Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-133/2023 ~ М-148/2023 от 20.06.2023

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2023 года                         город Новосибирск

Новосибирский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Митрофанова В.В., при секретаре судебного заседания Чертковой А.М., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрел административное дело №2а-133/2023 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Григорьева Василия Анатольевича о признании незаконным бездействия призывной комиссии по мобилизации граждан, пребывающих в запасе, в Новосибирской области, связанного с нерассмотрением обращения административного истца об отмене решения о призыве на военную службу по частичной мобилизации.

В судебном заседании военный суд,-

    УСТАНОВИЛ:

Григорьев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указывает, что решением призывной комиссии по мобилизации города Куйбышев, Куйбышевского и Северного районов Новосибирской области от 25 октября 2022 года он был призван на военную службу по мобилизации, которую проходит в войсковой части №, и с ДД.ММ.ГГГГ находится в зоне проведения специальной военной операции.

Далее административный истец указывает, что при решении вопроса о призыве на военную службу по мобилизации ему, несмотря на наличие ряда заболеваний, препятствующих выполнению боевых задач, не было проведено медицинское освидетельствование или военно-врачебная комиссия с целью определения категории годности к военной службе.

Григорьев также указывает, что 2 мая 2023 года на имя председателя призывной комиссии по мобилизации граждан, пребывающих в запасе, в Новосибирской области (призывной комиссии Новосибирской области) им было направлено обращение с жалобой на решение призывной комиссии по мобилизации города Куйбышев, Куйбышевского и Северного районов Новосибирской области, содержащее просьбу отменить решение о призыве на военную службу по частичной мобилизации.

Кроме того, Григорьев указывает, что жалоба призывной комиссией Новосибирской области не рассмотрена, а 10 мая 2023 года им был получен ответ из управления по военно-мобилизационной работе Администрации Губернатора Новосибирской области, в котором предложено по вопросам, изложенным в жалобе, обращаться к командиру воинской части.

Считая свои права нарушенными, административный истец просит суд признать незаконным бездействие призывной комиссии Новосибирской области, связанное с нерассмотрением обращения, и обязать указанную комиссию рассмотреть его жалобу от 2 мая 2023 года об отмене решения призывной комиссии по мобилизации города Куйбышев, Куйбышевского и Северного районов Новосибирской области от 25 октября 2022 года о призыве на военную службу по частичной мобилизации.

Административный истец Григорьев, его представитель Пантелеев К.В., представитель призывной комиссии Новосибирской области, заинтересованное лицо на стороне административного ответчика – начальник Управления по военно-мобилизационной работе администрации Губернатора и Правительства Новосибирской области Пашков С.Ю., а также представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика – военного комиссариата города Куйбышев, Куйбышевского и Северного районов Новосибирской области, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли. Пантелеев и военный комиссар города Куйбышев, Куйбышевского и Северного районов Новосибирской области Белевич А.Б. ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии.

    Исследовав доказательства по делу, военный суд приходит к следующим выводам.

Так, в соответствии со ст.59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Основы и организация обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны определены Федеральным законом от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне».

Исходя из положений ч.3 ст.1 названного Федерального закона, в целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации.

Из преамбулы Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (Закона) следует, что воинская обязанность и военная служба являются конституционным долгом и обязанностью граждан Российской Федерации по защите Отечества.

Согласно ч.1 ст.1 Закона, воинская обязанность граждан Российской Федерации в числе прочего, перечисленного в данной правовой норме, предусматривает пребывание в запасе.

Частью 2 ст.1 Закона установлено, что в период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает: призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время; прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время; военное обучение в период военного положения и в военное время.

В соответствии со ст.20 Федерального закона «Об обороне», порядок мобилизационной подготовки и проведения мобилизации определяется федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности и их должностных лиц, граждан Российской Федерации в этой области устанавливает Федеральный закон от 26 февраля 1997 года №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации Российской Федерации».

Согласно положениям ст.1 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, в том числе, по заблаговременной подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время. Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года №647 в Российской Федерации с даты издания Указа объявлена частичная мобилизация.

Пунктом 2 данного Указа поставлена задача осуществить призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации.

Как усматривается из п.3 ст.20 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации Российской Федерации», призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Согласно п.4 ст.20 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации Российской Федерации», порядок создания и деятельности призывной комиссии по мобилизации граждан, а также порядок призыва граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определяется Правительством Российской Федерации.

Как усматривается из постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года №852 (с последующими изменениями) «Об утверждении Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований» (Положения), такой порядок определен.

Согласно п.2 Положения, призыв граждан по мобилизации – комплекс мероприятий, проводимых военными комиссариатами, призывными комиссиями по мобилизации и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению своевременного и гарантированного укомплектования личным составом воинских частей до штатов военного времени. Призыв граждан по мобилизации включает, в том числе, документальное оформление призыва граждан по мобилизации.

В соответствии с п.3 Положения призыв граждан по мобилизации осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

При этом требования к порядку создания и составу призывной комиссии по мобилизации содержатся в разделе III Положения.

Так, в соответствии с п.п.16, 17 Положения, в мирное время в каждом субъекте РФ, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара создается призывная комиссия по мобилизации субъекта Российской Федерации (муниципального образования), осуществляющая призыв граждан по мобилизации. Состав призывной комиссии по мобилизации субъекта РФ утверждается решением высшего должностного лица субъекта РФ, а призывной комиссии по мобилизации муниципального образования - решением должностного лица местного самоуправления, возглавляющего местную администрацию. Состав призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации (муниципального образования) утверждается по представлению соответствующего военного комиссара.

Пунктом 18 Положения определено, что в состав призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации включаются: председатель комиссии – высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); заместитель председателя комиссии – военный комиссар; секретарь комиссии и её члены.

Согласно пп.«б» п.22 Положения, на призывную комиссию по мобилизации муниципального образования возлагаются в период мобилизации следующие функции, в том числе: уточнение объема и сроков поставки ресурсов военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований); утверждение списков граждан, переданных в комплектуемые воинские части; осуществление оповещения и явки (доставки) граждан на пункты сбора военных комиссариатов, а также доставки на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований); предоставление гражданам отсрочек от призыва на военную службу при мобилизации; обеспечение организации розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям.

Из п.25 Положения видно, что решение призывной комиссии по мобилизации в день принятия оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителем и членами комиссии. В протоколе указывается общее количество ресурсов. Решение призывной комиссии по мобилизации является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий по обеспечению этой работы.

Как следует из п.27 Положения, призывная комиссия по мобилизации в отношении граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), принимает решения: о призыве для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направлении их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации; об освобождении от призыва на военную службу по мобилизации.

Таким образом, анализ приведенных выше положений позволяет суду прийти к выводу о том, что призыв граждан на военную службу по мобилизации, а также рассмотрение вопросов, связанных с предоставлением отсрочки или освобождения от призыва на военную службу осуществляет призывная комиссия по мобилизации муниципального образования.

В соответствии с п.8 Указа Президента РФ «Об объявлении частичной мобилизации в РФ», высшим должностным лицам субъектов РФ надлежит обеспечить призыв граждан на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ в количестве и в сроки, которые определяются Министерством обороны РФ для каждого субъекта РФ.

Как усматривается из заявлений от 25 октября 2022 года, Григорьев обратился к председателю призывной комиссии с просьбой призвать его на военную службу по мобилизации, указав в заявлении о добровольности своего намерения, ознакомлении с перечнем обязательств и запретов, установленных для военнослужащих, проходящие военную службу по частичной мобилизации и условиями прохождения военной службы. При этом, помимо прочего, административный истец указал, что жалоб на состояние здоровья и заявлений по социальным вопросам не имеет.

Согласно сообщению старшего оперативной группы войсковой части-полевая почта № от 29 июня 2023 года № <данные изъяты> Григорьев с ДД.ММ.ГГГГ является военнослужащим указанной воинской части и проходит службу в должности <данные изъяты>.

Из распечатки с сайта общественной приемной Губернатора Новосибирской области видно, что на имя председателя призывной комиссии Новосибирской области 3 мая 2023 года (входящий номер №) поступила жалоба Григорьева, в которой он выражает несогласие с призывом на военную службу по частичной мобилизации без проведения медицинской и военно-врачебной комиссии, ссылается на наличие у него заболеваний, не позволяющих проходить военную службу, указывает, что категория годности к военной службе была ему установлена в 2009 году и на момент призыва на военную службу являлась недействительной, просит проверить законность призыва на военную службу по мобилизации, а также просит призывную комиссию Новосибирской области отменить решение призывной комиссии города Куйбышев, Куйбышевского и Северного районов Новосибирской области от 25 октября 2022 года о призыве его на военную службу по мобилизации, ссылаясь при этом как на возможность предоставления отсрочки от призыва, так и на возможность увольнения его с военной службы по состоянию здоровья. Кроме, того в своей жалобе Григорьев выражает несогласие с назначением его на должность «гранатометчик», которая не соответствует его военно-учетной специальности.

Как видно из ст.1 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ (с последующими изменениями) «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» (ФЗ №59), данным Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Из ст.8 ФЗ №59 следует, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии со ст.12 ФЗ №59 письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Из копии сопроводительного письма начальника управления по работе с обращениями граждан – общественной приемной Губернатора области от 4 мая 2023 года №6353/05/15-ПГ/СО2 видно, что обращение Григорьева, поступившее 3 мая 2023 года в форме электронного документа, направлено Начальнику управления МО РФ по работе с обращениями граждан для рассмотрения в соответствии с ФЗ №59, а в части вопроса «Мобилизация» передано на рассмотрение заместителю Губернатора Новосибирской области.

Как видно из копии письма начальника управления по военно-мобилизационной работе администрации Губернатора и правительства Новосибирской области Пашкова С.Ю. от 10 мая 2023 года №96/14, обращение Григорьева рассмотрено, при этом заявителю разъяснено, что на момент призыва на военную службу по мобилизации жалоб на состояние здоровья от него не поступало, полномочиями по решению вопросов увольнения с военной службы призывная комиссия не наделена, а также что, по вопросам назначения на воинскую должность и направления для прохождения военно-врачебной комиссии, ему необходимо обратиться к командиру воинской части.

В соответствии с п.29 Положения, решения призывных комиссий по мобилизации муниципальных образований имеет право отменять призывная комиссия по мобилизации субъекта Российской Федерации.

На основании изложенного, военный суд приходит к выводу о том, что рассмотрение вопроса о пересмотре решения призывной комиссии по мобилизации города Куйбышев, Куйбышевского и Северного районов Новосибирской области в отношении Григорьева относится к исключительной компетенции призывной комиссией Новосибирской области.

Как видно из копии постановления Губернатора Новосибирской области от 7 июня 2021 года №133 дсп (с уточнениями от 30 сентября и 12 октября 2022 года), создана призывная комиссия Новосибирской области, а также утвержден ее состав. При этом председателем указанной комиссии является губернатор Новосибирской области, а его заместителем – военный комиссар Новосибирской области.

Таким образом, судом установлено, что жалоба Григорьева, поступившая 3 мая 2023 года в электронном виде на сайт общественной приемной Губернатора Новосибирской области и адресованная председателю призывной комиссии Новосибирской области, подана Григорьевым должностному лицу, возглавляющему коллегиальный орган, который имеет полномочия на разрешение данного обращения по существу именно в части пересмотра решения о призыве по мобилизации. При этом по остальным вопросам, поставленным административным истцом в жалобе, призывная комиссии Новосибирской области какой-либо компетенцией не располагает, о чем Григорьев был уведомлен в сроки, предусмотренные ФЗ №59.

В соответствии с выпиской №1 из протокола №2 призывной комиссии Новосибирской области от 29 июня 2023 года, обращение административного истца по вопросу об отмене решения призывной комиссии по мобилизации граждан, пребывающих в запасе города Куйбышев, Куйбышевского и Северного районов Новосибирской области о призыве на военную службу по мобилизации рассмотрено. При этом обжалуемое решение оставлено в силе со ссылкой на то, что на момент призыва оснований для предоставления отсрочки не имелось и нарушений законодательства при призыве не выявлено.

Изложенное выше позволяет военному суду прийти к выводу о том, что жалоба Григорьева в части пересмотра решения о призыве по мобилизации разрешена уполномоченным коллегиальным органом, в связи с чем на момент рассмотрения данного дела оспариваемое административным истцом бездействие места не имеет.

Как следует из ч.2 ст. 225 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Вместе с тем, представитель административного истца Пантелеев, в своем письменном заявлении от 12 июля 2023 года настаивает на рассмотрении дела по существу.

Таким образом, принимая во внимание то обстоятельство, что действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок функционирования призывных комиссий субъектов Российской Федерации, не содержат требований о сроках рассмотрения подобных обращений граждан, военный суд считает требования Григорьева о признании незаконным бездействия призывной комиссии Новосибирской области, связанное с нерассмотрением обращения от 2 мая 2023 года, и возложении на указанную комиссию обязанности рассмотреть его жалобу об отмене решения призывной комиссии по мобилизации города Куйбышев, Куйбышевского и Северного районов Новосибирской области от 25 октября 2022 года о призыве на военную службу по частичной мобилизации не подлежащими удовлетворению.

Рассматривая довод представителя административного истца о несоответствии состава призывной комиссии Новосибирской области, принявшей 29 июня 2023 года решение по жалобе Григорьева, составу упомянутой комиссии, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 12 сентября 2017 года №170, суд признает его несостоятельным в связи с тем, что указанное постановление утратило силу, о чем имеются сведения в открытых информационных источниках.

Принимая данное решение, суд также исходит из того, что для разрешения настоящего дела по существу фактический состав призывной комиссии Новосибирской области значения не имеет, поскольку предметом данного административного дела является бездействие призывной комиссии Новосибирской области связанное с нерассмотрением обращения Григорьева, а не принятое комиссией решение, которое потребовало бы проверки соблюдения процедуры его принятия.

Руководствуясь ст.ст.175-180 и 227 КАС РФ военный суд,

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2-░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                         ░.░. ░░░░░░░░░░

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 31 ░░░░ 2023 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-133/2023 ~ М-148/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Григорьев Василий Анатольевич
Ответчики
Призывная комиссия по мобилизации граждан Новосибирской области
Другие
Военный комиссариат г. Куйбышев, Куйбышевского и Северного районов Новосибирской области
Пантелеев Константин Владимирович
Пашков С.Ю.
Суд
Новосибирский гарнизонный военный суд (Новосибирская область)
Судья
Митрофанов Валерий Владимирович
Дело на сайте суда
gvs--nsk.sudrf.ru
20.06.2023Регистрация административного искового заявления
20.06.2023Передача материалов судье
21.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
21.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.06.2023Предварительное судебное заседание
10.07.2023Предварительное судебное заседание
20.07.2023Судебное заседание
31.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2023Дело оформлено
01.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее