№ 2а-102/2024
УИД № 10RS0015-01-2024-000098-52
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июня 2024 года г.Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Точинова С.В.,
при секретаре Ермаковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия к администрации Пудожского муниципального районао признании незаконным бездействия и обязании совершения определенных действий,
у с т а н о в и л :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором указало, что на территории Республики Карелия 12 районов, включая Пудожский, являются эндемичными по ряду природно-очаговых инфекций, в том числе и туляремии.Источниками инфекции на территории республики являются мышевидные грызуны (рыжие полевки, бурозубки обыкновенные, домовые мыши и др.), переносчиками являются комары, клещи, слепни.С 2016 в Республике Карелия отмечается рост заболеваемости туляремией, а в 2017-2020 доля больных, выявленных на ее территории, составляла 18,4-56,1% от числа всех больных туляремией в стране.Результаты ежегодно проводимых в рамках эпидемиологического мониторинга исследований переносчиков свидетельствуют об активности природных очагов туляремии в Республике Карелия. В 2020-2022 инфицированность переносчиков возбудителем туляремии составляла от 6% до 8%. За 2023 доля инфицированных грызунов антигеном туляремии составила 19,8%.По результатам лабораторных исследований на напряженность иммунитета к туляремии среди жителей эндемичных районов, проведенных в 2023 отмечается, что удельный вес серопозитивных проб составляет 13,2%, в том числе среди жителей Пудожского района - 13%, что свидетельствует о циркуляции возбудителя туляремии на указанных территориях и показывает высокую частоту контактов местного населения с ним.Возбудитель проявляет значительную выживаемость во внешней среде, особенно при низких температурах, и сохраняет жизнеспособность от нескольких дней до 10 месяцев, однако,весьма чувствителен к различным физическим (солнечные и ультрафиолетовые лучи, ионизирующая радиация, высокая температура) факторам и химическим дезинфицирующим средствам.Для туляремии характерно множественность механизмов заражения и путей передачи возбудителя инфекции, практически 100%-ная восприимчивость к ней людей, отсутствие передачи от человека к человеку.Заражение людей происходит в природных (или во вторичных синантропных) очагах этой инфекции.По результатам эпидемиологического обследования очагов туляремии в 2023 вероятными местами заражения установлена, в том числе, территория Пудожского района, где зарегистрировано 104 случая туляремии.В целях дальнейшего недопущения возникновения случаев туляремии среди жителей Пудожского муниципального района в сентябре 2023 администрации Пудожского муниципального района РК было выдано предписание уполномоченного должностного лица о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в срок до 29.09.2023, которое исполнено не было.В 2023 в природных очагах туляремии, не в полной мере обеспечена организация и проведение истребительных дератизационных мероприятий, направленных на снижение численности мелких млекопитающих (борьба с грызунами - источниками возбудителя) с использованием физических и химических средств борьбы с грызунами на территории населенных пунктов: п.Шальский, п.Ново-Стеклянное, п.Шала Пристань, п.Кубово, п.Водла, п.Колово, г.Пудож.В связи с приближающимся эпидсезоном по природно-очаговым инфекциям, увеличения активности источников и переносчиков инфекции (грызуны, насекомые) проведение истребительных дератизационных мероприятий в 2024 остается актуальным.Ответчиками не обеспечена организация и проведение истребительных дератизационных мероприятий, направленных на снижение численности мелких млекопитающих (с использованием физических и химических средств борьбы с грызунами на территории указанных населенных пунктов, что свидетельствует о наличии реальной угрозы жизни и здоровью населения, поскольку выявленные нарушения могут привести к несвоевременному принятию мер по предупреждению распространения заболеваний. На территории Пудожского муниципального района размещены места (площадки)накопления твердых коммунальных отходов, на которых необходимо обеспечить организацию и проведение истребительных дератизационных мероприятий.После неоднократного уточнения требований административный истец просил:признать незаконным бездействие администрации Пудожского муниципального района Республики Карелия, выразившееся в неисполнении обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;обязать администрацию Пудожского муниципального района Республики Карелия организовать работу по проведению истребительныхдератизационных мероприятий в г.Пудоже, пос.Колово, направленных на снижение численности мелких млекопитающих (борьба с грызунами — источниками возбудителя) с использованием физических и химических средств борьбы с грызунами в населенных пунктах на территории природного очага туляремии (зоны рекреации, лесопарковые территории, прилегающие к населенным пунктам), а также на местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в г.Пудоже по адресам: ул.Гагарина, 6; ул. Гагарина, 12; ул.Гагарина, 16; ул. Горького, 7; ул. Калинина, 10; ул.Карла Маркса, 3; ул.Карла Маркса, 37; ул.Карла Маркса, 38; ул. Карла Маркса, 42; ул.Карла Маркса, 46 (Райпо); ул.Карла Маркса, 58; ул.Карла Маркса, 65А; ул.Комсомольская, 26; ул.Комсомольская, 29 (Агат); ул.Комсомольская, 30 (Пятерочка); ул.Комсомольская, 33А; ул.Комсомольская, 36; ул.Комсомольская, 72; ул.Комсомольская, 25; ул.Красноармейская, 35; ул.Кирова, 23; ул.Ленина, 15; ул.Ленина, 33 (здание Полиции); ул.Ленина, 52; ул.Ленина, 53; ул.Ленина, 61; ул.Ленина, 63; ул.Ленина, 74; ул.Ленина, 84; ул.Ленина, 88; ул.Машакова, 57; ул.Машакова, 96; ул.Пионерская, 1; ул.Пионерская, 4; ул.Пионерская, 10; ул.Пионерская, 21; ул.Пионерская, 29; ул.Пионерская, 38; ул.Пионерская, 40А; ул.Пионерская, 58А; ул.Пионерская, 67А; ул.Пионерская, 69А (ГБУЗ «Пудожская ЦРБ»); ул.Пионерская, 69В; ул.Пионерская, 69Д; ул.Пионерская, 71А (ПУ №22); ул.Пионерская, 82; ул.Полевая, 6; ул.Полевая 1-й квартал, 76Б; ул.Полевая 1-й квартал, 82А; ул.Полевая 2-й квартал, 11; ул.Полевая 2-й квартал, 15; ул.Полевая 2-й квартал, 23; ул.Полевая 2-й квартал, 27; ул.Полевая 2-й квартал, 29; ул.Полевая 2-й квартал, 32; ул.Полевая 2-й квартал, 38; ул.Полевая 2-й квартал, 41; ул.Полевая 3-й квартал, 6; ул.Пригородная, 5; ул.Приозерная, 10; ул.Пушкина, 13; ул.Пушкина, 39; ул.Пушкина, 48; ул.Садовая, 11; ул.Совхозная, 1; ул.Строителей, 6; ул.Строителей, 10; ул.Строителей, 15; ул.Строителей, 18 (МКДОУ ДС №45); ул.Строителей, 19; ул.Строителей, 23; ул.Транспортная, 11 (Ветстанция); ул.Транспортная, 13 (Кафе «Штурвал»);в п.Колово по адресам: ул.Гагарина, 13; ул.Комсомольская, 14; ул.Лесная, 2; ул.Лесная, 19; ул.Лесная, 31; ул.Ручьевая, 11;с последующим контролем эффективности истребительных мероприятий в течение одного месяца с момента вынесения решения судом;признать незаконным бездействие администрации Шальского сельского поселения Республики Карелия, выразившееся в неисполнении обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;обязать администрацию Шальского сельского поселения Республики Карелия организовать работу по проведению истребительных дератизационных мероприятий, в п.Шальский и входящем в его состав п.Ново-Стеклянное, направленных на снижение численности мелких млекопитающих (борьба с грызунами - источниками возбудителя) с использованием физических и химических средств борьбы с грызунами в населенных пунктах на территории природного очага туляремии (зоны рекреации, лесопарковые территории, прилегающие к населенным пунктам), а также на местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов пос.Шальский и входящем в его состав пос.Ново-Стеклянное по адресам:ул.Советская, 5; ул.Онежская, 22;ул.Онежская, 49; ул.Советская, 21а; ул.Заводская, 1; ул.Октябрьская, 34;ул.Октябрьская, 5В; ул.Партизанская, 19А; ул.Партизанская, 22; ул.Партизанская, 40; ул.Заводская, д.22 (заезд в амбулаторию);ул.Первомайская, 16;ул.Первомайская, 35; пос.Шальский (Ново-Стеклянное) ул.Стеклянная, 124;пос.Шальский (Ново-Стеклянное) ул.Стеклянная, 91;пос.Шальский (Ново-Стеклянное) ул.Стеклянная, 79;пос.Шальский (Ново-Стеклянное) пер.Северный, 8А;пос.Шальский (Ново-Стеклянное) пер.Северный, 9;пос.Шальский (Ново-Стеклянное) пер.Северный, 2; пос.Шальский (Ново-Стеклянное) ул.Стеклянная, 68;пос.Шальский (Ново-Стеклянное) ул.Стеклянная, 22;пос.Шальский (Ново-Стеклянное) ул.Стеклянная, 6;пос.Шальский (Ново-Стеклянное) ул.Заречная, 11;пос.Шальский (Ново-Стеклянное) ул.Гранитная, 1, с последующим контролем эффективности истребительных мероприятий в течение одного месяца с момента вынесения решения судом;признать незаконным бездействие администрации Кубовского сельского поселения Республики Карелия, выразившееся в неисполнении обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;обязать администрацию Кубовского сельского поселения Республики Карелия организовать работу по проведению истребительных дератизационных мероприятий, в поселках Кубово, Водла, направленных на снижение численности мелких млекопитающих (борьба с грызунами - источниками возбудителя) с использованием физических и химических средств борьбы с грызунами в населенных пунктах на территории природного очага туляремии (зоны рекреации, лесопарковые территории, прилегающие к населенным пунктам), а также на местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов пос.Кубовопо адресам:ул.Железнодорожная, 11; ул.Кубовская, 4;ул.Набережная, 10; ул.Победы, 3; ул.Победы, 8; ул.Победы, 14;ул.Спортивная, 5; ул.Спортивная, 32; ул.Спортивная, 47;ул.Центральная, 2;ул.Центральная, 25; ул.Центральная, 48;ул.Школьная, 11; ул.Школьная, 6;пос.Водла по адресам: ул.Первомайская, 1; ул.Студенческая, 2;ул.Комсомольская, 70; ул.Комсомольская, 49; ул.Лесная, 1;ул.Лесная, 15;ул.Комсомольская, 37; ул.Комсомольская, 11;ул.Детская, 11;ул.Зеленая и ул.Почтовая;ул.Молодежная, 6; ул.Мира, 1, с последующим контролем эффективности истребительных мероприятий в течение одного месяца с момента вынесения решения.
К участию в делепривлечены: в качестве административных соответчиков – администрация Шальского сельского поселения, администрация Кубовского сельского поселения;в качестве заинтересованных лиц – Правительство Республики Карелия,ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия»,ГБУЗ «Пудожская ЦРБ»,Министерство здравоохранения Республики Карелия,Пудожское районное потребительское общество,ООО «Агроторг», МКДОУ детский сад комбинированного вида №1 г.Пудожа РК,ГБУ РК «Республиканский центр ветеринарии и консультирования», ООО «Автоспецтранс»,индивидуальный предприниматель Мошникова В.А., ООО «Фаворит»,ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства Внутренних дел по Республике Карелия».
В возражениях на административное исковое заявление администрация Пудожского муниципального района не согласилась с требованиями административного истца. Ссылаясь на положения Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ, указала, что осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ, определяющий вопросы местного значения, не относит к полномочиям муниципального района осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий.В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере охраны здоровья, среди прочего, относятся информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих на территории муниципального образования, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.После поступления предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий, администрацией проведено информирование населения района по вопросам профилактики туляремии посредством размещения памяток СМИ.
В возражениях на административное исковое заявление администрация Кубовского сельского поселенияне согласилась с требованиями административного истца.Ссылаясь на положения Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указала, что к вопросам местного значения сельских поселений отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. К вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.Ссылаясь на положения Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указала, что под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. К полномочиям местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание, содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений отнесена к полномочиям муниципальных районов. На балансе администрации Кубовского сельского поселения площадки ТКО не состоят, в определенных местах установлены контейнера для сбора ТКО. Информация о случаях заболевания туляремией, вакцинации размещаются на стендах в магазинах в населенных пунктах п.Кубово, п.Водла, а также на официальных страницах «В контакте»: «Пудожский муниципальный район», «администрация Кубовского сельского поселения».
В отзыве Правительство Республики Карелия, ссылаясь на положения Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ, указало, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения относится посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности. К полномочиям субъектов Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся, в частности, принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением, а также право разработки, учреждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Распоряжением Правительства РК от 17.09.2021 №677р-П утвержден комплексный План профилактики природно-очаговых инфекционных заболеваний на территории Республики Карелия на 2021-2025 годы, которым на органы местного самоуправления возложены мероприятия по: дератизации в весенний и осенний периоды в лесопарковой зоне, территории природных очагов обитания, благоустройство территории населенных пунктов;проведению одномоментной дератизации на контейнерных площадках в муниципальных образованиях (апрель, октябрь ежегодно);проведению акарицидной обработки территорий обитания иксодовых клещей, сельскохозяйственных животных (крупного и мелкого рогатого скота), пастбищ;проведению своевременной санитарной очистки территории населенных пунктов и объектов различного назначения.Также в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 3.3686-21 на органы исполнительной власти муниципальных образований возложено обеспечение: организации и проведения дератизации на территории природного очага; приведение лесных массивов в черте населенных пунктов или примыкающих к ним территориях (на расстоянии не менее 200 метров) в лесопарковое состояние (очистка от сухостоя, густого подлеска лесных массивов); благоустройство родниковых источников в лесопарковой зоне населенного пункта; благоустройство территорий населенных пунктов, мест массового отдыха и пребывания населения (парков, скверов); ликвидацию самопроизвольных свалок мусора. Таким образом, действующее законодательство содержит исчерпывающий перечень мероприятий по профилактике туляремии, обеспечиваемых органами исполнительной власти муниципальных образований.
В отзыве Министерство здравоохранения Республики Карелия, ссылаясь на положения Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ, Распоряжение Правительства РК от 17.09.2021 №677р-П и санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21, поддержало позицию, изложенную в отзыве Правительства Республики Карелия.
В отзыве МКДОУ детский сад комбинированного вида №1 г.Пудожа РК (по сведениям из ЕГРЮЛ являющийся правопреемником ряда юридических лиц, в том числе, с 21.10.2019 МКДОУ Детский сад №45 «Солнышко» г.Пудожа Республики Карелия вследствие реорганизации в форме присоединения) указало, что учреждением ежегодно заключается договор возмездного оказания услуг на дератизацию и дезинсекцию. В 2024 такие услуги предоставляет ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области», все условия выполнения работ прописаны в договоре от 19.02.2024. Таким образом, заинтересованным лицом ежегодно проводится дератизация и дезинсекция.
В отзыве ООО «Агроторг» указало, что по адресу: Республика Карелия, г.Пудож, ул.Комсомольская, 30 размещен магазин «Пятерочка», предпринимательскую деятельность в котором в соответствии с Уставом осуществляет ООО «Агроторг».Магазин размещен в отдельно стоящем здании, за торговым объектом находится площадка для размещения контейнера сбора твердых коммунальных отходов.Контейнерная площадка обустроена в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно: контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов имеет подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.Контейнерная площадка чистая, регулярно проводится уборка. Контейнер для сбора ТКО без повреждений, оснащен плотно закрывающейся крышкой.Во исполнение требований СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», между ООО «Агроторг» и ООО «КарлДезСервис» 01.04.2021 заключен договороказания услуг по дератизации/дезинсекции.Согласно п.110 СанПиН 3.3686-21 дератизация выполняется на объектах эпидемиологического значения - по показаниям ежемесячной оценки. Исходя из указанных условийдератизационные мероприятия торгового объекта, в том числе на площадке размещения контейнера для сбора ТКО, в рамках договора оказания услуг по дератизации/дезинсекциипроводились ежемесячно.В теплое время года дератизационные мероприятия в профилактических целях проводились 2 раза в месяц.По решению Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 22.03.2023 в период с 17.04.2023 по 28.04.2023 проводилась выездная проверка по виду государственного контроля - Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор), в том числе по месту нахождения объекта - г.Пудож, ул.Комсомольская, 30. Нарушений санитарно-эпидемиологических требований по дератизации не выявлено, предписаний об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований по дератизации в адрес ООО «Агроторг» не вносилось. Заселенность грызунами торгового объекта по адресу: Республика Карелия, г.Пудож, ул.Комсомольская, 30 отсутствует.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, извещались о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель административного истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия – Игоренко А.А.ранее в судебном заседаниизаявленные требования поддержал по доводам административного иска. При этом указывал, чтоприродные очаги туляремии могут располагаться на всей территории указанных в административном иске населенных пунктов, включая местаскладирования мусора,расположения несанкционированных свалок, зоны рекреации, где могут проживать мыши и иные грызуны. Незаконность бездействия административных ответчиков выражается в том, что ими не предпринимаются меры для исключения негативного воздействия туляремии на население. Предписание административным истцом направлялось в администрацию Пудожского муниципального района, которой информация о вспышке туляремии уже доводилась до сельских поселений.
Представитель административного ответчика – администрации Пудожского муниципального района - Парамонова С.Н. ранее в судебном заседании с административным иском не согласилась, поддержав доводы отзыва.Также сообщила, что мероприятия по дератизации, указанные в предписании административного истца, не проводились административным ответчиком, за исключением информирования населения. В случае необходимости проведения дератизационных мероприятий на территории населенных пунктов Пудожского района, таковые должны исполняться за счет поселений.В настоящее время план по проведению дератизационных мероприятий на территории Пудожского городского поселения или Пудожского муниципального района в органе местного самоуправления отсутствует. Информация о вспышках туляремии на территории населенных пунктов, указанных в административном иске, и необходимости принятия мер вместе с предписанием административного истца направлялись в адрес администраций Шальского и Кубовского сельских поселений письмом от 19.09.2023.
Выслушав представителей административного истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (п.1); соблюдены ли сроки обращения в суд (п.2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (п.3); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (п.4).
В ч.11 ст.226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.1 ст.40 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц, публичных интересов.
Согласно ст.1 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под федеральным государственным санитарно-эпидемиологическим надзором понимается деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Согласно п.5 ст.46 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 структура, полномочия, функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и порядок осуществления указанного надзора устанавливаются Правительством РФ.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка в соответствии с п.п.1, 3 Положения о Федеральной службе по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №322.
Статья 51 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 предусматривает, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Полномочия территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия определены в Положении, утвержденном Приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 №712.
В соответствии с п.8.40 Положения Управление, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Таким образом, настоящий административный иск подан лицом, наделенным полномочиями на обращение в суд.
В силу ст.ст.41 - 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.1 указанного закона, под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среда обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Там же установлено, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Исходя из абз.3 ч.2 ст.2Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗорганы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст.1 Закона Республики Карелия от 01.11.2004 №813-ЗРК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» г.Пудож, п.Колово входят в составПудожского городского поселения;п.Кубово, п.Водла входят в составКубовского сельского поселения; п.Шальский и входящий в его состав п.Ново-Стеклянное входят в составШальского сельского поселения.
В соответствии со ст.33 Устава Пудожского муниципального района на администрацию Пудожского муниципального района возлагается исполнение полномочий администрации Пудожского городского поселения.
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.9 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В силу ч.3 ст.14 той же нормы к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения).
Схожие положения предусмотрены ст.7 Устава Пудожского муниципального района, ст.9 Устава Кубовского сельского поселения, ст.8 Устава Шальского сельского поселения.
Согласно ст.3 Правил благоустройства территории Пудожского городского поселения, утвержденных решением Совета Пудожского городского поселения от 14.07.2023 №215:
благоустройство – комплекс работ и мероприятий, направленных на обеспечение и улучшение санитарного и эстетического состояния территории поселения, повышение комфортности условий проживания, обеспечение безопасной среды проживания для жителей поселения, а также непосредственно деятельность физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по созданию и обеспечению безопасных условий проживания в границах поселения;
уборка территории – комплекс мероприятий, связанных с регулярной очисткой территории открытого грунта и территории с твердым покрытием от грязи, мусора, снега, льда, газонов – от мусора, а также со сбором и вывозом в специально отведенные для этого места отходов производства и потребления, листвы и другого мусора; иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
Схожие по своему содержанию положения предусмотреныПравилами благоустройства и содержания территории Шальского сельского поселения, утвержденными решением Совета Шальского сельского поселения от 29.12.2020 №87 (ст.3) и Правилами благоустройства и содержания территории Кубовского сельского поселения, утвержденными решением Совета Кубовского сельского поселения от 26.09.2018 №6 (п.1.5).
Пунктами 1 и 3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №4 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».
В соответствии с п.88 СанПиН 3.3686-21 органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают организацию и осуществление дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней на эксплуатируемых объектах, транспортных средствах, территориях (прилегающих к объектам населенного пункта, природного очага), в том числе посредством привлечения специализированных организаций, осуществляющих дезинфекционную деятельность, и в этих целях проводят:
профилактические (организационные, инженерно-технические, санитарно-гигиенические) мероприятия, предупреждающие заселение объектов грызунами и членистоногими;
обследования с целью определения технического и гигиенического состояния объекта и прилегающей к нему территории, учета численности и определения заселенности объектов и территории грызунами и членистоногими;
истребительные мероприятия против грызунов и членистоногих;
профилактическую и очаговую (текущую и заключительную) дезинфекции по эпидемиологическим показаниям;
контроль за проведением дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий и их эффективностью.
Согласно п.п.1353, 1354 СанПиН 3.3686-21 неспецифическая профилактика при туляремии включает комплекс мероприятий по дератизации (борьба с грызунами - источниками возбудителя) и дезинсекции (борьба с членистоногими - переносчиками возбудителя).Дератизационные мероприятия включают комплекс профилактических и истребительных мер, направленных на снижение численности мелких млекопитающих на территории очагов туляремии методами и средствами дератизации. Дератизационные истребительные мероприятия при туляремии проводят с использованием физических и химических средств борьбы с грызунами. Применяемые средства должны быть разрешены к применению на территории Российской Федерации.
В силу п.1355 СанПиН 3.3686-21 ответственными за проведение дератизации являются: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; юридические лица, индивидуальные предприниматели, руководители садово-огородных кооперативов; граждане на территории и в постройках, находящихся в частной собственности.
В соответствии с п.п.1356, 1357 СанПиН 3.3686-21 органы исполнительной власти муниципальных образований обеспечивают:организацию и проведение дератизации на территории природного очага; приведение лесных массивов в черте населенных пунктов или примыкающих к ним территориях (на расстоянии не менее 200 метров) в лесопарковое состояние (очистка от сухостоя, густого подлеска лесных массивов); благоустройство родниковых источников в лесопарковой зоне населенного пункта; благоустройство территорий населенных пунктов, мест массового отдыха и пребывания населения (парков, скверов); ликвидацию самопроизвольных свалок мусора.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, руководители садово-огородных кооперативов, граждане обеспечивают: дератизационные мероприятия на объектах, принадлежащей им территории, в скирдах и стогах, в садово-огородных кооперативах, на индивидуальных подворьях; благоустройство территорий и защиту зданий и построек от проникновения в них грызунов.
По данным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в Пудожском муниципальном районе зарегистрированы 104 случая туляремии. По результатам многолетних наблюдений вся территория Республики Карелия является эндемичной по туляремии с различной степенью активности природных очагов по районам, в том числе Пудожский район (активный очаг).
Согласно информацииУправленияФедеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелияза 8 месяцев 2023показатель заболеваемоституляремиейв 3 раза превысил среднемноголетний показатель и в 6 раз показатель заболеваемости за аналогичный период прошлого года. В августе-сентябре 2023 рост заболеваемости увеличился в 8 раз по сравнению с предыдущим годом.
Из табличной информации о заболевших лицах следует, что указанные в административном иске населенные пункты имеют высокую степень активности природного очага.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в адрес администрации Пудожского муниципального района направлялось предписание, которым в срок до 29.09.2023 предлагалось, в том числе,обеспечитьорганизацию и проведение истребительных дератизационных мероприятий, направленных на снижение численности мелких млекопитающих борьба с грызунами - источниками возбудителя) с использованием физических и химических средств борьбы с грызунами на территории населенных пунктов Пудожского района (г.Пудож,п.Колово, п.Шала, п.Шальский,п.Кубово).
Письмом от 19.09.2023 администрация Пудожского муниципального района направила указанное предписание в адрес Шальского сельского поселения и Кубовского сельского поселения, предложив осуществить проведение истребительных дератизационных мероприятий, направленных на снижение численности мелких млекопитающих с использованием физических и химических средств борьбы с грызунами.
В ответе на указанное предписание администрация Пудожского муниципального района сообщила административному истцу, что в связи с отсутствием средств в бюджетах поселений работа, направленная на дальнейшее недопущение возникновения случаев туляремии среди жителей Пудожского района, носила профилактический характер, заключающийся в проведении разъяснительной работы с населением, организациями, образовательными учреждениями.
Как сообщили на запросы суда администрации Кубовского и Шальского сельских поселений: дератизация в весенний и осенний период на территории природных очагов обитания грызунов, насекомых (клещей, комаров, блох и т.п.) на территории поселений не проводилась; дератизация на контейнерных площадках на территории населенных пунктов поселений не проводилась; дератизационные мероприятия на выявленных природных очагах туляремии на территории Кубовского и Шальского сельских поселений не проводились; планы профилактики природно-очаговых инфекционных заболеваний на территории указанных поселений в период 2023-2024 не разрабатывались.
Из указанного следует, чтопредусмотренные вышеприведенными положениями СанПиН 3.3686-21 обязанности по организации проведения дератизационных мероприятий, направленных на снижение численности мелких млекопитающих на территории выявленных природных очагов туляремии, в соответствующих населенных пунктах административными ответчиками не выполнялись, выполнение таких мероприятий в 2024 не запланировано.
Выявленные нарушения и не обеспечение требований санитарно-эпидемиологического законодательства административными ответчиками вследствие допущенного ими бездействия нарушают права неограниченного круга лиц (как жителей г.Пудожа, п.Колово,п.Шальский и входящего в его состав п.Ново-Стеклянное,п.Кубово, п.Водла, так и лицвременно пребывающих на территории указанных населенных пунктах) на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией РФ.
При таких обстоятельствах судприходит к выводу об обоснованности требований, предъявленных к административным ответчикам.
При этом суд полагает возможным отказать в удовлетворении административного иска в отношении требований по проведению истребительных дератизационных мероприятийна местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, в отношении которых имеются сведения об их использовании юридическими лицами и субъектами предпринимательской деятельности на основании соглашений об оказании услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами, а именно расположенных в г.Пудоже по адресам: ул.Карла Маркса, 46, ул.Комсомольская, 29, ул.Комсомольская, 30, ул.Ленина, 33, ул.Пионерская, 69А, ул.Строителей, 18, ул.Транспортная, 11; ул.Транспортная.
С учетом вышеприведенных положений п.1355 СанПиН 3.3686-21, а такжепри наличии к тому оснований, обязанность по проведению дератизационных мероприятий на вышеуказанныхместах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов может быть на лиц, их использующих, в отдельном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░, ░░░.░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ — ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░), ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
░ ░.░░░░░░ ░░ ░░░░░░░:░░.░░░░░░░░, 6;░░. ░░░░░░░░, 12; ░░.░░░░░░░░, 16; ░░. ░░░░░░░░, 7; ░░.░░░░░░░░, 10; ░░.░░░░░ ░░░░░░, 3; ░░.░░░░░ ░░░░░░, 37; ░░.░░░░░ ░░░░░░, 38; ░░.░░░░░ ░░░░░░, 42;░░.░░░░░ ░░░░░░, 58; ░░.░░░░░ ░░░░░░, 65░; ░░.░░░░░░░░░░░░░, 26; ░░.░░░░░░░░░░░░░, 33░; ░░.░░░░░░░░░░░░░, 36; ░░.░░░░░░░░░░░░░, 72; ░░.░░░░░░░░░░░░░, 25; ░░.░░░░░░░░░░░░░░░, 35;░░.░░░░░░, 23;░░.░░░░░░, 15;░░.░░░░░░, 52;░░.░░░░░░, 53;░░.░░░░░░, 61;░░.░░░░░░, 63;░░.░░░░░░, 74;░░.░░░░░░, 84;░░.░░░░░░, 88;░░.░░░░░░░░, 57;░░.░░░░░░░░, 96;░░.░░░░░░░░░░, 1;░░.░░░░░░░░░░, 4;░░.░░░░░░░░░░, 10;░░.░░░░░░░░░░, 21;░░.░░░░░░░░░░, 29;░░.░░░░░░░░░░, 38;░░.░░░░░░░░░░, 40░;░░.░░░░░░░░░░, 58░;░░.░░░░░░░░░░, 67░;░░.░░░░░░░░░░, 69░;░░.░░░░░░░░░░, 69░;░░.░░░░░░░░░░, 71░;░░.░░░░░░░░░░, 82;░░.░░░░░░░, 6;░░.░░░░░░░ 1-░ ░░░░░░░, 76░;░░.░░░░░░░ 1-░ ░░░░░░░, 82░;░░.░░░░░░░ 2-░ ░░░░░░░, 11;░░.░░░░░░░ 2-░ ░░░░░░░, 15;░░.░░░░░░░ 2-░ ░░░░░░░, 23;░░.░░░░░░░ 2-░ ░░░░░░░, 27;░░.░░░░░░░ 2-░ ░░░░░░░, 29;░░.░░░░░░░ 2-░ ░░░░░░░, 32;░░.░░░░░░░ 2-░ ░░░░░░░, 38;░░.░░░░░░░ 2-░ ░░░░░░░, 41;░░.░░░░░░░ 3-░ ░░░░░░░, 6;░░.░░░░░░░░░░░, 5;░░.░░░░░░░░░░, 10; ░░.░░░░░░░, 13; ░░.░░░░░░░, 39; ░░.░░░░░░░, 48;░░.░░░░░░░, 11; ░░.░░░░░░░░░, 1;░░.░░░░░░░░░░, 6; ░░.░░░░░░░░░░, 10; ░░.░░░░░░░░░░, 15;░░.░░░░░░░░░░, 19;░░.░░░░░░░░░░, 23;
░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░.░░░░░░░░, 13; ░░.░░░░░░░░░░░░░, 14; ░░.░░░░░░, 2; ░░.░░░░░░, 19; ░░.░░░░░░, 31; ░░.░░░░░░░░, 11;
░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░.░░░░-░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░), ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░.░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░:░░.░░░░░░░░░, 5; ░░.░░░░░░░░, 22;░░.░░░░░░░░, 49; ░░.░░░░░░░░░, 21░; ░░.░░░░░░░░░, 1; ░░.░░░░░░░░░░░, 34;░░.░░░░░░░░░░░, 5░; ░░.░░░░░░░░░░░░, 19░; ░░.░░░░░░░░░░░░, 22; ░░.░░░░░░░░░░░░, 40;░░.░░░░░░░░░, ░.22;░░.░░░░░░░░░░░░, 16;░░.░░░░░░░░░░░░, 35; ░░░.░░░░░░░░ (░░░░-░░░░░░░░░░) ░░.░░░░░░░░░░, 124;░░░.░░░░░░░░ (░░░░-░░░░░░░░░░) ░░.░░░░░░░░░░, 91;░░░.░░░░░░░░ (░░░░-░░░░░░░░░░) ░░.░░░░░░░░░░, 79;░░░.░░░░░░░░ (░░░░-░░░░░░░░░░) ░░░.░░░░░░░░, 8░;░░░.░░░░░░░░ (░░░░-░░░░░░░░░░) ░░░.░░░░░░░░, 9;░░░.░░░░░░░░ (░░░░-░░░░░░░░░░) ░░░.░░░░░░░░, 2; ░░░.░░░░░░░░ (░░░░-░░░░░░░░░░) ░░.░░░░░░░░░░, 68;░░░.░░░░░░░░ (░░░░-░░░░░░░░░░) ░░.░░░░░░░░░░, 22;░░░.░░░░░░░░ (░░░░-░░░░░░░░░░) ░░.░░░░░░░░░░, 6;░░░.░░░░░░░░ (░░░░-░░░░░░░░░░) ░░.░░░░░░░░, 11;░░░.░░░░░░░░ (░░░░-░░░░░░░░░░) ░░.░░░░░░░░░, 1, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░), ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
░ ░░░.░░░░░░░░ ░░░░░░░:░░.░░░░░░░░░░░░░░░, 11; ░░.░░░░░░░░░, 4;░░.░░░░░░░░░░, 10; ░░.░░░░░░, 3; ░░.░░░░░░, 8; ░░.░░░░░░, 14;░░.░░░░░░░░░░, 5; ░░.░░░░░░░░░░, 32; ░░.░░░░░░░░░░, 47;░░.░░░░░░░░░░░, 2;░░.░░░░░░░░░░░, 25; ░░.░░░░░░░░░░░, 48;░░.░░░░░░░░, 11; ░░.░░░░░░░░, 6;
░ ░░░.░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░░.░░░░░░░░░░░░, 1; ░░.░░░░░░░░░░░░, 2;░░.░░░░░░░░░░░░░, 70; ░░.░░░░░░░░░░░░░, 49; ░░.░░░░░░, 1;░░.░░░░░░, 15;░░.░░░░░░░░░░░░░, 37; ░░.░░░░░░░░░░░░░, 11;░░.░░░░░░░, 11;░░.░░░░░░░ ░ ░░.░░░░░░░░;░░.░░░░░░░░░░, 6; ░░.░░░░, 1;
░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03.06.2024.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.