согласно представленной по запросу суда Военным комиссариатом Беломорского района информации Мельников В.А. с 26 сентября 2022 г. имеет статус военнослужащего, проходит воинскую службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, зачислен в состав войсковой части №, где в настоящий момент находится.

На основании пункта 2 части 2 статьи 27 КАС РФ суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

Принимая во внимание, что Мельников В.А. имеет статус военнослужащего войсковой части №, а также руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 27 КАС РФ, суд передает настоящее административное дело по подсудности в Петрозаводский гарнизонный военный суд.

Отложение судебного заседания по ходатайству представителя административного истца и представителя административного ответчика признается судом не целесообразным, поскольку суд не полномочен рассмотреть настоящее административное дело по существу.

При решении вопроса о принятии административного искового заявления к рассмотрению определением судьи от 19 декабря 2022 г. было удовлетворено ходатайство о принятии мер предварительной защиты в виде приостановления решения призывной комиссии по мобилизации Беломорского района Республики Карелия от 26 сентября 2022 г. в отношении Мельникова В.А.

В силу ст. 85 КАС РФ по заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску, в том числе в случае приостановления производства по административному делу в целях урегулирования спора, если: 1) до принятия судом решения по административному делу или примирения сторон существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление; 2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

Согласно ч. 1 ст. 89 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе.

Поскольку при подготовке административного дела к судебному рассмотрению было установлено, что Мельников В.А. в настоящий момент уже несет военную службу в войсковой части 95367, в связи с чем приостановление действия решения от 26 сентября 2022 г. в отношении него более не целесообразно и не обеспечит пресечение факта нарушения его прав, суд, руководствуясь ч. 1 ст. 89 КАС РФ, по своей инициативе меры предварительной защиты отменяет.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 27, 198, 199, 89 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

о п р е д е л и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░░ 2022 ░. ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ (185035, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░, ░. 5, ░░░ (8142) 763210).

░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2022 ░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░░ 2022 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.

░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                              ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-477/2022 ~ М-477/2022

Категория:
Административные
Статус:
Передано по подсудности, подведомственности
Истцы
Мельников Владислав Анатольевич
Ответчики
ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия"
Призывная комиссия по мобилизации Беломорского района Республики Карелия
Суд
Беломорский районный суд Республики Карелия
Судья
Захарова Мария Викторовна
Дело на сайте суда
belomorsky--kar.sudrf.ru
19.12.2022Регистрация административного искового заявления
19.12.2022Передача материалов судье
19.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
19.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2022Судебное заседание
29.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее