Дело № 2а-2807/2024 (УИД 44RS0001-01-2024-004729-19)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2024 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Нефёдовой Л.А.
при секретаре Макарычеве Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы к судебному приставу-исполнителю СОСП по Костромской области Аверкиевой Н.Н., УФССП России по Костромской области, ГМУ ФССП России об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит освободить Администрацию города Костромы от взыскания исполнительского сбора по постановлению о взыскании исполнительского сбора от <дата> №, принятого к исполнению в рамках исполнительного производства № 8462/24/98044-ИП.
Требования мотивированы тем, что администрация г. Костромы является должником по исполнительному производству №8462/24/98044-ИП, возбужденному 12 февраля 2024 года на основании исполнительного листа, выданного Свердловским районным судом г. Костромы 15 сентября 2023 года по делу №2а-1164/2023, предметом которого является возложение на администрацию г. Костромы обязанности в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по устранению выбоин и просадок на всем протяжении проезда Маяковского в г. Костроме. 02 апреля 2024 года судебным приставом-исполнителем СОСП по Костромской области Аверкиевой Н.Н. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения до 04 апреля 2024 года. Однако данное постановление поступило в адрес администрации г. Костромы 03 апреля 2024 года. В связи с большими объемами работ по ремонту дорог на улично-дорожной сети г. Костромы в рамках выделенных бюджетных ассигнований не представилось возможным включить работы по устранению выбоин и просадок на всем протяжении проезда Маяковского в г. Костроме в План дорожных работ на 2023 год и реализовать указанные мероприятия в установленные сроки. Планом дорожных работ на 2024 год мероприятия по устранению выбоин и просадок на всем протяжении проезда Маяковского в г. Костроме учтены и запланированы к исполнению в текущий строительный период. В районе дома №2 и далее вдоль домов №№3,7 по пр. Маяковского и №49 по ул. Катушечной проезжая часть, общей протяженностью 160 погонных метров, находится в грунтовом исполнении и имеет дефекты в вид просадок и наплывов грунта. Проезд Маяковского в г. Костроме является улицей в жилой застройке, движение автомобильного транспорта по которому минимально, маршруты движения общественного транспорта не организованы. Учитывая невысокую транспортную нагрузку, устранение имеющихся дефектов планируется выполнить с применением гранулята старого асфальтобетона, что допускается требованиями ГОСТов. В целях исполнение вышеназванного решения суда 09 апреля 2024 года в адрес МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство» направлено поручение о выполнении работ по устранению выбоин и просадок на всем протяжении проезда Маяковского в г. Костроме со сроками исполнения не позднее 15 июня 2024 года. Бюджет г. Костромы на протяжении многих лет является дефицитным и дотационным. В настоящее время бюджет города утвержден с предельным дефицитом и характеризуется тяжелой и постоянно растущей долговой нагрузкой. Муниципальный долг г. Костромы по состоянию на 01 марта 2024 года составляет 4 222,0 млн. руб.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГМУ ФССП России.
В судебное заседание представитель Администрации города Костромы не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Судебный пристав-исполнитель СОСП по Костромской области Аверкиев Н.Н.в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
В судебное заседание представитель ГМУ ФССП России своих представителей не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Представитель УФССП России по Костромской области в судебном заседании не участвует, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц прокуратуры г. Костромы, Управления дорожной деятельности и транспортного обслуживания администрации г. Костромы, МКУ г. Костромы "Дорожное хозяйство", УГИБДД УМВД России по Костромской области в судебном заседании не участвуют, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч.ч.1,2 ст.6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно п.13 ч.1 ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии со ст.105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч.11 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Положениями ч.1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с ч.3 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда города Костромы от 13 марта 2023 года по административному делу № 2а-1164/2023 исковые требования прокурора города Костромы, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации города Костромы, выразившееся в непринятии мер по содержанию участка улично-дорожной сети на всем протяжении проезда Маяковского в г. Костроме.
Возложена на администрацию города Костромы обязанность принять меры по устранению выбоин и просадок на всем протяжении проезда Маяковского в г. Костроме в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение обращено к принудительному исполнению путем выдачи взыскателю исполнительного листа.
Постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Костромской области Лебедкиной Д.И. от 12 февраля 2024 года в отношении муниципального образования городской округ г. Кострома в лице Администрации города Костромы возбуждено исполнительное производство №8462/24/98044-ИП.
Указанным постановлением должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа со дня получения должником постановления. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. При этом при наличии указанных обстоятельств, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
Как следует из материалов исполнительного производства, копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена в адрес Администрации города Костромы <дата>.
<дата> судебным приставом-исполнителем СОСП по Костромской области Аверкиевой Н.Н. вынесено постановление о взыскании с Администрации города Костромы исполнительского сбора в размере 50 000 руб. за неисполнение исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок.
В силу ч.6 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 ст.112 данного Федерального закона суду предоставлено право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.
При этом основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст.401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В данном постановлении Конституционный Суд РФ указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, истец указал, что в связи с большими объемами работ по ремонту дорог на улично-дорожной сети г. Костромы в рамках выделенных бюджетных ассигнований не представилось возможным включить работы по устранению выбоин и просадок на всем протяжении проезда Маяковского в г. Костроме в План дорожных работ на 2023 год и реализовать указанные мероприятия в установленные сроки. Планом дорожных работ на 2024 год мероприятия по устранению выбоин и просадок на всем протяжении проезда Маяковского в г. Костроме учтены и запланированы к исполнению в текущий строительный период. <дата> в адрес МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство» направлено поручение о выполнении работ по устранению выбоин и просадок на всем протяжении проезда Маяковского в г. Костроме со сроками исполнения не позднее 15 июня 2024 года. Муниципальный долг г. Костромы по состоянию на 01 марта 2024 года составляет 4 222,0 млн. руб.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела документами, в том числе, отчетом-планом работы МКУ г. Костромы «дорожное хозяйство» 27 мая 2024 года, в соответствии с которым работы по грейдированию и подсыпке на проезде Маяковского в г. Костроме были запланированы к проведению на ночь с 27 на 28 мая 2024 года.
Согласно акту о совершении исполнительных действий от 30 мая 2024 года, составленному судебным приставом-исполнителем СОСП по Костромской области Аверкиевой Н.Н., решение Свердловского районного суда г. Костромы по делу №2а-1164/2023 исполнено в полном объеме.
Постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Костромской области Аверкиевой Н.Н. от 31 мая 2024 года исполнительное производство №8462/24/98044-ИП окончено.
Как следует из представленной Управлением финансов администрации г. Костромы информации, размер муниципального долга по состоянию на 01 июня 2024 года составляет 4 322,0 млн.руб.
Исследовав представленные должником доказательства, суд находит доводы администрации г.Костромы о невозможности исполнения решения суда в срок и об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа в срок, установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства, заслуживающими внимания.
Принимая во внимание, что финансирование обязательств администрации г. Костромы по ремонту улично-дорожной сети осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования, исполнение требований исполнительного документа возможно в рамках выделенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие объективных обстоятельств, и, следовательно, к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что на момент вынесения оспариваемого постановления виновные действия в неисполнении в срок исполнительного документа, дающие основания для взыскания исполнительского сбора, со стороны Администрации города Костромы отсутствовали, в связи с чем требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ <░░░░> №, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 8462/24/98044-░░, ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░