Дело №а-4043/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2023 года <адрес>
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Калачевой О.А.
при секретаре Алексеевой Л.Р.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Муниципального учреждения «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан к <адрес>ному отделению судебных приставов Главного управления федеральной службы судебных приставов России по <адрес>, к судебному приставу-исполнителю <адрес> отделения судебных приставов Главного управления федеральной службы судебных приставов России по <адрес> Сафиуллиной В.Е., к Главному управлению федеральной службы судебных приставов России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан обратилось в суд с административным иском к <адрес>ному отделению судебных приставов Главного управления федеральной службы судебных приставов России по <адрес>, к судебному приставу-исполнителю <адрес> отделения судебных приставов Главного управления федеральной службы судебных приставов России по <адрес> Сафиуллиной В.Е., к Главному управлению федеральной службы судебных приставов России по <адрес> об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя <адрес> отделения судебных приставов Главного управления федеральной службы судебных приставов России по <адрес> Сафиуллиной В.Е. от ДД.ММ.ГГГГ в исполнительном производстве №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, на том основании, что на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требования исполнительного документа были исполнены.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён взыскатель - Зиганшин Данил Гусманович.
Административный истец в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте заседания извещен (л.д.71).
Административные ответчики – Главное Управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес> и <адрес>ное отделение судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены (л.д.69, 70).
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель <адрес> отделения судебных приставов Главного управления федеральной службы судебных приставов России по <адрес> Сафиуллина В.Е., в судебное заседание не явилась, о времени и месте заседания извещена (л.д.67, 72).
Заинтересованное лицо - Зиганшин Д.Г., в судебное заседание не явился, согласно справке ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Зиганшин Д.Г. значится умершим с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.61).
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон №229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно статье 30 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.
Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (часть 6 статьи 30 Федерального закона №229-ФЗ).
Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления (часть 15 статьи 30 Федерального закона №229-ФЗ).
В силу статьи 112 ФЗ РФ ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.
В судебном заседании из материалов дела установлено, что решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу № административные исковые требования Зиганшина Д.Г. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Муниципального учреждения «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду без проведения торгов Зиганшину Д.Г. для завершения строительства жилого дома в виде уведомления от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером №.
На Муниципальное учреждение «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Зиганшина Д.Г. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду без проведения торгов для завершения строительства жилого дома, сообщить об исполнении решения суду и Зиганшину Д.Г. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.В удовлетворении административных исковых требований, заявленных к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, отказано (л.д.8-12).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем <адрес> отделения судебных приставов Сафиуллиной В.Е. на основании исполнительного листа №ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Зеленодольским городским судом Республики Татарстан по делу № возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан в пользу взыскателя Зиганшина Д.Г., предмет исполнения: обязать Муниципальное учреждение «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан повторно рассмотреть заявление Зиганшина Д.Г. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду без проведения торгов для завершения строительства жилого дома, сообщить об исполнении решения суду и Зиганшину Д.Г. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.31-32). Должнику был установлен пятидневный срок с момента получения копии постановления для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Данное постановление ДД.ММ.ГГГГ было направлено административному истцу в личный кабинет ЕПГУ, где было прочитано им ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями из АИС ФССП России (л.д.33).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем <адрес> отделения судебных приставов Сафиуллиной В.Е. было вынесено постановление № о взыскании с МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП в размере ... (л.д.34) в связи с тем, что должником требования исполнительного документа в установленный судебным приставом срок не исполнены.
Из административного иска следует, что во исполнение решения Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу № МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан повторно рассмотрело заявление Зиганшина Д.Г. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду без проведения торгов для завершения строительства жилого дома и ДД.ММ.ГГГГ между исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в лице руководителя МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан Алексахиной А.Ю. и Зиганшиным Д.Г. был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № №№(л.д.15-18). Сторонами был подписан акт приема-передачи данного земельного участка по договору аренды (л.д.18 оборот – 19).
Постановлением судебного пристава-исполнителя <адрес> отделения судебных приставов Сафиуллиной В.Е. от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП было окончено (л.д.43).
Таким образом, судом установлено, что административным истцом до возбуждения исполнительного производства №-ИП были приняты меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан повторно рассмотрело заявление Зиганшина Д.Г. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду без проведения торгов для завершения строительства жилого дома и ДД.ММ.ГГГГ заключило с ним договор аренды земельного участка с кадастровым номером № (л.д.15-18).
Согласно пункту 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, пункт 74 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №).
При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако, такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть (пункт 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Как установлено Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершённого деяния. По мнению Конституционного суда Российской Федерации специальная норма об административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве должна применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Следовательно, установленный размер взыскания представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учётом характера совершённого правонарушения, размера причинённого вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части1-3) и 55 (часть3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
Учитывая вышеизложенное, принятие административным истцом мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, суд считает, что имеются основания для освобождения МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан от уплаты исполнительского сбора в сумме ..., взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя <адрес> отделения судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов России по <адрес> Сафиуллиной В.Е. от ДД.ММ.ГГГГ №, поэтому данные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании статей 30, 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», руководствуясь статьями 175-180, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░: