Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1917/2023 ~ М-34/2023 от 09.01.2023

        25RS0001-01-2023-000035-10

Дело № 2а-1917/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    20 апреля 2023 года    г. Владивосток

Ленинский районный суд г. Владивостока

    в составе председательствующего судьи    Юлбарисовой С. А.,

    при секретаре    Лисуне А. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района г. Владивостока к администрации города Владивостока о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Владивостока обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным административным иском, в обоснование которого указал следующее. В ходе проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения выявлено, что покрытие проезжей части дороги в районе дома № 52б и дома № 53/1 по ул. Адмирала Кузнецова в г. Владивостоке имеет просадки, выбоины и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств, что является нарушением пункта 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденному приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее – ГОСТ Р 50597-2017). Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении предусмотренного законом порядка организации транспортного обслуживания населения в границах Владивостокского городского округа, что в свою очередь создает реальные предпосылки нарушения прав неопределенного круга лиц на предоставление транспортных услуг и безопасные дороги. На основании изложенного прокурор просит: признать незаконным бездействие администрации г. Владивостока, выразившееся в неисполнении обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах в границах Владивостокского городского округа; возложить на администрацию г. Владивостока обязанность привести покрытие проезжей части дороги в районе дома № 52б и дома № 53/1 по ул. Адмирала Кузнецова в г. Владивостоке в соответствие с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании, состоявшемся 15.03.2023, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено управление дорог администрации г. Владивостока (л. д. 52).

В настоящем судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Владивостока Мишина Ю. С. на заявленных требованиях настаивала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно указала, что в марте 2023 года администрацией г. Владивостока заключен муниципальный контракт на выполнение работ по устранению недостатков дорог общего пользования местного значения в Ленинском и Фрунзенском районах г. Владивостока. В соответствии с данным контрактом заказчик ежедневно поручает подрядчику провести работы в любом месте, где требуется осуществление ремонта. Следовательно, у административного ответчика есть возможность привести спорные участки дорог в соответствие с требованиями ГОСТ.

Представитель административного ответчика администрации г. Владивостока и заинтересованного лица управления дорог администрации г. Владивостока – Кондаков Е. А., действующий на основании доверенностей (л. д. 49-50, 112), в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал. Пояснил, что спорные участки дорог в реестре муниципального имущества не значатся. Земельные участки под многоквартирными жилыми домами № 52б и № 53/1 по ул. Адмирала Кузнецова не сформированы и фактически являются придомовыми территориями, обязанность по содержанию которых, как общедомового имущества, возложена на собственников помещений домов либо на управляющую организацию.

Выслушав пояснения прокурора, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, давая оценку всем представленным доказательствам в их совокупности в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

Установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Владивостока проведена проверка действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлено, в частности, что покрытие проезжей части дороги в районе домов № 50б, 52б, 53 и 53/1 по ул. Адмирала Кузнецова имеет просадки, выбоины и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств.

По данному факту прокурором Ленинского района г. Владивостока внесено представление главе города от 25.05.2022 (л. д. 27-31).

Администрацией г. Владивостока 28.06.2022 дан ответ прокурору, в котором указано в том числе на то, что выполнить работы по ремонту покрытия дорожного полотна в районе дома № 53/1 и части проезда общего пользования в районе дома № 52б по ул. Адмирала Кузнецова не представляется возможным в связи с ограниченным финансированием (л. д. 32-39).

В акте проверки от 28.06.2022, составленном старшим помощником прокурора Ленинского района г. Владивостока Мишиной Ю. С., и акте проверки от 17.08.2022, подготовленном ею же с участием государственных инспекторов дорожного надзора ГИБДД, вновь зафиксировано, что в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части участка автомобильной дороги в районе домов № 52б, 53/1 по ул. Адмирала Кузнецова имеет просадки, выбоины и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств (л. д. 9-16, 17-20).

ГОСТ Р 50597-2017 устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее – дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее – улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Требования ГОСТ Р 50597-2017 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Пунктом 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.

Согласно пункту 4.4 ГОСТ Р 50597-2017 до устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца, решетки дождеприемника, а также массивных предметов на проезжей части (упавшие деревья и конструкции и др.) и необработанных мест выпотевания вяжущего, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т. ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения.

Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Факт несоответствия покрытия проезжей части дороги в районе дома № 52б и дома № 53/1 по ул. Адмирала Кузнецова в г. Владивостоке требованиям пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, подтверждаемый содержанием вышеназванных актов проверок, административным ответчиком не оспаривался.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности).

В пункте 6 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности установлено, что дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В пункте 12 названной статьи определено, что содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно части 1 статьи 17 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с частью 9 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу пункта 6 части 1 статьи 13 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Как указано в пунктах 3, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения) к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 12 Закона о безопасности дорожного движения установлено следующее. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (пункт 1). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (пункт 2).

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности под владельцами автомобильных дорог понимаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 30 Устава города Владивостока (принят решением Думы г. Владивостока 03.03.2005 № 49) администрация города Владивостока является исполнительно-распорядительным органом города Владивостока, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Владивостока федеральными законами и законами Приморского края.

Анализ данных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что именно администрация г. Владивостока уполномочена осуществлять надлежащее содержание автомобильных дорог местного значения в границах Владивостокского городского округа, которое бы обеспечивало соответствие их состояния техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к безопасности дорожного движения.

Позиция администрации г. Владивостока о том, что спорные участки дорог относятся к придомовой территории многоквартирных домов, то есть являются общедомовым имуществом, обязанность по содержанию которого возложена на собственников помещений домов либо на управляющую организацию, признается судом несостоятельной в силу следующего.

Как разъяснено в абзаце первом пункта 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Согласно части 3 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

В материалы дела не представлено доказательств, которые с убедительностью свидетельствовали бы о том, что дорога в районе домов № 52б и 53/1 по ул. Адмирала Кузнецова в г. Владивостоке предназначена исключительно для эксплуатации названных домов и ею не может пользоваться неограниченный круг лиц.

По изложенному административные исковые требования прокурора о возложении на администрацию г. Владивостока обязанности по приведению покрытия проезжей части дороги в районе дома № 52б и дома № 53/1 по ул. Адмирала Кузнецова в соответствие с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Требуемый прокурором срок, в течение которого возложенная на административного ответчика обязанность должна быть исполнена (три месяца со дня вступления решения суда в законную силу), признается судом обоснованным, разумным и достаточным.

Руководствуясь статьями 175-177, 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ № 52░ ░ ░░░░ № 53/1 ░░ ░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 5.2.4 ░░░░ ░ 50597-2017 ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.05.2023.

    ░░░░░    ░. ░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1917/2023 ~ М-34/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ленинского района города Владивостока
Ответчики
Администрация города Владивостока
Другие
Управление дорог администрации г. Владивостока
Суд
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края
Судья
Юлбарисова Снежана Анатольевна
Дело на сайте суда
leninsky--prm.sudrf.ru
09.01.2023Регистрация административного искового заявления
09.01.2023Передача материалов судье
12.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
23.01.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2023Подготовка дела (собеседование)
02.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2023Судебное заседание
20.04.2023Судебное заседание
05.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее