ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 апреля 2023 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Краморовой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании вопрос о прекращении производства по административному делу № 2а-1349/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области к Сермягиной Т.П. о признании задолженности безнадежной к взысканию,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 20 по Иркутской области обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Сермягиной Т.П., в котором просит признать безнадежной к взысканию задолженность Сермягиной Т.П., в связи с пропущенным сроком взыскания в размере <данные изъяты>, в том числе: недоимку по налогу на имущество ОКТМО 25701000 за период 2016, 2017 года, пени по налогу на имущество в сумме <данные изъяты>; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ ОКТМО 25701000 за период 2018 года, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.
Административное исковое требование мотивировано тем, что Межрайонная ИФНС России № 20 по Иркутской области в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ направила в адрес Сермягиной Т.П. требования от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №. Суммы, указанные в требовании, на дату подачи настоящего заявления в полном объеме не уплачены. Сроки взыскания данной недоимки, предусмотренные статьей 48 НК РФ, истекли в период до ДД.ММ.ГГГГ. Признание задолженности, числящейся за Сермягиной Т.П., безнадежной и списание данной недоимки с лицевого счета улучшит положение налогоплательщика и устранит нарушенное право на получение информации о размере неисполненной обязанности по уплате обязательных платежей, пени, штрафов. Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № сформирована правовая позиция, согласно которой после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
В судебном заседании судом разрешается вопрос о прекращении производства по настоящему административному делу.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу инспекция извещена надлежащим образом.
Административный ответчик Сермягина Т.П. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу извещена надлежащим образом.
Явка сторон в судебное заседание не признана судом обязательной.
Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд считает возможным разрешить вопрос о прекращении производства по административному делу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из части 1 статьи 1 КАС РФ, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В силу требований части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Буквальное толкование положений главы 32 КАС РФ позволяет суду прийти к выводу о том, что Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации разрешение административного искового требования о признании задолженности безнадежной к взысканию не предусмотрено.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в случаях, поименованных в пункте 3 статьи 44 НК РФ, в том числе в связи:
1) с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
3) со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;
4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
5) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Согласно пункту 4 статьи 44 НК РФ положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.
К иным обстоятельствам, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора, относится, в том числе обстоятельство признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание в случаях, предусмотренных статьей 59 НК РФ.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежной к взысканию признается задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности.
В силу требований пункта 2 статьи 2 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании, являются: 1) налоговые органы (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта); 3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, - по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
По смыслу приведенных положений закона решение о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию налоговым органом принимается при установлении перечисленных выше обстоятельств, являющихся юридическим или фактическим препятствием к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов), то есть списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности, является невозможным, в связи с чем, задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.
Приказом ФНС России от 02.04.2019 № ММВ-7-8/164@ утвержден порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию и перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания этих сумм безнадежными к взысканию.
Обстоятельством признания сумм безнадежными к взысканию является соответствующий судебный акт (пункт 5 приложения № 2 к приказу ФНС России от 02.04.2019 № ММВ-7-8/164@).
Инспекция вправе списать налоговую задолженность с лицевого счета только в том случае, если она признана безнадежной к взысканию (пункты 1, 2 статьи 59 НК РФ, пункт 1 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, утвержденного приказом ФНС России от 2 апреля 2019 года № ММВ-7-8/164@), из пункта 3 которого следует, что налоговый орган оформляет справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, взыскание которых невозможно (приложение № 1 к Порядку), в течение пяти рабочих дней со дня получения (формирования) документов, подтверждающих наличие случаев, установленных пунктами 1, 4 статьи 59 НК РФ.
Как следует из пунктов 4, 5 названного Порядка, органы, в компетенцию которых входит оформление Справки о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, взыскание которых невозможно, и принятие решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (приложение № 2 к Порядку), указаны в подпункте 1 пункта 2 статьи 59 НК РФ.
Решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам принимается в течение одного рабочего дня со дня оформления справки, указанной в пункте 3 названного Порядка.
При наличии случая, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ к документу, подтверждающему обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, относится копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности, заверенные гербовой печатью соответствующего суда.
Между тем, в материалы административного дела доказательств, свидетельствующих о принятии судом решения об отказе Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области в удовлетворении административного искового требования о взыскании с Сермягиной Т.П. задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени на него, по транспортному налогу и пени на него, в том числе в связи с истечением установленного срока для взыскания такой задолженности, либо доказательств, свидетельствующих о принятии судом решения об отказе в восстановлении пропущенного срока для подачи заявления в суд о взыскании задолженности, не представлено.
Кроме того, административным истцом в исковом заявлении не обоснован и не подтвержден довод о том, на защиту каких прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений направлено заявленное требование, а потому ссылку налогового органа на его право на обращение в суд в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 124 КАС РФ суд находит основанной на неверном толковании норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
В пункте 2 части 1 статьи 128 КАС РФ предусмотрено, что судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица или публичных интересов иным государственным органом, которому настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Принимая во внимание, что действующим в Российской Федерации законодательством Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области не предоставлено право на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании задолженности безнадежной к взысканию в целях улучшения положения налогоплательщика и устранения нарушенного права на получение информации о размере неисполненной обязанности по уплате обязательных платежей, пени, штрафов, учитывая, что принятие решения о признании задолженности безнадежной к взысканию отнесено к исключительной компетенции налогового органа и данное требование не подлежит рассмотрению в судах, административное исковое заявление не подлежало принятию к производству суда, в связи с чем, возбужденное производство по административному делу подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198, 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-1349/2023 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 20 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░