Дело № 2а-216/2023
УИД 76RS0001-01-2023-000352-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2023 года г. Любим
Любимский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Рябкова А.В.
при секретаре судебного заседания Тихомировой Т.В.
с участием представителя административного истца Муравьёва И.Ю. – Корелкиной А.В.
представителя административного ответчика – администрации Любимского МР ЯО - Борисовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Муравьёва И.Ю, к администрации Любимского МР ЯО о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
у с т а н о в и л:
Муравьёв И.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Любимского МР ЯО о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением № о предоставлении государственной услуги - предварительное согласование предоставления земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 415 кв. м.
К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № № в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано.
Истец считает, что решение не соответствует закону, является необоснованным и подлежащим отмене и нарушает его права и законные интересы.
Так, в решении указано, что оно принято в соответствие со ст.ст. 39.15, 39.16 ЗК РФ со ссылкой на то, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований статьи 11.9 ЗК РФ.
В разъяснении причин отказа указано, что образование земельного участка приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, нарушает требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
Однако административным истцом недостатки схемы не конкретизированы, не разъяснено в чем они конкретно выражены.
Пунктом 6 статьи 11.93 ЗК РФ установлено положение о том, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также, нарушать требования, установленные этим кодексом, другими федеральными законами. Это означает, что недостатки, которые могут быть законным основанием, препятствующим образованию земельного участка и утверждению его схемы расположения в соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи указанного 11.10 Кодекса, должны нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами об образовании земельных участков, и быть реальными, то есть подтвержденными соответствующими документами, указанными в пункте 2 статьи 11.10 данного Кодекса.
Административный ответчик, ссылаясь в своем отказе на наличие недостатков, перечисленных в пункте 6 статьи 11.9 ЗК РФ, не позволяющих образовать земельный участок в соответствии с представленной схемой, не указал в обоснование своего отказа конкретные причины, на которых сделан вывод о наличии этих обстоятельств.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое решение об отказе вынесено административным ответчиком с нарушением подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ, является не обоснованным и не содержит указаний на все имеющиеся основания отказа, что нарушает права и законные интересы истца.
В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В п. 2 ст. 15 ЗК РФ указано, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Отказ административного ответчика нарушает законные права административного истца на равный доступ к приобретению земельных участков гарантированный Конституцией РФ и земельным законодательством РФ.
Согласно п. 1 ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным
Истец просит признать решение Администрации Любимского муниципального района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным и отменить. Обязать ответчика повторно рассмотреть заявление Муравьёва И.Ю.
В судебных заседаниях представителем административного истца исковые требования и их основания поддержаны в полном объеме, указано, что отсутствие в решении конкретизации недостатков схему препятствует составлению нового ее варианта.
Представителями административного ответчика в заседаниях иск не признан и пояснено, что участок осматривался в присутствии Муравьёва И.Ю., специалистов Осецкого сельского поселения ЯО. Заявление было подано истцом через портал Госуслуги, решение в этом случае формируется программой «Госуслуги», в него нельзя ничего добавить. Если бы Муравьёв И.Ю. подал письменное заявление, то в отказе в согласовании схемы было бы четко прописано, что данный земельный участок накладывается на территорию общего пользования - муниципального имущества - дороги, занимая ее угол. <данные изъяты> внесена в перечень дорог, закоординирована, паспортизована. Поскольку заявление было подано через Госуслуги, то конкретных четких разъяснений в решении об отказе не приводится. Согласно ст. 11 п. 9 Земельного кодекса РФ образование земельного участка с вклиниванием в другие участки не допускается. Муравьёву И.Ю. были устно разъяснены конкретные причины отказа в утверждении схемы. Истец был согласен с основаниями отказа, собирался уточнить схему.
Заслушав участников, изучив письменные материалы дела, в т.ч. заявление Муравьёва И.Ю. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, Решение администрации Любимского МР ЯО от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, графическую схему границ земельного участка, выписку из ЕГРН о земельном участке улично-дорожной сети <адрес> д. <адрес>а ЯО, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 КАС РФ граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду, регламентирован ст. ст. 39.14 - 39.18 ЗК РФ, и предполагает, в частности, проведение процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка.
Согласно п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 данного Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп. 1 - 13, 14.1 - 19, 22 - 23 ст. 39.16 указанного Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп. 1 - 23 ст. 39.16 указанного Кодекса.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 указанной статьи; и разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 названного Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
При этом в силу п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Судом установлено, что Муравьёв И.Ю. обратился в администрацию Любимского МР ЯО ДД.ММ.ГГГГ с заявлением № о предоставлении государственной услуги - предварительное согласование предоставления земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 415 кв. м. сроком до 20 лет. К заявлению им была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением администрации Любимского МР ЯО от ДД.ММ.ГГГГ № № в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано.
В разъяснении причин отказа указано, что образование земельного участка приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, нарушает требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления в аренду может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В силу п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам, в т.ч п. 6, приведенных выше.
Административный регламент предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" утвержден постановлением администрации Любимского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги.
В соответствие с п. 2.2 Регламента органом, предоставляющим муниципальную услугу, является Администрация Любимского муниципального района Ярославской области.
В силу п. 2.3 Регламента результатом предоставления муниципальной услуги являются: - принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации; - принятие решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Пунктом 2.10 Регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса, а именно: - несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке; - полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; - разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса требований к образуемым земельным участкам; - несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; - расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса.
Из приведенных норм следует, что решение, принятое по результатам рассмотрения заявления должно быть мотивированным, объективным, основываться на изучении представленных документов и данных публичной карты земельных участков, содержать основания для отказа, предусмотренные Административным регламентом, содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Как следует из оспариваемого решения об отказе, в качестве такового указано, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований статьи 11.9 ЗК РФ.
В разъяснении причин отказа указано, что образование земельного участка приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, нарушает требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
Конкретные недостатки разработки схемы в решении не указаны, что является недопустимым, и нарушает права административного истца.
Доводы представителей ответчика о том, что истцу устно были разъяснены причины и основания отказа, в частности, наложение образуемого участка частично на земельный участок, занятый дорогой (проезжей частью <адрес>), не свидетельствуют о соответствии решения требованиям закона.
Кроме того, необходимо отметить, что решение не содержит ссылки на нормы Административного регламента, которыми ответчик руководствовался при принятии решения об отказе в предоставлении государственной услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Ответчиком каких-либо прямых доказательств утверждению о наложении спорного участка на участок занятый дорогой не приведено. Приложенные схемы, выписка из ЕГРП с планом и координатами дороги на участке <адрес> прямо и с необходимой степенью очевидности не подтверждают данное утверждение, схема, свидетельствующая о наложении участков, ответчиком не предоставлена. Более того, из предложенной истцом к согласованию схемы не видно наложения участка на участок дороги ( пересечения их границ в каком –либо месте).
Необходимо отметить, что в нарушение п. 17 ст. 19. 35 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка не содержит указания на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности вышеназванного основания отказа, незаконности принятого решения и необходимости возложения на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░ 1 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01.12.2023