дело № 2а- 463/2023
25 RS 0030-01-2023-001009-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2023 г. пгт. Славянка
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
судьи Грицуна М.Ю.,
при секретаре Луканиной С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Владимировой Лидии Ивановны к администрации Хасанского муниципального округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
установил:
Владимирова Л.И. обратилась в суд с настоящим административным иском, в котором указала, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером 25:20:340101:2599 на основании соглашения от 01.08.2014 года о праве передачи прав и обязанностей по договору аренды, которое было зарегистрировано в установленном порядке.
21.11.2022 года истцом было подано обращение в администрацию Зарубинского городского поселения Приморского края о продлении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:20:340101:2599, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления.
Данное обращение было подано в период действия договор аренды.
В силу требований п. 5 Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» администрация Зарубинского городского поселения должна была ответить в течение пяти рабочих дней.
Однако, в установленный законом срок от Администрации не поступило ответа на обращение по вышеуказанному земельному участку.
Администрация Хасанского муниципального округа является правоприемником администрации Зарубинского городского поселения.
03.03.2023 истцом в адрес администрации Хасанского муниципального округа направлено обращение о продлении договора аренды земельного участка. Согласно ответу администрацией Хасанского муниципального округа из Зарубинского городского поселения не получены документы.
Таким образом, заявления о продлении срока аренды земельного участка до настоящего времени не рассмотрено.
Просит признать незаконными бездействие административного ответчика, и на основании Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ обязать административного ответчика в течение пяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда рассмотреть обращение Владимировой Л.И. о продлении срока аренды земельного участка с кадастровым номером №
В судебное заседание административный истец не явилась. Надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения административного искового заявления.
В судебном заседании представитель административного истца Слесаренко А.Д. уточнила исковые требования, настаивала лишь на требовании о возложении обязанности на административного ответчика в соответствии с Федеральным законом от 14.03.2022 N 58-ФЗ в течение пяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда рассмотреть обращение Владимировой Л.И. о продлении срока аренды земельного участка с кадастровым номером 25:20:340101:2599. От требований о признании незаконным бездействия- отказалась.
Представитель административного ответчика по доверенности не возражала против удовлетворения административных требований в части возложения на административного ответчика обязанности в соответствии с Федеральным законом от 14.03.2022 N 58-ФЗ в течение пяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда рассмотреть обращение Владимировой Л.И. о продлении срока аренды земельного участка с кадастровым номером №
Пояснила, что администрация Хасанского муниципального округа является правопреемником администрации Зарубинского городского поселения. Предлагала Владимировой Л.И. обратиться в администрацию Хасанского муниципального округа, предоставив все необходимые документы, для рассмотрения вопроса о продлении договора аренды земельного участка.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действия (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в аренду на торгах, проводимых в форме аукциона, а в случаях, установленных пунктом 2 той же статьи, без проведения торгов.
При этом особенности заключения договоров аренды земельного участка с арендатором земельного участка без проведения торгов по истечении срока действия ранее заключенного договора аренды установлены статьями 39.6 и 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, в отсутствие оснований и условий, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Положения указанных норм введены в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом N 171-ФЗ.
Норма, установленная пунктом 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, является специальной. Исходя из положений статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Федеральным законом от 14 марта 2022 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 20, согласно которой особенности регулирования земельных отношений в 2022 году устанавливаются федеральными законами.
Так, в силу указания пунктов 3, 4 статьи 8 Федерального закона N 58-ФЗ до 1 марта 2023 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:
на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора аренды;
на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 3 настоящей статьи, не может превышать три года. При этом положения пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются (часть 4 статьи 8 Федерального закона N 58-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 8 указанного закона арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, указанное в части 3 настоящей статьи, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.
Судом установлено, и следует из материалов дела, что административный истец на основании соглашения от 01.08.2014 года о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от 04.12.2012 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером № Срок договора аренды земельного участка установлен с 21.11.2012 по 21.11.2022 года. Соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке.
21.11.2022 года истцом было подано обращение в администрацию Зарубинского городского поселения Приморского края о продлении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:20:340101:2599, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления.
Данное обращение было подано в период действия договор аренды.
Таким образом, Администрация была обязана ответить на обращения Владимировой Л.И. не позднее пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о продлении договоров земельных участков, а именно: 29.11.2022 года.
Однако, в установленный законом срок от Администрации не поступил ответ на обращение Владимировой Л.И. по вышеуказанному земельному участку.
Законом Приморского края от 22.04.2022 № 80-КЗ «О Хасанском муниципальном округе» Хасанский муниципальный район преобразован в Хасанский муниципальный округ.
Согласно абз. 2 ст. 2 Закона Зарубинское городское поселение, Краскинское городское поселение, Посьетское городское поселение, Приморское городское поселение, Славянское городское поселение, Хасанское городское поселение, Барабашское сельское поселение, Безверховское сельское поселение и Хасанский муниципальный район утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу Закона.
Исходя из ст. 3 Закона органы местного самоуправления Хасанского муниципального округа являются правопреемниками органов местного самоуправления Зарубинского городского поселения, Краскинского городского поселения, Посьетского городского поселения, Приморского городского поселения, Славянского городского поселения, Хасанского городского поселения, Барабашского сельского поселения, Безверховского сельского поселения и Хасанского муниципального района, которые на день создания Хасанского муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами Думы Хасанского муниципального округа Приморского края.
03.03.2023 истцом в адрес администрации Хасанского муниципального округа направлено обращение о продлении договора аренды земельного участка. Согласно ответу администрацией Хасанского муниципального округа, из Зарубинского городского поселения не получены документы.
Таким образом, заявления о продлении срока аренды земельного участка до настоящего времени не рассмотрено.
На момент обращения с настоящим заявлением к ответчику, требований к истцу о расторжении договора аренды земельного участка ответчик не предъявлял, какой-либо информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка у ответчика не имелось.
Определяя способ восстановления права административного истца, суд считает необходимым обязать администрацию Хасанского муниципального округа, которая является правопреемником администрации Зарубинского городского поселения рассмотреть заявления Владимировой Лидии Ивановны о продлении договора аренды в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.