Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
13 ноября 2019 года <данные изъяты>
<данные изъяты>
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Вердияна Г.В.,
при секретаре Сорокине Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а- 730/2019 по административному исковому заявлению Данилова Ю. А. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости
у с т а н о в и л:
Данилов Ю.А. обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности 81 земельного участка, расположенного в <данные изъяты>, равной их рыночной стоимости.
Обосновывая свои требования, административный истец указывает, что установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что влечет увеличение налогового бремени и, соответственно нарушает его (истца) права плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости земельного участка.
Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной в представленном им отчете об оценке по состоянию на дату их государственной кадастровой оценки.
В ходе судебного разбирательства, в связи с оспариванием представителем административного ответчика - Министерства имущественных отношений <данные изъяты> достоверности величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, определенного в отчете об оценке, судом была назначена экспертиза для проверки представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости данных объектов на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, и определения, в случае такого несоответствия, их действительной рыночной стоимости (т. 2 л.д. 117-127).
По результатам судебной экспертизы в редакции дополнений к ней рыночная стоимость спорных объектов недвижимости была определена в размере отличном от размера рыночной стоимости, определенного в отчете об оценке.
В судебное заседание административный истец не явился. В суд поступило уточненное административное исковое заявление, в соответствии с которым административный истец просит суд установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> в заключении эксперта в редакции дополнения. Одновременно в суд поступило заявление административного истца о рассмотрении дела в его отсутствие (т. 4 л.д. 22).
От представителя административного ответчика – Министерства имущественных отношений <данные изъяты> в суд поступили письменные пояснения в соответствии с которыми, Министерство оставляет уточненные требования административного истца на усмотрение суда (т.4 л.д. 23).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку в суд своих представителей.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.
В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО <данные изъяты>)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> (в редакции Приказа Минэкономразвития России от <данные изъяты> <данные изъяты>) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.
Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от <данные изъяты> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от <данные изъяты> № 361-ФЗ).
В соответствии с абз. 1, 37 названной нормы, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности физического лица - собственника данного земельного участка.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18). Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО <данные изъяты>).
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Судом установлено, что Данилов Ю. А. является собственником 81 (восьмидесяти одного) земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: под дачное строительство, расположенных в <данные изъяты> (т.3 л.д. 1-243).
Судом также установлено, что распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>ВР-1633 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки» была установлена, в том числе, кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих административному истцу по состоянию на <данные изъяты> (дата формирования перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке), что подтверждается приложенными к административному исковому заявлению выписками о из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости (т.2 л.д. 9-89).
Кадастровая стоимость земельных участков была определена по состоянию на <данные изъяты> (дата формирования перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке).
Согласно заключению эксперта № СЭ-107/19 от <данные изъяты> ООО «Объективная оценка» Белова И.В. в редакции дополнения к нему, которому судом было поручено проведение судебной экспертизы по проверке отчета об оценке на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определению действительной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, оценщиком при составлении отчета об оценке были допущены нарушения требований Р. законодательства об оценочной деятельности, которые могли повлиять на определение итоговой величины их рыночной стоимости. Экспертом в заключении в редакции дополнения к нему определена рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на <данные изъяты>.
Исследовав экспертное заключение, суд находит его соответствующим требованиям с. 1-3 ст. 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ). Заключение содержит подробное описание проведенного исследования, выводы, сделанные по результатам исследования и ответы на поставленные судом вопросы.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного исследования, имеющим достаточный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона от <данные изъяты> № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. Оснований не доверять указанному заключению эксперта не имеется, сомнений в правильности или обоснованности данного заключения у суда не возникает, и суд принимает его в качестве достоверного доказательства, устанавливающего действительную рыночную стоимость спорных земельных участков.
Вывода эксперта лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Оценив экспертное заключение в редакции дополнения к нему в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о том, что определенная экспертом Беловым И.В. рыночная стоимость спорных земельных участков является наиболее вероятной ценой, по которой данные объекты могли быть отчуждены на открытом рынке по состоянию на <данные изъяты>, и именно эта стоимость должна быть установлена в качестве их кадастровой стоимости.
Исходя из изложенного, требование Данилова Ю. А. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 81-░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░:
№ ░/░ | ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ | ░░░░░░░, ░░. ░ | ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░. |
1 | 50:13:0040243:448 | 582 | 694 908 |
2 | 50:13:0040243:273 | 18 651 | 9 549 312 |
3 | 50:13:0040243:274 | 16 726 | 8 563 712 |
4 | 50:13:0040243:275 | 29 690 | 15 201 280 |
5 | 50:13:0040243:164 | 2 883 | 1 839 354 |
6 | 50:13:0040243:168 | 3 496 | 1 996 216 |
7 | 50:13:0040243:270 | 1 994 | 1 244 256 |
8 | 50:13:0040243:271 | 2 108 | 1 315 392 |
9 | 50:13:0040243:258 | 1 446 | 971 712 |
10 | 50:13:0040243:381 | 16 784 | 8 593 408 |
11 | 50:13:0040243:380 | 603 | 396 171 |
12 | 50:13:0040243:382 | 21 825 | 11 174 400 |
13 | 50:13:0040243:383 | 22 010 | 11 269 120 |
14 | 50:13:0040243:369 | 1 542 | 983 796 |
15 | 50:13:0040243:417 | 1 246 | 1 339 450 |
16 | 50:13:0040243:218 | 1 483 | 1 770 702 |
17 | 50:13:0040243:202 | 1 491 | 1 780 254 |
18 | 50:13:0040243:201 | 1 395 | 1 665 630 |
19 | 50:13:0040243:121 | 1 232 | 1 471 008 |
20 | 50:13:0040243:120 | 1 233 | 1 472 202 |
21 | 50:13:0040243:119 | 1 235 | 1 474 590 |
22 | 50:13:0040243:118 | 1 236 | 1 475 784 |
23 | 50:13:0040243:117 | 1 301 | 1 553 394 |
24 | 50:13:0040243:115 | 1 244 | 1 485 336 |
25 | 50:13:0040243:114 | 1 241 | 1 481 754 |
26 | 50:13:0040243:113 | 1 243 | 1 484 142 |
27 | 50:13:0040243:806 | 926 | 1 105 644 |
28 | 50:13:0040243:805 | 927 | 1 106 838 |
29 | 50:13:0040243:804 | 927 | 1 106 838 |
30 | 50:13:0040243:808 | 928 | 1 108 032 |
31 | 50:13:0040243:802 | 929 | 1 109 226 |
32 | 50:13:0040243:801 | 930 | 1 110 420 |
33 | 50:13:0040243:800 | 931 | 1 111 614 |
34 | 50:13:0040243:799 | 931 | 1 111 614 |
35 | 50:13:0040243:798 | 935 | 1 116 390 |
36 | 50:13:0040243:175 | 1 280 | 1 528 320 |
37 | 50:13:0040243:173 | 1 358 | 1 621 452 |
38 | 50:13:0040243:184 | 1 228 | 1 466 232 |
39 | 50:13:0040243:183 | 1 410 | 1 683 540 |
40 | 50:13:0040243:187 | 1 239 | 1 479 366 |
41 | 50:13:0040243:188 | 1 282 | 1 530 708 |
42 | 50:13:0040243:180 | 1 473 | 1 758 762 |
43 | 50:13:0040243:160 | 1 591 | 1 804 194 |
44 | 50:13:0040243:464 | 1 289 | 1 539 066 |
45 | 50:13:0040243:155 | 2 006 | 2 274 804 |
46 | 50:13:0040243:197 | 1 515 | 1 718 010 |
47 | 50:13:0040243:196 | 1 449 | 1 730 106 |
48 | 50:13:0040243:205 | 1 512 | 1 714 608 |
49 | 50:13:0040243:206 | 1 568 | 1 778 112 |
50 | 50:13:0040243:207 | 1 330 | 1 588 020 |
51 | 50:13:0040243:441 | 584 | 697 296 |
52 | 50:13:0040243:807 | 925 | 1 104 450 |
53 | 50:13:0040243:122 | 926 | 1 105 644 |
54 | 50:13:0040243:116 | 260 | 170 820 |
55 | 50:13:0040243:112 | 410 | 269 370 |
56 | 50:13:0040243:154 | 168 | 110 376 |
57 | 50:13:0040243:378 | 1 105 | 1 319 370 |
58 | 50:13:0040243:377 | 74 | 48 618 |
59 | 50:13:0040243:379 | 157 | 103 149 |
60 | 50:13:0040243:370 | 133 | 87 381 |
61 | 50:13:0040243:371 | 123 | 80 811 |
62 | 50:13:0040243:372 | 476 | 312 732 |
63 | 50:13:0040243:375 | 477 | 313 389 |
64 | 50:13:0040243:374 | 6 346 | 3 376 072 |
65 | 50:13:0040243:373 | 147 | 96 579 |
66 | 50:13:0040243:456 | 1 101 | 1 314 594 |
67 | 50:13:0040243:454 | 1 360 | 1 623 840 |
68 | 50:13:0040243:337 | 1 293 | 1 543 842 |
69 | 50:13:0040243:336 | 1 303 | 1 555 782 |
70 | 50:13:0040243:335 | 1 311 | 1 565 334 |
71 | 50:13:0040243:311 | 1 588 | 1 800 792 |
72 | 50:13:0040243:310 | 1 533 | 1 738 422 |
73 | 50:13:0040243:309 | 1 504 | 1 705 536 |
74 | 50:13:0040243:308 | 1 195 | 1 426 830 |
75 | 50:13:0040243:307 | 1 511 | 1 893 283 |
76 | 50:13:0040243:306 | 1 520 | 1 904 560 |
77 | 50:13:0040243:305 | 1 501 | 1 880 753 |
78 | 50:13:0040243:304 | 1 344 | 1 772 736 |
79 | 50:13:0040243:303 | 1 503 | 1 883 259 |
80 | 50:13:0040243:302 | 1 456 | 1 920 464 |
81 | 50:13:0040243:301 | 1 604 | 2 009 812 |
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ – <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.