Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-3110/2023 ~ М-13199/2022 от 16.12.2022

УИД 11RS0001-01-2022-019227-95 Дело № 2а-3110/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Прилеповой Н.Н.,

при секретаре Самсонове А.Е.,

с участием представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН по Республике Коми, ФСИН России Жабинец М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 марта 2023 года в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Чернокнижного Романа Владимировича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, начальнику ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми Уласевич Андрею Евгеньевичу о взыскании денежной компенсации за нарушение условия содержания, обязании восстановить нарушенное право,

установил:

Чернокнижный Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Коми, в котором, ссылаясь на ненадлежащие условия содержания в указанном учреждении, просил взыскать в его пользу денежную компенсацию в размере 10000 рублей, судебные расходы в размере 300 рублей, обязании восстановит нарушенное право.

В обоснование заявленных требований указал, что содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, где нарушались его права, выразившиеся в отсутствии в камере, в которой он содержится, телевизионного приемника. В ** ** ** года административному истцу поступила посылка от Кудрина С.А., в которой находился телевизионный приемник, приобретенный на личные денежные средства Чернокнижного Р.В. Административным ответчиком не был предоставлен данный телевизионный приемник административному истцу. В связи в чем, административный истец просит восстановить нарушенное право, обязав административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми исправить данные нарушения.

Определениями суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФСИН России, начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми Уласевич А.Ю., в качестве заинтересованного лица - УФСИН России по Республике Коми.

Административный истец Чернокнижный Р.В., извещенный надлежащим образом, в судебном заседании не участвовал, ходатайств о проведении судебного заседания с его участием посредством видео-конференц-связи не заявлял.

Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Жабинец Р.В. с требованиями не согласился.

Начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми Уласевич А.Е., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Заслушав объяснения лица, участвующего в судебном заседании, исследовав представленные в материалы дела доказательства и установленные по результатам их оценки в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из требований положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Так, в соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и статьей 17.1 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

В соответствии с положениями статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность и охрану здоровья, а также право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки.

Согласно пункту 4 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих (далее - органы или учреждения, должностные лица) нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Чернокнижный Р.В. содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в статусе осужденного в порядке части 3 статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в соответствии с которой осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.

Согласно части 2 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

В местах лишения свободы действуют Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правила внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утвержденные Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2022 № 110, введенные в действие с 17.07.2022 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 28.13 Правил камера СИЗО оборудуется: телевизором и холодильником (при наличии возможности), камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке.

Согласно справке от 06.03.2023 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми и оборотной ведомости невозможно обеспечить каждую камеру телевизионными приемниками, при этом не реже одного раза в неделю в камерах устанавливаются телевизоры для просмотра передач, документальных и художественных фильмом.

Учитывая, что находящихся на балансе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми телевизоров не позволяет оборудовать ими все камеры, в том числе камеру №..., где содержится Чернокнижный Р.В., у административного ответчика отсутствует установленная законом обязанность оборудовать телевизором камеру содержания административного истца, что исключает нарушение его права.

Из материалов представленных сторонами следует, что ** ** ** на имя Чернокнижного Р.В. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми поступила посылка, в которой, в том числе, находился телевизор ..., который был помещен на хранение на склад учреждения.

Помещение указанного телевизора на склад было произведено после проведения проверки в отделе ИТОСВ ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.

Согласно справке инженера отдела ИТО СВ ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми от ** ** ** телевизор ... имеет функцию подключения к беспроводной сети и ..., отключить данные функции возможно только аппаратным способом, выпаиванием микросхем и чипов. В условиях мастерской отдела ИТОСВ ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по республике Коми данные действия осуществить невозможно.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» при наличии соответствующих условий администрация мест содержания под стражей обеспечивает подозреваемым и обвиняемым дополнительные платные бытовые и медико-санитарные услуги.

Согласно пункту 39 Правил в соответствии со статьей 26 Федерального закона №103-ФЗ администрация СИЗО обеспечивает возможность подозреваемым и обвиняемым при наличии соответствующих условий получать дополнительные платные бытовые и медико-санитарные услуги, указанные в главе VIII настоящих Правил.

Пунктом 62 Правил к дополнительным услугам, оказываемым в СИЗО по инициативе подозреваемых и обвиняемых, которые оплачиваются за счет их собственных средств, относятся, в том числе выдача во временное пользование электрокипятильника, электрической бритвы, электрической машинки для стрижки волос, электровентилятора, дополнительного холодильника или телевизора.

Частью 8 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В соответствии с пунктом 15 Приложения № 3 Правил в перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, бандеролях либо приобретать, отнесены телевизионные приемники с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» и с встроенными медиаплеерами, а также другая видео- и аудиотехника (за исключением телевизионных приемников, радиоприемников общего пользования, технических устройств для чтения электронных книг (прослушивания аудиокниг - для слабовидящих и слепых осужденных к лишению свободы) без функции аудио-, видеозаписи и видеовоспроизведения и функции выхода в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", которые состоят на балансе исправительного учреждения и предоставлены осужденным к лишению свободы во временное пользование администрацией исправительного учреждения в количестве не более одного устройства на осужденного к лишению свободы бесплатно (содержащимся в облегченных или льготных условиях отбывания наказания, отбывающим наказание в колониях-поселениях) либо в качестве дополнительной платной услуги (не предоставляются осужденным к лишению свободы, отбывающим наказание на строгом виде режима в тюрьме, отбывающим наказание в строгих условиях отбывания наказания в исправительной колонии или воспитательной колонии, содержащимся в дисциплинарном изоляторе, штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа или одиночной камере в порядке взыскания, а также в транзитно-пересыльных пунктах), либо предоставлены им общеобразовательными организациями субъектов Российской Федерации, созданными при учреждениях УИС, профессиональными образовательными организациями ФСИН России, а также лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело, или судом, а также за исключением аудиоплееров без функции записи и DVD- и аудиопроигрывателей без функции выхода в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», CD-дисков, DVD-дисков к ним, размещаемых в местах коллективного пользования (для осужденных к лишению свободы, содержащихся в облегченных условиях отбывания наказания в исправительных колониях общего и строгого режимов, содержащихся в облегченных или льготных условиях отбывания наказания в воспитательных колониях, а также осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в колониях-поселениях).

Поскольку телевизионный приемник ** ** **, поступивший в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми на имя Чернокнижного Р.В., снабженный функцией подключения к беспроводной сети и ..., осужденным иметь при себе запрещается, в связи с чем, они подлежат изъятию и передаче на склад для хранения, оснований для удовлетворения требований административного истца о возложении обязанности выдать телевизионный приемник, поступивший ** ** **, у суда не имеется.

Кроме того, на основании заявления Чернокнижного Р.В. от ** ** **, поданного на имя начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми Уласевич А.Е., хранившийся на складе учреждения телевизор марки ... ** ** ** направлен сыну Чернокнижного Р.В. ... В.Р.

Принимая во внимание изложенное, в удовлетворении требований Чернокнижного Р.В. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, начальнику ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми Уласевич А.Е. о взыскании денежной компенсации за нарушение условия содержания, обязании восстановить нарушенное право, взыскание судебных расходов следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17.03.2023.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3110/2023 ~ М-13199/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чернокнижный Роман Владимирович
Ответчики
ФСИН России
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми по Республике Коми
Другие
УФСИН России по Республике Коми
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Прилепова Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
syktsud--komi.sudrf.ru
16.12.2022Регистрация административного искового заявления
19.12.2022Передача материалов судье
19.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
19.01.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2023Судебное заседание
14.03.2023Судебное заседание
17.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее