Дело № 3га-349/2022
Верховный Суд Республики Башкортостан
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Уфа 18 октября 2022 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Козловой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Ширшовой Э.С.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Приуралье-Строй» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
установил:
ООО «Приуралье-Строй» обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что административный истец является собственником объектов недвижимости:
- с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ... назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение;
- с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ..., назначение – нежилое, наименование – помещения;
- с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ..., назначение – нежилое, наименование – нежилые помещения, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости установлена по состоянию на 01 января 2020 года:
- с кадастровым номером ... – в размере 53 028 078,77 рублей;
- с кадастровым номером ... – в размере 23 790 306,66 рублей;
- с кадастровым номером ... – в размере 15 923 556,48 рублей.
Между тем, согласно отчету об оценке рыночной стоимости № ... от 04 октября 2021 года, выполненному ООО «...», рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2020 года составляет:
- с кадастровым номером ... – в размере 26 432 000 рублей;
- с кадастровым номером ... – в размере 11 240 000 рублей;
- с кадастровым номером 02... – в размере 11 524 000 рублей.
Значительное превышение кадастровой стоимости объектов недвижимости над их рыночной стоимостью нарушает права административного истца как собственника.
На основании изложенного административный истец просит установить кадастровую стоимость вышеуказанных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2020 года в размере, установленном в отчете об оценке.
Представитель административного истца – Ильясова Р.Р. административное исковое заявление поддержала и просила его удовлетворить в полном объеме с учетом заключения судебной экспертизы.
В судебное заседание представители Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, ГБУ Республики Башкортостан «Государственная оценка и техническая инвентаризация», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан не явились. Получение извещения подтверждается отчетами электронной отправки, отчетами об отслеживании почтовых отправлений. Информация о рассмотрении дела также размещена на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени рассмотрения дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Республика Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 г. № 43-з в отношении спорных объектов недвижимости административный истец является плательщиком налога на имущество организаций, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В силу требований части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 апреля 2017 года № 183 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Республике Башкортостан» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Республике Башкортостан в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года №237-ФЗ в Республики Башкортостан - 1 июня 2017 года.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 12.11.2020 года № 1701 утверждены результаты государственной кадастровой оценки спорных объектов недвижимости.
При рассмотрении дела судом установлено, что административный истец является собственником объектов недвижимости:
- с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ... назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение;
- с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ..., назначение – нежилое, наименование – помещения;
- с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ..., назначение – нежилое, наименование – нежилые помещения, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости установлена по состоянию на 01 января 2020 года:
- с кадастровым номером ... – в размере 53 028 078,77 рублей;
- с кадастровым номером ... – в размере 23 790 306,66 рублей;
- с кадастровым номером ... – в размере 15 923 556,48 рублей.
Между тем, согласно отчету об оценке рыночной стоимости № ... от 04 октября 2021 года, выполненному ООО «...», рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2020 года составляет:
- с кадастровым номером ... – в размере 26 432 000 рублей;
- с кадастровым номером ... – в размере 11 240 000 рублей;
- с кадастровым номером ... – в размере 11 524 000 рублей.
С целью установления действительной рыночной стоимости объектов недвижимости по ходатайству представителя административного истца определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 января 2022 года по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ... Установлен срок предоставления экспертного заклюения – по 30 апреля 2022 года. В установленный судом срок экспертное заключение в адрес Верховного Суда Республики Башкортостан не поступило.
08 июля 2022 года определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 января 2022 года о назначении по делу судебной экспертизы возвращено без исполнения.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 июля 2022 года производство по экспертизе, назначенной определением суда от 27 января 2022 года, прекращено в связи с неисполнением определения суда о назначении судебной экспертизы в установленный срок и неразумностью сроков проведения экспертизы, по ходатайству представителя административного истца по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, проведение которой поручено эксперту ООО ...
Согласно заключению эксперта ООО ... № ... от 19 сентября 2022 года рыночная стоимость спорных объектов недвижимости состоянию на 01 января 2020 года составляет:
- с кадастровым номером ... – в размере 26 945 000 рублей;
- с кадастровым номером ... – в размере 11 402 000 рублей;
- с кадастровым номером ... – в размере 13 357 000 рублей.
Суд, оценивая отчет об оценке рыночной стоимости № ... от 04 октября 2021 года, выполненный ООО «...», заключение эксперта ООО ... № ... от 19 сентября 2022 года, представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости объекта недвижимости заключения эксперта ООО ... № ... от 19 сентября 2022 года, поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, является достоверным, допустимым, относимым и достаточным; заключение подготовлено квалифицированным экспертом, компетенция эксперта проверена судом, эксперт предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, научно обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях. При проведении экспертизы учтены требования Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации. В заключении эксперта использованы допустимые аналоги, актуальные на дату сопоставления, произведены корректировки аналогов.
Лицами, участвующими в деле, каких-либо доводов, позволяющих подвергать сомнению заключение судебной экспертизы, не приведено, доказательств в опровержение данного заключения не представлено, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертиз не заявлено.
С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что требования административного истца подлежат удовлетворению с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО ... № ... от 19 сентября 2022 года.
Положения статьи части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» имеют специальный характер и не ограничивают правообладателей объектов недвижимости в использовании судебной защиты, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника и плательщика налогов, в связи с чем, суд полагает, что заявитель вправе обратиться в судебном порядке об установлении кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
На основании изложенного, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, в том числе заключение эксперта, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2020 года.
При этом установление измененной кадастровой стоимости объектов недвижимости подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░-░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░ ... ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ... ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 26 945 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░ ... ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ... ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 11 402 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░ ... ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ... ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 13 357 000 ░░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ 30.12.2021 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░