Дело №а-4370/2022
УИД 25RS0№-82
Мотивированное решение
изготовлено 30.11.2022г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
30 ноября 2022 года <адрес>
Фрунзенский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи О.О.Ясинской, при секретаре Е.А.Кривошеиной, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военного прокурора 304 военной прокуратуры гарнизона в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной,
установил:
заместитель военного прокурора 304 военной прокуроры гарнизона обратился с данным административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной. В обоснование заявленных требований указал, что 304 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка соблюдения законодательства о призыве граждан на военную службу, законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, путем мониторинга размещенной для свободного доступа неограниченного круга лиц на страницах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Так, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц создан интернет-сайт с <адрес> который содержит информацию о свободной и доступной продаже справок для предоставления в военные комиссариаты в <адрес>.
Доступ на интернет-сайт свободный, ознакомиться с содержанием данного информационного ресурса, скопировать материалы в электронном варианте может любой пользователь, в том числе несовершеннолетний, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют, что представляет возможность беспрепятственно использовать информацию в противоправных целях. Информация, указанная на вышеуказанном сайте, провоцирует граждан на незаконное получение указанных документов с возможным использованием в корыстных целях.
На основании изложенного, просит суд признать информацию интернет-сайта о приобретении готовых справок об обучении, являющихся официальным документом, форма которого утверждена приложением № к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от дата № «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от дата №», размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-сайте с <адрес>, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель военной прокуратуры гарнизона ФИО4 поддержал заявленные требования.
В судебное заседание представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ДФО не явился, извещен был надлежаще, направил в адрес суда письменные пояснения, согласно которым по состоянию на дата сетевой адрес <адрес> не включен в Единый реестр.
Поскольку оснований для отложения судебного разбирательства административного дела, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 152 КАС РФ, не имеется, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон), информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Частями 1 и 2 ст. 9 Закона предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Частью 6 ст. 10 этого же Федерального закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц, сайтов в сети «Интернет».
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, в реестр также включаются и доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения этих сведений в реестр является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной в силу ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ.
Частью 3 ст. 15 Закона № 149-ФЗ установлено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата №, оператор обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими правилами, лицензией и договорами.
Соответственно, услуги, предоставляемые пользователям, включая передачу информации посредством сети «Интернет», должны отвечать требованиям закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее – отношения в сфере образования).
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Понятие «образование» закреплено в ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которой образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Согласно этой же статье, обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
В силу ч. 1 ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации выдаются:
1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;
2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
В соответствии с ч. 2 ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В соответствии с подп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от дата №-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, обучающимся по очной форме обучения в:
- образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
- образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:
1) программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
2) программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;
3) программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Согласно п. 3 приложения № к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от дата № «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от дата №», для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу призывной комиссии представляются подлинники следующих документов, обучающегося по очной форме обучения:
- в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении среднего (полного) общего образования - справка согласно приложению № к настоящему Перечню;
- в имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательном учреждении начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования - справка согласно приложению № к настоящему Перечню.
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми деяниями.
Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов (раздел 10 глава 32 УК РФ).
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 1065 ГК РФ предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрете деятельности, создающей такую опасность.
Как установлено в судебном заседании, по результатам проведенного 304 военной прокуратурой гарнизона мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», выявлена интернет страница с <адрес>-dlya-voenkomata.html, который содержит информацию о свободной и доступной продаже справок для предоставления в военные комиссариаты в <адрес>.
Размещение данной информации может побудить пользователей оплачивать противоправные действия по получению вышеуказанных документов. Нахождение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, предлагающей способы получения документов об образовании и (или) о квалификации в нарушение установленного законом порядка, фактически способствует совершению гражданами и должностными лицами таких преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе права граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения преступления.
Использование такого рода «официальных документов» может являться способом совершения преступлений против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, против государственной власти, военной службы, мира и безопасности человечества, за которые в Российской Федерации установлена уголовная ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации.
Распространение перечисленной на указанном интернет-сайте информации противоречит целям и задачам действующего законодательства и подрывает основы конституционного строя, нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что установить владельца интернет страница с <адрес>, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления, не представилось возможным.
По состоянию на дату предъявления административного иска и на момент рассмотрения дела указанный интернет – ресурс не внесен в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 304 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░