Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1178/2021 ~ М-913/2021 от 17.05.2021

дело № 2а-1178/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2021 года                                                                г. Вязьма Смоленской области

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего – судьи Вяземского районного суда Смоленской области Красногирь Т.Н.,

при секретаре Зуевой С.А.,

с участием представителя заинтересованного лица - Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области Кухтенковой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л. В., МОСП и ОИП УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (далее - Администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л. В., МОСП и ОИП УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование требования указала, что Администрация является стороной исполнительного производства от 3 марта 2021 года № 8704/21/67048-ИП, на которую постановлением судебного пристава-исполнителя от 1 апреля 2021 года наложен исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Решение Вяземского районного суда Смоленской области от 24 декабря 2020 года, на основании которого было возбуждено исполнительное производство, вынесено после формирования областного бюджета на 2021 год и принятия областного закона.

Кроме того, Администрация неоднократно обращалась в Департамент Смоленской области по образованию и науке с просьбой о выделении дополнительных денежных средств для исполнения решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, в том числе Д.В..

Полагает, что со стороны Администрации отсутствует вина по неисполнению обязательств, возложенных судом.

Ссылаясь на данные обстоятельства, Федеральный закон от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», просит освободить от взыскания исполнительского сбора.

Определением судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 19 мая 2021 года по настоящему делу в качестве заинтересованного лица привлечен Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области (л.д. 1).

В судебное заседание представитель административного истца – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, административный ответчик – судебный пристав-исполнитель МОСП и ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В., представители административных ответчиков – МОСП и ОИП УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области, заинтересованное лицо Д.В. не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица - Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области Кухтенкова Ю.А. возражала относительно удовлетворения требования об освобождении администрации от уплаты исполнительского сбора, поскольку исполнения решения суда связано с защитой жилищных прав детей сирот.

Заслушав представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы настоящего дела, материалы гражданского дела № 2-2103/2020 по иску Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в защиту жилищных прав Д.В., Д.В. к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, Департаменту Смоленской области по образованию и науке о предоставлении жилого помещения, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - ФЗ № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частями 1, 11 статьи 30 названного федерального закона установлено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 ФЗ № 229-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ № 229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ).

В силу ч. 3 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ, в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Судом установлено и следует из материалов, решением Вяземского районного суда Смоленской области от 24 декабря 2020 года (л.д. 30-32 дела №2-2103/2020) на Департамент Смоленской области по образованию и науке возложена обязанность осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области государственных полномочий по обеспечению Д.В., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее установленной нормы предоставления; на администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области возложена обязанность по перечислению денежных средств из областного бюджета приобрести благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее установленной нормы предоставления и предоставить его Д.В., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения.

2 февраля 2021 года указанное решение вступило в законную силу, 18 февраля 2021 года выписаны исполнительные листы серии ФС № 035532695 и серии ФС № 035532696 и направлены для исполнения в УФССП России по Смоленской области (справочный лист, л.д. 38, 39 дела №2-2103/2020).

На основании исполнительного документа - исполнительного листа серии ФС № 035532696, 3 марта 2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области возбуждено исполнительное производство № 8704/21/67048-ИП в отношении должника - администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

Поскольку исполнительный документ должником - администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в установленный для добровольного исполнения срок не исполнен, 1 апреля 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В. вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей 00 копеек (л.д. 6).

Названное постановление поступило в адрес Администрации 22 апреля 2021 года.

17 мая 2021 года административный истец обратился с настоящим административным иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В соответствии с частями 1-3,6,7 ст. ФЗ № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из разъяснений, содержащихся в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

По смыслу действующего законодательства освобождение от уплаты исполнительского сбора возможно при наличии уважительных причин и исключительных обстоятельств.

В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера; должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве» производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.

Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого неисполнения.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 75 постановления Пленума от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должники по исполнительному производству могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Освобождение должника от исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии со ст. 2, ст. 3 Закона Смоленской области от 29 ноября 2007 года № 114-з органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вправе получать финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета, а уполномоченный орган в пределах своей компетенции, установленной областным законодательством, обязан, обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Исходя из положений Закона Смоленской области от 20 декабря 2018 года № 132-з «Об областном бюджете на 2019 год и на плановой период 2020 и 2021 годов» главным администратором доходов областного бюджета и главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых в качестве субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), является Департамент Смоленской области по образованию и науке, на который согласно Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, находящихся под опекой (попечительством), жилыми помещениями, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 25 марта 2014 года № 202, а также п. 3.54 Положения о Департаменте Смоленской области по образованию и науке, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 30 декабря 2016 года № 820 возложена обязанность по перечислению в местные бюджеты субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Из письменных материалов дела следует, что 1 марта 2021 года администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области на имя начальника Департамента Смоленской области по образованию и науке направлена предварительная заявка на получение субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов Смоленской области, бюджетам городских округов Смоленской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением, в том числе и Д.В. (л.д.7).

Суд также принимает во внимание, что согласно решению суда Администрация обязана предоставить жилое помещение с момента осуществления финансирования. Денежные средства для приобретения жилого помещения Д.В. из областного бюджета до настоящего времени не поступили.

Таким образом, администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области представлены доказательства, свидетельствующие о том, что ею принимались меры для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительном документе требований.

Оснований утверждать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника, у суда не имеется.

Вместе с тем, суд учитывает, что административный истец является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязан использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.

При таких установленных обстоятельствах, принимая во внимание, что администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в предоставленный срок реально исполнить решение суда не могла вследствие объективных причин, вызванных отсутствием финансирования, предпринимала меры, направленные на исполнение судебного решения, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения административного истца от исполнительского сбора.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2021 ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 8704/21/67048-░░, ░░░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                                                                    ░.░. ░░░░░░░░░░

17.06.2021 – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░,

30.06.2021 – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░,

02.08.2021 – ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1178/2021 ~ М-913/2021

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области Евтушенко Лариса Владимировна
Межрайонный ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области
Управление Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области
Другие
Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области
Борисов Денис Валерьевич
Суд
Вяземский районный суд Смоленской области
Судья
Красногирь Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
vyazma--sml.sudrf.ru
17.05.2021Регистрация административного искового заявления
17.05.2021Передача материалов судье
19.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2021Рассмотрение дела начато с начала
19.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2021Судебное заседание
30.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2021Дело оформлено
06.10.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее