25RS0001-01-2023-000035-10
Дело № 2а-1917/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2023 года г. Владивосток
Ленинский районный суд г. Владивостока
в составе председательствующего судьи Юлбарисовой С. А.,
при секретаре Лисуне А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района г. Владивостока к администрации города Владивостока о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Владивостока обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным административным иском, в обоснование которого указал следующее. В ходе проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения выявлено, что покрытие проезжей части дороги в районе дома № 52б и дома № 53/1 по ул. Адмирала Кузнецова в г. Владивостоке имеет просадки, выбоины и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств, что является нарушением пункта 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденному приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее – ГОСТ Р 50597-2017). Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении предусмотренного законом порядка организации транспортного обслуживания населения в границах Владивостокского городского округа, что в свою очередь создает реальные предпосылки нарушения прав неопределенного круга лиц на предоставление транспортных услуг и безопасные дороги. На основании изложенного прокурор просит: признать незаконным бездействие администрации г. Владивостока, выразившееся в неисполнении обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах в границах Владивостокского городского округа; возложить на администрацию г. Владивостока обязанность привести покрытие проезжей части дороги в районе дома № 52б и дома № 53/1 по ул. Адмирала Кузнецова в г. Владивостоке в соответствие с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании, состоявшемся 15.03.2023, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено управление дорог администрации г. Владивостока (л. д. 52).
В настоящем судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Владивостока Мишина Ю. С. на заявленных требованиях настаивала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно указала, что в марте 2023 года администрацией г. Владивостока заключен муниципальный контракт на выполнение работ по устранению недостатков дорог общего пользования местного значения в Ленинском и Фрунзенском районах г. Владивостока. В соответствии с данным контрактом заказчик ежедневно поручает подрядчику провести работы в любом месте, где требуется осуществление ремонта. Следовательно, у административного ответчика есть возможность привести спорные участки дорог в соответствие с требованиями ГОСТ.
Представитель административного ответчика администрации г. Владивостока и заинтересованного лица управления дорог администрации г. Владивостока – Кондаков Е. А., действующий на основании доверенностей (л. д. 49-50, 112), в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал. Пояснил, что спорные участки дорог в реестре муниципального имущества не значатся. Земельные участки под многоквартирными жилыми домами № 52б и № 53/1 по ул. Адмирала Кузнецова не сформированы и фактически являются придомовыми территориями, обязанность по содержанию которых, как общедомового имущества, возложена на собственников помещений домов либо на управляющую организацию.
Выслушав пояснения прокурора, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, давая оценку всем представленным доказательствам в их совокупности в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Владивостока проведена проверка действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлено, в частности, что покрытие проезжей части дороги в районе домов № 50б, 52б, 53 и 53/1 по ул. Адмирала Кузнецова имеет просадки, выбоины и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств.
По данному факту прокурором Ленинского района г. Владивостока внесено представление главе города от 25.05.2022 (л. д. 27-31).
Администрацией г. Владивостока 28.06.2022 дан ответ прокурору, в котором указано в том числе на то, что выполнить работы по ремонту покрытия дорожного полотна в районе дома № 53/1 и части проезда общего пользования в районе дома № 52б по ул. Адмирала Кузнецова не представляется возможным в связи с ограниченным финансированием (л. д. 32-39).
В акте проверки от 28.06.2022, составленном старшим помощником прокурора Ленинского района г. Владивостока Мишиной Ю. С., и акте проверки от 17.08.2022, подготовленном ею же с участием государственных инспекторов дорожного надзора ГИБДД, вновь зафиксировано, что в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части участка автомобильной дороги в районе домов № 52б, 53/1 по ул. Адмирала Кузнецова имеет просадки, выбоины и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств (л. д. 9-16, 17-20).
ГОСТ Р 50597-2017 устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее – дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее – улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Требования ГОСТ Р 50597-2017 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
Согласно пункту 4.4 ГОСТ Р 50597-2017 до устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца, решетки дождеприемника, а также массивных предметов на проезжей части (упавшие деревья и конструкции и др.) и необработанных мест выпотевания вяжущего, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т. ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Факт несоответствия покрытия проезжей части дороги в районе дома № 52б и дома № 53/1 по ул. Адмирала Кузнецова в г. Владивостоке требованиям пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, подтверждаемый содержанием вышеназванных актов проверок, административным ответчиком не оспаривался.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности).
В пункте 6 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности установлено, что дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В пункте 12 названной статьи определено, что содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно части 1 статьи 17 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с частью 9 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу пункта 6 части 1 статьи 13 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Как указано в пунктах 3, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения) к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 12 Закона о безопасности дорожного движения установлено следующее. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (пункт 1). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (пункт 2).
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности под владельцами автомобильных дорог понимаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 30 Устава города Владивостока (принят решением Думы г. Владивостока 03.03.2005 № 49) администрация города Владивостока является исполнительно-распорядительным органом города Владивостока, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Владивостока федеральными законами и законами Приморского края.
Анализ данных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что именно администрация г. Владивостока уполномочена осуществлять надлежащее содержание автомобильных дорог местного значения в границах Владивостокского городского округа, которое бы обеспечивало соответствие их состояния техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к безопасности дорожного движения.
Позиция администрации г. Владивостока о том, что спорные участки дорог относятся к придомовой территории многоквартирных домов, то есть являются общедомовым имуществом, обязанность по содержанию которого возложена на собственников помещений домов либо на управляющую организацию, признается судом несостоятельной в силу следующего.
Как разъяснено в абзаце первом пункта 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно части 3 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В материалы дела не представлено доказательств, которые с убедительностью свидетельствовали бы о том, что дорога в районе домов № 52б и 53/1 по ул. Адмирала Кузнецова в г. Владивостоке предназначена исключительно для эксплуатации названных домов и ею не может пользоваться неограниченный круг лиц.
По изложенному административные исковые требования прокурора о возложении на администрацию г. Владивостока обязанности по приведению покрытия проезжей части дороги в районе дома № 52б и дома № 53/1 по ул. Адмирала Кузнецова в соответствие с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Требуемый прокурором срок, в течение которого возложенная на административного ответчика обязанность должна быть исполнена (три месяца со дня вступления решения суда в законную силу), признается судом обоснованным, разумным и достаточным.
Руководствуясь статьями 175-177, 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ № 52░ ░ ░░░░ № 53/1 ░░ ░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 5.2.4 ░░░░ ░ 50597-2017 ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.05.2023.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░