Дело №а-559/2023 УИД:76RS0№-60
Решение в окончательной форме принято 27 октября 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 октября 2023 года г. Гаврилов-Ям
Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Чельцовой Е.В.,
при секретаре Гавриловой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области к администрации Шопшинского сельского поселения Гаврилов-Ямского района Ярославской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Гаврилов-Ямского района Ярославской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Шопшинского сельского поселения Гаврилов-Ямского района Ярославской области о признании бездействия администрации, выразившееся в не устранении дефекта в виде неработающего светильника в районе <адрес> <адрес> <адрес> несоответствующим действующему законодательству и нарушающим права и свободы и законные интересы неопределенного круга лиц; возложении обязанности организовать освещение на улицах (дорогах) в <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» путем устранения дефекта в виде неработающего светильника в районе <адрес> <адрес> по <адрес>.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района в сентябре 2023 года проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения и благоустройстве территорий в муниципальных образованиях Гаврилов-Ямского района, в том числе в Шопшинском сельском поселении <адрес>, в ходе которой установлено, что на территории Шопшинского сельского поселения находится <адрес> освещение данного населенного пункта работает с нарушением вышеуказанных требований ГОСТ Р 50597-2017, а именно более одного месяца дефект неработающего светильника в районе <адрес> <адрес> по <адрес> не устранен.
В судебном заседании помощник прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области Жигалова К.Ю. заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснила, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Представитель ответчика администрации Шопшинского сельского поселения Гаврилов-Ямского района в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений относительно заявленных исковых требований не представил.
Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом из материалов дела установлено, что в сентябре 2023 года прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории Гаврилов-Ямского района Ярославской области.
В ходе проверки установлено, что на территории Шопшинского сельского поселения находится населенный пункт с.Шопша, освещение которого работает с нарушением вышеуказанных требований ГОСТ Р 50597-2017 - более одного месяца не устранен дефект неработающего светильника в районе дома с.Шопша, что подтверждается представленной в суд справкой от 29.09.2023.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 указанного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 37Закона).
Правила благоустройства Шопшинского сельского поселения утверждены решением Муниципального совета Шопшинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №. Правила устанавливают единые нормы и требования по благоустройству территории Шопшинского сельского поселения Ярославской области, в том числе по содержанию объектов (средств) наружного освещения.
Объекты (средства) наружного освещения (осветительное оборудование) - осветительные приборы наружного освещения (светильники, прожекторы), которые могут устанавливаться на улицах, площадях, в подземных пешеходных переходах, в транспортных тоннелях, на специально предназначенных для такого освещения опорах, опорах контактной сети электрифицированного транспорта, стенах, перекрытиях зданий и сооружений, парапетах, ограждениях мостов и транспортных эстакад, на металлических, железобетонных и других конструкциях зданий, строений и сооружений, и виных местах общественного пользования (п. 1.3.Правил).
Содержание территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений - комплекс мер по обеспечению надлежащего состояния территории, объектов благоустройства, их отдельных элементов, который включает в себя, в том числе установка и содержание в технически исправном состоянии и в строгом соответствии с требованиями норм и правил улично-коммунального оборудования, объектов рекламы, элементов благоустройства, а также временных объектов торговли, технических средств организации дорожного движения, наружного освещения, ограждений строительной площадки; ремонт поврежденных элементов освещения (п. 1.4 Правил).
Средства наружного освещения должны содержаться в исправном, рабочем состоянии, а осветительная арматура и/или опора освещения не должны иметь механических повреждений и ржавчины, плафоны должны быть чистыми и не иметь трещин и сколов (п. 2.18.6 Правил).
Все системы уличного, дворового и других видов осветительного оборудования должны поддерживаться в исправном рабочем состоянии (п. 2.20.11 Правил).
Поврежденные элементы освещения, влияющие на их работу или электробезопасность, должны ремонтироваться в течение 1 дня, не влияющие - в течение 5 дней со дня повреждения (п. 2.20.13.Правил).
Освещение на улицах (дорогах, магистралях) осуществляется в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством. Количество неработающих светильников в парках, аллеях не должно превышать 10 процентов от их общего числа (п. 2.20.14.Правил).
Срок приведения светильников в рабочее состояние не должен превышать 10 суток со дня обнаружения неисправностей или поступления соответствующего сообщения в обслуживающую организацию (п. 2.20.15 Правил).
Требования к организации уличного освещения изложены в ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденном Приказом Госстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст., в соответствии с которым средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766 (п. 6.9.1), Стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов, указанных в таблице Б.8 приложения Б ГОСТ Р 50597-2017. Дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.8. ГОСТ Р 50597-2017, согласно которым максимальный срок устранения дефекта в виде неработающих светильников составляет 5 дней (п. 6.9.4).
С учетом изложенного, администрация Шопшинского сельского поселения при выявлении фактов нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения и благоустройстве территорий в муниципальном образовании, обязана выполнять мероприятия по устранению выявленных дефектов.
Доказательств, свидетельствующих об устранении выявленных недостатков, как и доказательств необоснованности заявленных прокурором требований, суду ответчиком не представлено.
Суд соглашается с доводами истца и приходит к выводу, что нарушение освещения населенного пункта в ночное время существенно влияет на безопасность дорожного движения, может стать причиной дорожно-транспортных происшествий. Нарушения законодательства о безопасности дорожного движения влекут нарушение прав граждан на охрану жизни, здоровья и имущества, путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, то есть создают опасность причинения вреда гражданам в будущем и ставят в незащищенное состояние личность и имущество неопределенного круга лиц, которые могут осуществлять движение по дорогам <адрес> <адрес> <адрес> и свидетельствует о невыполнении администрацией Великосельского сельского поселения обязанностей, установленных федеральными законами, в связи с чем, имеются основания для удовлетворения исковых требований.
Право прокурора на обращение в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 38 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░: № ░░░░:№ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░:№, ░░░░: № ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ <░░░░░> <░░░░░> <░░░░░> <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ (░░░░░░░) ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-2017 «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ <░░░░░> <░░░░░> <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░