Дело -----а-5066/2019
УИД: 21RS0023-01-2019-005792-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2019 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары в составе председательствующего судьи Филипповой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Тимофеевой Д.Н.,
с участием заместителя прокурора города Чебоксары Столяровой Э.В.,
представителя ответчика Администрации г.Чебоксары и представителя заинтересованного лица МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» Исмаилова Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Чебоксары об обязании организовать стационарное электрическое освещение,
установил:
Заместитель прокурора города Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации г.Чебоксары о признании бездействий администрации г.Чебоксары по организации электрического освещения на земельном участке с кадастровым номером ----- на земельном участке с кадастровым номером ----- в направлении от адрес незаконным; об обязании администрации г.Чебоксары организовать электрическое освещение на земельном участке с кадастровым номером -----, на земельном участке с кадастровым номером ----- в направлении от адрес в течение ------ месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Административные исковые требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой г.Чебоксары проверкой по коллективному обращению жильцов адрес было установлено, что во дворе адрес на земельном участке с кадастровым номером ----- а также на земельном участке с кадастровым номером ----- в направлении от адрес отсутствует сеть наружного освещения. Согласно пункту 19 части 1 ст.14 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства территории поселения, включая организацию освещения улиц, относится к вопросам местного значения. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 17 указанного Федерального закона, организация электроснабжения населения относится к вопросам местного значения, по которым органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Отсутствием освещения улиц нарушаются права и интересы граждан на обеспечение безопасности дорожного движения и личной безопасности в вечернее и ночное время суток, не обеспечивается нормальная жизнедеятельность проживающих.
В судебном заседании представитель административного истца – заместитель прокурора города Чебоксары Столярова Э.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске и вновь привела их суду.
Представитель административного ответчика администрации г.Чебоксары и заинтересованного лица МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» Исмаилов Р.В., в судебном заседании, не оспаривая факта отсутствия освещения на вышеуказанных земельных участках, заявленные административные исковые требования не признал и в их удовлетворении просил отказать.
Рассмотрев административное исковое заявление, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п. 19 ч.1 ст.14 указанного Федерального закона организация благоустройства территории поселения, включая организацию освещения улиц, относится к вопросам местного значения.
В соответствии с п. 1.1. ст. 17 Федерального закона организация электроснабжения населения относится к вопросам местного значения, по которым органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии п. 25 ст. 16 Федерального закона к вопросам местного значения городского округа отнесена утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 указанного выше Федерального закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.41 Устава муниципального образования г.Чебоксары – столицы Чувашской Республики администрация г.Чебоксары – столицы Чувашской Республики администрация является исполнительно-распорядительным органом поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п.1.5 Положения об исполнительно-распорядительном органе города Чебоксары – администрации города Чебоксары администрация является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Чувашской Республики и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также расчетные и текущие счета в банках и других кредитных учреждениях.
Согласно п. 2.1 Положения об исполнительно-распорядительном органе города Чебоксары – администрации города Чебоксары (решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 23 декабря 2014 года №1788) одной из основных задач администрации является обеспечение реализации полномочий по решению вопросов местного значения.
Как следует из пп. 3.1, 3.1.7 Положения об исполнительно-распорядительном органе города Чебоксары – администрации города Чебоксары, администрация в целях реализации возложенных на нее задач в области архитектуры и градостроительной деятельности выполняет, в частности, функцию организации благоустройства территории муниципального образования города Чебоксары (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Пунктом 6.8.3 Правил благоустройства территории города Чебоксары (утвержденое решением ЧГСД от 24.09.2013 №1136) прямо предусмотрено, что строительство, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт сетей наружного освещения улиц осуществляют специализированые организации по договорам с администрацией города.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2010 №783 введен в действие Свод правил СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» СП 52.13330.2011, которым установлены требования к наружному освещению городов, поселков и сельских населенных пунктов, автотранспортных тоннелей, а также порядок контроля за их состоянием в процессе эксплуатации.
В соответствии с данными требованиями СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» в городах и поселках должно быть искусственное освещение в вечернее и ночное время.
Как следует из материалов дела, дата в адрес прокуратуры г.Чебоксары поступило коллективное обращение жильцов адрес об отсутствии наружного освещения в направлении от адрес, на основании которого прокуратурой г.Чебоксары была проведена проверка.
В соответствии с ответом Администрации г.Чебоксары от дата на обращение жителей адрес для строительства сетей наружного освещения во дворе адрес жителям дома рекомендовано направить в администрацию города Чебоксары заявку на участие в конкурсном отборе в соответствии с Порядком проведения конкурсного отбора проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, на территории городских округов Чувашской Республики, утвержденном постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 февраля 2017 г. №71 «О реализации на территории Чувашской Республики проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах». Также в ответе указано, что в рамках реализации муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды» в дата году на территории парка в районе домов ----- и ----- по адрес выполнено строительство сетей наружного уличного освещения.
Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях. Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, учитывая, что приведенные выше нормы закона свидетельствуют о том, что вопросы организации стационарного электрического освещения относятся непосредственно к ведению органа местного самоуправления, являются его публичной обязанностью, напрямую возложенной нормами закона на органы местного самоуправления города, и подразумевают под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат и установкой конструкции уличного освещения, суд считает необходимым возложить на администрацию г.Чебоксары обязанность по организации уличного освещения на земельном участке с кадастровым номером -----, на земельном участке с кадастровым номером ----- в направлении от адрес
При этом конкретный способ реализации данной обязанности вправе избрать сам орган местного самоуправления, с тем условием, что освещение должно соответствовать установленным технических требованиям, поскольку его отсутствие и неисполнение органом местного самоуправления требований закона в обрасти организации уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения.
Часть 2 статьи 178 КАС РФ предусматривает, что при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
На основании изложенного, учитывая, что неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области организации уличного освещения создает угрозу нарушения конституционных прав граждан, а также свидетельствует о ненадлежащей реализации органами местного самоуправления предоставленных полномочий, суд возлагает на администрацию г.Чебоксары обязанность по организации электрического освещения на земельном участке с кадастровым номером -----, на земельном участке с кадастровым номером ----- в направлении от адрес в течение ------ месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177 – 180, 295, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ -----, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ----- ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ -----, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ----- ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ------ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░