Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-607/2023 ~ М-546/2023 от 30.08.2023

Дело №2а-607/2023

68RS0024-01-2023-000654-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2023 года р.п.Сосновка Тамбовской области

Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Охотниковой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Дробышевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению Овчинникова А.А. к начальнику ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области С.В.Токареву, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области, УФСИН России по Тамбовской области, ФСИН России о признании незаконными действий по удержанию денежных средств из пенсии за июнь, июль, август 2023 года и возложении обязанности по их возвращению,

установил:

Овчинников А.А., отбывая наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области, обратился в Сосновский районный суд Тамбовской области с административным иском, в котором просит признать незаконными действия администрации исправительного учреждения, выразившие в удержании денежных средств из его пенсии и социальных доплат - с ФСД /федеральной социальной доплаты/ и ЕДВ /ежемесячной денежной выплаты/ с июня 2023 года по август 2023 года включительно более 50%, и возвратить указанные денежные средства на его лицевой счет.

В обоснование своих требований административный истец указал, что он является инвалидом 3 группы, получает социальную пенсию по инвалидности и федеральные доплаты до прожиточного минимума. При общем размере пенсии 11950 рублей, бухгалтерия ИК-4 зачисляет ему на счет около 4750 рублей, остальные денежные средства без его письменного заявления удерживаются за питание и жилищно-коммунальные услуги. Полагает, что принудительное (по умолчанию) удержание более 50% всех социальных выплат, включая ЕДВ и ФСД, неправомерно. УИК РФ предусмотрено удержание до 75% от сумм пенсии инвалидов 3 группы в исключительных случаях, но у него нет задолженностей по исполнительным листам. Поскольку размер социальной пенсии по инвалидности составляет 5886 рублей 14 копеек, при наличии исполнительных листов, сумма ежемесячных удержаний не должна превышать 50% от 5886,14 руб., то есть – 2943,07 руб. Их ЕДВ и ФСД денежные средства вообще не должны удерживаться. Полагает, что в настоящее время, для разрешения указанного вопроса, подлежит руководствоваться ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013г.

В судебном заседании административный истец Овчинников А.А. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснив, что содержится в отряде №5 ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области, в июне, июле, августе 2023 года не выбывал из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области.

Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области, УФСИН России по Тамбовской области– по доверенности Жеребцова О.В. ранее в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала, пояснив суду, что заявленные административные исковые требования не признает, считает, что бухгалтерия учреждения производит удержания законно и обоснованно

Главный бухгалтер ФКУ ИК-4 УФСИН России Чепурнова Г.М. ранее в судебном заседании пояснила, что социальные доплаты - это доплаты до прожиточного минимума пенсионера, ЕДВ не является льготой, поскольку представляет собой сумму денежной доплаты к пенсии с целью достижения размера до величины прожиточного минимума пенсионера и входит в перечень льгот п.6 ч.1 статьи 101 ФЗ от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» на которые не может быть обращено взыскание. Согласно ч.4 ст.99 УИК РФ осужденные, получающие заработную плату и пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце. Расчет производится ежемесячно на основании поставленных счетов за электроэнергию, за водоснабжение, водоотведение, затрат, которые идут на содержание осужденных. Расчеты за коммунальные услуги делятся на общее количество календарных дней в текущем месяце и средне - списочное содержание осужденных за месяц и высчитывается стоимость на одного осужденного. Если осужденный убывает из учреждения, то сумма начисляется за фактическое отбывание в учреждении. Овчинников А.А. является инвалидом 3 группы, с него удержания должны производиться не менее 25 %, с инвалидов 1 и 2 группы удержание не производится. Считает правомерным удержание с пенсии и ФСД Овчинникова А.А., так как на его лицевой счет поступает не менее 25 %, ЕДВ он получает полностью. На основании ст.107 УИК РФ обязаны производить удержание. Так как исполнительные документы на Овчинникова А.А. в бухгалтерии ИК-4 отсутствуют, то он возмещает расходы на питание и коммунальные услуги в полном размере.

В настоящее судебное заседание представитель ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области, УФСИН России по Тамбовской области, ФСИН России, начальник ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области С.В.Токарев не явились, извещены надлежащим образом, отложить дело не просили.

На основании статьи 150 КАС РФ суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав стороны, показания главного бухгалтера ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области, изучив представленные суду материалы административного дела, приходит к следующим выводам.

На основании пункта 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) при исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Тамбовской области от 27 декабря 2022года N291 "Об установлении величины прожиточного минимума в целом по Тамбовской области на 2023 год на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения" установленавеличина прожиточного минимумав целом по Тамбовской области на 2023 год в расчете для пенсионеров - 11763 рубля.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела Овчинников А.А. отбывает наказание в отряде № ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области.

С ДД.ММ.ГГГГ Овчинникову А.А. установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию /справка серия № № л.д.24-25/.

Из справки отдела установления пенсий № следует, что Овчинникову А.А. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности в размере 6080,38 руб. согласно ФЗ от 15.12.200 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, федеральная социальная доплата к пенсии в размере 3042,46 руб. согласно ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», единая денежная выплата с учетом волеизъявления гражданина от отказе в предоставлении НСУ – 1364,66 руб. (ЕДВ 2834,40 руб. - оплата предоставления НСУ 1469,74 руб.) согласно ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» /л.д.82/.

В июне 2023 года Овчинникову А.А. перечислено на лицевой счет 37107,19 руб. /л.д.42,63/, из которых:

пенсия – 6080,38 руб., пенсия доплата с 15.03.2023 по 31.05.2023 - 15388,64 руб.,

ФСД – 3042,46 руб., доплата ФСД с 15.03.2023 по 31.05.2023 – 7753,37 руб.,

ЕДВ – 1364,66 руб., доплата ЕДВ с 15.03.2023 по 31.05.2023 – 3477,68 руб.

В июле 2023 года Овчинникову А.А. перечислено на лицевой счет 10487,50 руб. /л.д.45,63/, из которых пенсия – 6080,38 руб., ФСД – 3042,46 руб., ЕДВ – 1364,66 руб.

В августе 2023 года Овчинникову А.А. перечислено на лицевой счет 10487,50 руб. /л.д.39,64/, из которых пенсия – 6080,38 руб., ФСД – 3042,46 руб., ЕДВ – 1364,66 руб.

Согласно справке фельдшера МЧ № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ Овчинникову А.А. рекомендовано профилактическое лечение и дополнительное питание на 3 месяца. ДД.ММ.ГГГГ он снят с профилактического лечения и дополнительного питания в связи с тем, что не являлся за лечением регулярно.

Овчинников А.А. в июне 2023 года питался по ГДУ-IV <данные изъяты> /л.д.65,66/.

Согласно справке ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области от 14.09.2023 года с пенсии Овчинникова А.А., согласно п.1 ст.107 УИК РФ, за июнь удержано 5627,03 руб., в том числе за питание по повышенной норме для больных по пункту 1 - 4310,70 руб., стоимость питания за 1 день составила 143,69 руб. /л.д.26/, коммунально-бытовые услуги (КБУ) за месяц - 1316,33 руб. /л.д.34/, стоимость КБУ за 1 день - 43,88 руб. В процентном соотношении удержания за июнь составили 17,44% от суммы пенсии и ФСД 32264,85 руб.

За июль удержано 5516,74 руб., в том числе за питание по минимальной норме - 4027,52 руб., стоимость питания за 1 день составила 129,92 руб. /л.д.29/, коммунально-бытовые услуги за месяц - 1489,22 руб., стоимость КБУ за 1 день - 48,04 руб. /л.д.35/. В процентном соотношении удержания за июль составили 60,47% от суммы пенсии и ФСД 9122,84 руб.

За август удержано 5905,92 руб., в том числе за питание по минимальной норме - 4381,54 руб., стоимость питания за 1 день составила 141,34 руб. /л.д.32/, коммунально-бытовые услуги за месяц - 1524,38 руб., стоимость КБУ за 1 день - 49,17 руб. /л.д.36/. В процентном соотношении удержания за август составили 64,74% от суммы пенсии и ФСД 9122,84 руб.

Расчет стоимости коммунально-бытовых услуг /КБУ/ за месяц = общая сумма произведенных коммунально-бытовых затрат на содержание осужденных в предшествующем месяце / среднесписочная численность осужденных, содержащихся в учреждении в предшествующем месяце / количество дней в предшествующем месяце х количество дней в текущем месяце.

Таким образом, стоимость КБУ составила:

- в июне 1096330,60руб. (май) / 806 (май) / 31(май) х 30 (июнь) =1316,33 руб.,

- в июле 1170237,60руб. (июнь) / 812 (июнь) / 30 (июнь) х 31 (июль) =1489,22 руб.,

- в августе 1190541,71руб. (июль) / 781(июль) / 31 (июль) х 31 (август) =1524,38 руб. /л.д.62/.

В силустатьи 107Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии счастью четвертой статьи 99настоящего Кодекса (часть 1).

Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным закономот 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (часть 2).

В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных, достигших возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов (часть 3).

Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится в соответствии с требованиямичасти 4 статьи 99Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации с учетом установленныхстатьей 107Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации ограничений.

В спорный период времени – с июня 2023 года по август 2023 года включительно Овчинников А.А. постоянно находился в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области /л.д.68/.

Как установлено в судебном заседании, согласно пояснениям главного бухгалтера ИК-4 и Овчинникова А.А., исполнительных листов отношении Овчинникова А.А. в бухгалтерию ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области не поступало.

Согласно Федеральному законуот 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях",Федеральному законуот 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", административный истец не относится к категории осужденных, которым бесплатно предоставляются питание и коммунально-бытовые услуги, в связи с чем действия административного ответчика по удержанию возмещения этих расходов из пенсии и ФСД в июне - августе 2023 года являются правомерными.

Поскольку перечень лиц, осуждённых к лишению свободы, которым бесплатно предоставляется питание, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, а истец в спорный период находился на третьей группе инвалидности и не выбывал из ФКУ ИК-4УФСИН России по Тамбовской области, суд приходит к выводу о том, что ФКУ ИК-4УФСИН России по Тамбовской области обоснованно производились удержания из пенсии и ФСДОвчинникова А.А.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам Овчиникова А.А., на его лицевой счет после всех удержаний зачисляется не менее 25 % начисленных ему пенсии и или иных доходов, что соответствуетчасти 3 статьи 107Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Как отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации, установление вчасти 4 статьи 99истатье 107Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации удержаний из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы для возмещения расходов по их содержанию - стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце, не противоречит целям Российской Федерации как социального государства (ОпределенияКонституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2008 N 552-О-П, от 17.12.2009 N 1647-0-0, от 27.05.2010 N 661-0-0, от 23.12.2014 N 2912-0) и обязательного труда как средства исправления осужденных, притом чточасть 3 статьи 107данного Кодекса гарантирует недопущение зачисления на лицевой счет осужденных, вне зависимости от сумм затрат на их питание, одежду, индивидуальные средства гигиены и коммунально-бытовые услуги, менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 N 2369-0).

Доводы административного истца о необоснованном удержании с ЕДВ расходов за питание и коммунально-бытовые услуги не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Из приведенных расчетов и пояснений главного бухгалтера и исследованных материалов дела следует, что с ЕДВ удержания не производятся.

В соответствии спунктом 9 части 1 статьи 101Федерального закона от 2 октября 2007 г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве", взыскание не может быть обращено на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности.

Доводы о том, что из ФСД не должны удерживаться денежные средства в счет указанных расходов учреждения на питание и коммунально-бытовые нужды основаны на неправильном толковании норм права.

Согласночасти 4 статьи 12.1Федерального закона "О государственной социальной помощи" федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера.

Кроме того, денежные средства на выплату страхового обеспечения, выделенные Фондом социального страхования Российской Федерации страхователю,невходятвпереченьвидов доходов, на которые в соответствии состатьей101Федеральногозаконаот2октября2007г. N229-ФЗ"Об исполнительном производстве" не может быть обращено взыскание.

Таким образом, федеральная социальная доплата к пенсии не является льготой или мерой социальной поддержки, поскольку представляет собой денежную сумму доплаты к пенсии с целью достижения ее размера до величины прожиточного минимума пенсионера, следовательно доплата к пенсии по своей правовой природе является иным доходом, из которого должны производиться удержания для возмещения расходов по содержанию осужденных, так как действующее законодательство не содержит запрета на удержания из указанной доплаты.

Согласно сведений из отделения фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Тамбовской области Овчиникову А.А. установлена федеральная социальная доплата в размере 3042,46 руб.

В материалы дела ФКУ ИК-4УФСИН России по Тамбовской областипредставлен подробный расчёт ежемесячных удержаний из пенсии и ФСД административного истца за питание и коммунально-бытовые услуги, произведенный на основании фактических затрат на одного осуждённого в июне-июле-августе 2023 года, который проверен судом и оснований полагать, что из пенсиии ФСД Овчинникова А.А.производятся незаконные удержания денежных средств, не имеется.

При этом, удержание из федеральной социальной доплаты (дохода осужденного) исправительным учреждением для возмещения расходов по содержанию осужденного Овчиникова А.А. осуществлялось в соответствии счастью 1 статьи 107Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и не требовало на это отдельного заявления Овчиникова А.А..

При таких обстоятельствах требования Овчинникова А.А. о признании незаконными действий по удержанию денежных средств из его пенсии и социальных доплат за июнь - август 2023 года и возложении обязанности по их возвращению удовлетворению не подлежат.

Административный истец указал о нарушение его прав за период с июня 2023 года по август 2023 года включительно как при подаче административного иска, так и в ходе судебного заседания. С настоящим административным иском он обратился25 августа 2023 года, то есть в срок предусмотренныйчастью 1 статьи 219КАСРФ.

Определением суда от 31 августа 2023 года административному истцу на основании его заявления представлялась отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения настоящего дела по существу.

В силуч. 2 ст. 114,ст. 103КАС РФ, ч.1 ст. 339.19, ст.333.20 НК РФ при отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход местного бюджета.

Поскольку Овчинникову А.А. в удовлетворении административного иска отказано, он не освобожден от уплаты госпошлины, с него подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей, не уплаченная им при подаче иска и уплата которой была отсрочена до рассмотрения настоящего дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░-4 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░, ░░░ ░░-4 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░, ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-607/2023 ~ М-546/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Овчинников Алексей Александрович
Ответчики
УФСИН России по Тамбовской области
ФСИН России
Начальник ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области Токарев С.В.
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области
Суд
Сосновский районный суд Тамбовской области
Судья
Охотникова Елена Алексеевна
Дело на сайте суда
sud20--tmb.sudrf.ru
30.08.2023Регистрация административного искового заявления
30.08.2023Передача материалов судье
31.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
31.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.09.2023Предварительное судебное заседание
15.09.2023Судебное заседание
22.09.2023Судебное заседание
25.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее