Дело № 2а-198/2023
УИД 44RS0023-01-2023-000102-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2023 г. п. Кадый
Макарьевский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Чистяковой Ю.П.,
при секретаре Жаровой Н.В.,
с участием заместителя прокурора Кадыйского района Костромской области Емельянова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кадыйского района Костромской области к администрации Кадыйского муниципального района Костромской области о признании бездействия в связи с непринятием мер по устранению нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения незаконным и обязании в срок до 10.05.2023 на обочинах и полосах отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения Кадый-Жуково Кадыйского муниципального района Костромской области ликвидировать древесно-кустарниковую растительность, препятствующую видимости автодороги и дорожных знаков,
установил:
Прокурор Кадыйского района Костромской области, действуя в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, указав, что прокуратурой Кадыйского района Костромской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации Кадыйского муниципального района Костромской области, в ходе которой установлено, что, в нарушение Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и других нормативно-правовых актов на обочинах и полосах отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения Кадый-Жуково имеется древесно-кустарниковая растительность, препятствующая видимости автодороги и дорожных знаков.
Указанные факты негативным образом влияют на состояние безопасности дорожного движения, не соответствуют требованием ст. ст. 3, 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», увеличивают риск возникновения аварий и дорожно-транспортных происшествий, поскольку, в том числе может повлечь угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних.
С целью принятия мер к устранению выявленных нарушений прокуратурой Кадыйского района Костромской области главе администрации Кадыйского муниципального района Костромской области внесено представление с соответствующими требованиями, по результатам рассмотрения представления нарушения закона не устранены.
Прокурор Кадыйского района Костромской области просит признать бездействие администрации Кадыйского муниципального района Костромской области в связи с непринятием мер по устранению нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения незаконным и обязать администрацию Кадыйского муниципального района Костромской области в срок до 10.05.2023 на обочинах и полосах отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения Кадый-Жуково ликвидировать древесно - кустарниковую растительность, препятствующую видимости автодороги и дорожных знаков.
В судебном заседании заместитель прокурора Кадыйского района Костромской области Емельянов С.А. административные исковые требования уточнил по сроку исполнения решения суда, а именно просил суд обязать администрацию Кадыйского муниципального района Костромской области в срок до 01.07.2023 г. ликвидировать древесно-кустарниковую растительность на обочине атомобильной дороги Кадый-Жуково, в остальном администартивные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям и просил суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - администрации Кадыйского муниципального района Костромской области Амахин Е.А. в судебном заседании указал, что считает, что в действиях администрации Кадыйского муниципального района Костромской области не усматривается бездействия, поскольку администрацией заключены муниципальные контракты с ОГБУ «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования Костромаавтодор» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в Кадыйском муниципальном районе на 2022 и 2023годы, в том числе и на обслуживание автодороги Кадый-Жуково. В настоящее время требования прокурора исполняются. Очистка от древесно-кустарниковой растительности на дороге Кадый-Жуково ведется, но в срок до 10.05.2023 исполнить решение суда не представится возможным по независящим от них причинам (погодные условия). С учетом уточненных исковых требований прокурора, полагает, что решение будет исполнено, срок до 01.07.2023 является более разумным и исполнимым.
Привлеченное по делу в качестве заинтересованного лица ОГБУ «Костромаавтодор» в суд своего представителя не направило, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3, 6 ч. 4 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 3, п. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. п. 6, 10 и 12 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
К собственности муниципального района, как указано в п. 10 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Пунктом 10 статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» определено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с п. 7 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденных Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст для обеспечения видимости не допускается устройство земляных валов, посадка деревьев и кустарников.
Указом Президента РФ от 15 июня 1998 года № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» органам федеральной исполнительной власти поручено в пределах своей компетенции принять меры по установлению единой системы правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 8 Приказа Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» установлено, что к работам по озеленению входит скашивание травы на обочинах, откосах, разделительной полосе, полосе отвода и подмостовой зоне, вырубка деревьев и кустарников с уборкой и утилизацией порубочных остатков, ликвидация нежелательной растительности химическим способом.
В ходе проведенной прокуратурой Кадыйского района Костромской области проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации Кадыйского муниципального района Костромской области установлено, что в нарушение указанных требований закона на обочинах и полосах отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения Кадый-Жуково имеется древесное - кустарниковая растительность, препятствующая видимости автодороги и дорожных знаков.
Указанные факты негативным образом влияют на состояние безопасности дорожного движения, не соответствуют требованием ст. ст. 3, 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», увеличивают риск возникновения аварий и дорожно-транспортных происшествий, поскольку, в том числе может повлечь угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних.
Пот результатам выявленных нарушений главе администрации Кадыйского муниципального района Костромской области прокуратурой Кадыйского района Костромской области внесено представление с соответствующими требованиями, однако нарушения закона до настоящего времени не устранены, тем самым, нарушается законодательство о безопасности дорожного движения в Кадыйском муниципальном районе Костромской области.
Таким образом, обращение прокурора с настоящим административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц является правомерным, и суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку они направлены на обеспечение и защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства.
Доводы представителя административного ответчика о том, что в действиях администрации Кадыйского муниципального района Костромской области отсутствует признаки бездействия в связи с тем, что администрацией заключены контракты на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в Кадыйском муниципальном районе № 1 от 25.02.2022 сроком действия до 31.12.2022 и № 4 от 0212.2022, сроком действия до 31.12.2023 г., суд находит несостоятельными, поскольку в данных контрактах не прописаны конкретные работы Исполнителя на автодороге Кадый-Жуково. Кроме того, согласно муниципальному контракту № 1 от 2022 года, срок которого истек 31.12.2022, работы по уборке древесно-кустарниковой растительности на автодороге Кадый-Жуково не проведены, несмотря на то, что данная автодорога была включена в перечень автомобильных дорог общего пользования, обслуживанием которой занимался ОГБУ «Костромаавтодор» в 2022 году.
Руководствуясь ст. ст. 157, 175 - 180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.07.2023 ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 19.04.2023