Дело № 2а-107/ 2021
УИД 24RS0039-01-2021-000086-67
Р Е Ш Е Н И Е
4 марта 2021 года с. Новоселово
Новоселовский районный суд Красноярского края в составе:
Председательствующего - судьи Ермаковой Д.С.,
при секретаре Коваленко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Новоселовского района Красноярского края к Межрайонному отделению судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Новоселовского района Красноярского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя. Требования мотивированы тем, что решением Новоселовского районного суда Красноярского края от 08.10.2019 по гражданскому делу № на администрацию Новоселовского района Красноярского края возложена обязанность предоставить ФИО4 жилое помещение на территории Новоселовского района Красноярского края по договору найма специализированного жилого помещения. 13.11.2019 административный истец обращался в Министерство образования Красноярского края с письмом о выделении денежных средств для приобретения жилого помещения ФИО4 17.12.2019 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску на основании исполнительного листа в отношении администрации Новоселовского района возбуждено исполнительное производство №-ИП, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. 03.04.2020 судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства №-ИП вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного листа. Вышеуказанное постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску поступило в адрес администрации Новоселовского района 10.11.2020. Согласно постановлению администрации Новоселовского района Красноярского края от 27.11.2020 № 707 «О предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда муниципального образования Новоселовский район ФИО4» с ФИО4 заключен договор социального найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 23.12.2020 № 9. Администрация Новоселовского района Красноярского края, выражая несогласие с принятым в рамках исполнительного производства №-ИП постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску от 03.04.2020, просит освободить их от уплаты исполнительского сбора.
В судебное заседание представитель администрации Новоселовского района Красноярского края не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представители административных ответчиков: Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю, ГУФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
С учетом данных обстоятельств и положений ч. 7 ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Суд, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч. 2, ч. 3 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Исполнительский сбор, согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В силу ч. 2 ст. 112 названного Федерального закона, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, предусмотрено право суда, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Новоселовского районного суда Красноярского края от 08.10.2019 по делу №, на администрацию Новоселовского района Красноярского края возложена обязанность предоставить ФИО4 жилое помещение на территории Новоселовского района Красноярского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к населенному пункту, в котором оно расположено, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью исходя из нормы предоставления 33 кв.м., с допусками, установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» (л.д.12-14).
17.12.2019 постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю на основании исполнительного листа № от 11.11.2019, выданного Новоселовским районным судом Красноярского края по делу №, возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника - администрации Новоселовского района Красноярского края, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (л.д.8).
Постановление о возбуждении исполнительного производства поступило в администрацию Новоселовского района Красноярского края 09.01.2020, о чем имеется штамп регистрации входящей корреспонденции от № 4 администрации Новоселовского района Красноярского края.
В связи с отсутствием сведений об исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю 03.04.2020 вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП (л.д.9).
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что на основании заявления администрации Новоселовского района Красноярского края вступившим в законную силу определением Новоселовского районного суда Красноярского края от 17.02.2020, исполнение решения Новоселовского районного суда Красноярского края от 08.10.2019 по гражданскому делу № было отсрочено до 08.10.2019. Доводы и причины невозможности исполнения требований исполнительного документа, на которые ссылался должник, являясь органом местного самоуправления, были признаны судом обоснованными, а причины неисполнения решения суда от 08.10.2019 признаны уважительными. Судом при вынесении определения учтено, что администрацией Новоселовского района Красноярского края были предприняты необходимые меры к выделению дополнительных финансовых средств на цели предоставления ФИО4 жилого помещения на территории Новоселовского района Красноярского края по договору найма специализированного жилого помещения из средств краевого бюджета (л.д.15-16).
11.09.2020 глава Новоселовского района Красноярского края Гергарт А.В. в письменном виде обращался к заместителю министра образования Красноярского края Никитиной О.Н. от 11.09.2020 с просьбой выделить бюджету Новоселовскому району субвенцию в размере <данные изъяты> руб. для приобретения на территории муниципального образования 6 жилых помещений (квартир) для их последующего предоставления по договору найма жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа (л.д.23).
10.11.2020 между Министерством образования Красноярского края и администрацией Новоселовского района Красноярского края заключено дополнительное соглашение № 42-2 от к Соглашению о взаимодействии министерства образования Красноярского края и администрации Новоселовского района по реализации в 2020 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, от 12.02.2020 № 42, приложением к которому является Список детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2020 году, куда был включен, в том числе ФИО4
Впоследствии 27.11.2020 постановлением администрации Новоселовского района Красноярского края № 707 ФИО4 было предоставлено жилое помещение и 23.12.2020 с ним был заключен Договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 9 (л.д.4,5-7).
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что на момент получения органом местного самоуправления постановления о возбуждении исполнительного производства жилое помещение, удовлетворяющее параметрам, указанным в подлежащем исполнению судебном решении, в муниципальной собственности отсутствовало. Органом местного самоуправления были предприняты соответствующие меры по исполнению решения суда.
Отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 122 Федерального Закона «Об исполнительном производстве», в виде взыскания исполнительского сбора.
Таким образом, судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора без учета вины должника в неисполнении в установленный срок исполнительного документа, в связи с чем заявленные административным истцом требования об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю от 03.04.2020, принятому в рамках исполнительного производства №-ИП, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180, ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 03.04.2020, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░