Дело №2а-420/2023
УИД 46RS0013-01-2023-000503-64
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Льгов 14 июля 2023 года
Льговский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Денисовой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Данниковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Льговского межрайонного прокурора Курской области Игнатенко С.М. в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Льговского района Курской области о признании бездействия незаконным и обязании принять меры к организации проведения диспансеризации муниципальных служащих,
У С Т А Н О В И Л :
Льговский межрайонный прокурор Курской области Игнатенко С.М. обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации Льговского района Курской области о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер к проведению диспансеризации муниципальных служащих в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 г. № 984н незаконным и обязании в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к организации проведения диспансеризации муниципальных служащих путем заключения муниципального контракта с медицинским учреждением в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 г. № 984н.
В обоснование требований административный истец указал, что входе проведенного Льговской межрайонной прокуратурой анализа исполнения законодательства о здравоохранении, а также о муниципальной службе органами местного самоуправления, выявлены нарушения в деятельности Администрации Льговского района Курской области, а именно в период с 2020 года по настоящее время диспансеризация муниципальных служащих не организовывается, соответствующие муниципальные контракты за счет бюджетных средств с медицинскими организациями не заключались и не исполнялись, средства на данные цели не планировались и не расходовались. Медицинские заключения по учетной форме № 001-ГС/у представлены лишь на вновь принятых на муниципальную службу лиц, для которых получение такого заключения обязательно для назначения на должность муниципальной службы. Таким образом, Администрацией Льговского района Курской области не принимаются меры к осуществлению предусмотренных положениями Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также приказа Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 г. № 984н комплекса мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья муниципальных служащих, что нарушает как их права, так и права муниципального образования «Льговский район» в части не установления пригодности муниципальных служащих к выполнению служебных обязанностей.
Льговским межрайонным прокурором 15 мая 2023 года внесено представление на имя главы муниципального образования «Льговский район», которое было рассмотрено и удовлетворено, вместе с тем реальных мер к устранению нарушений до настоящего времени не предпринято, что в совокупностью с длительным неисполнением обязанности организовывать проведение диспансеризации муниципальных служащих указывает на бездействие органа местного самоуправления.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник Льговского межрайонного прокурора Скороходов Е.А. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Администрации Льговского района Курской области в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного рассмотрения дела извещен надлежаще, представил суду ходатайство с просьбой рассмотреть дело без их участия, административный иск прокурора признают в полном объеме.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, рассмотрев ходатайство представителя административного ответчика, исследовав и оценив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Выслушав представителя административного истца, исследовав и оценив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ защита прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ), приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается в том числе путем:
- осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;
- проведения диспансеризации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанных требований федерального законодательства о муниципальной службе приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 г. № 984н утверждены Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также форма заключения медицинского учреждения.
Согласно Порядку прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими под диспансеризацией понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья муниципального служащего. Диспансеризация муниципальных служащих проводится ежегодно и осуществляется за счет средств соответствующего бюджета в соответствие с графиком прохождения диспансеризации, утвержденным представителем нанимателя (работодателем) в сроки, установленные графиком в медицинских учреждениях, определенных органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: «терапия», «акушерство и гинекология», «неврология», «урология», «хирургия», «офтальмология», «отоларингология», «эндокринология», «психиатрия», «психиатрия-наркология», «рентгенология», «ультразвуковая диагностика», «клиническая лабораторная диагностика». Для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список муниципальных служащих и направляет его до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение. Медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма N 001-ГС/у), форма которого предусмотрена приложением N 3 к приказу, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения (пункт 17 Порядка). Согласно п. 13 Порядка после обследования муниципального служащего врач-терапевт с учетом заключений врачей-специалистов, принимающих участие в проведении диспансеризации, и результатов лабораторных и функциональных исследований определяет гражданину соответствующую группу состояния здоровья (от I до V). По окончании прохождения диспансеризации врач-терапевт заполняет Паспорт здоровья, в котором отмечаются результаты осмотров врачей-специалистов (включая дополнительные консультации), исследований (включая дополнительные), проведенных в процессе осуществления диспансеризации, вписываются группа состояния здоровья, заключения (рекомендации) врачей-специалистов и общее заключение врача-терапевта с рекомендациями по проведению профилактических мероприятий и лечению. Паспорт здоровья хранится у муниципального служащего (п.16 Порядка).
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенного Льговской межрайонной прокуратурой анализа исполнения законодательства о здравоохранении, а также о муниципальной службе органами местного самоуправления, выявлены нарушения в деятельности Администрации Льговского района Курской области, а именно в период с 2020 года по настоящее время диспансеризация муниципальных служащих не организовывается, соответствующие муниципальные контракты за счет бюджетных средств с медицинскими организациями не заключались и не исполнялись, средства на данные цели не планировались и не расходовались. Медицинские заключения по учетной форме № 001-ГС/у представлены лишь на вновь принятых на муниципальную службу лиц, для которых получение такого заключения обязательно для назначения на должность муниципальной службы.
15 мая 2023 года Льговским межрайонным прокурором Курской области Игнатенко С.М. в адрес Главы Льговского района Курской области было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. /л.д. 10-13/
Из сообщения Главы Льговского района Курской области Коростелева С.Н. от 22 июня 2023 года следует, что представление прокурора будет исполнено при получении сверхплановых доходов и уточнении бюджета на 2023 год. /л.д. 14-15/
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, к основным принципам охраны здоровья, в том числе относятся: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Административным истцом представлены суду доказательства того, что его административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Стороной административного ответчика представленные стороной административного истца доказательства опровергнуты не были.
Таким образом, непринятие мер по проведению диспансеризации муниципальных служащих может привести к развитию заболеваний, в том числе препятствующих прохождению муниципальной службы, ухудшению состояния физического и психического здоровья муниципальных служащих, что нарушает как их права, так и права муниципального образования «Льговский район» в части не установления пригодности муниципальных служащих к выполнению служебных обязанностей, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом суд учитывает, что в соответствии с положениями КАС РФ, заявленный административным истцом срок является достаточным для исполнения вступившего в законную силу решения суда, не нарушает баланса интересов сторон и отвечает принципам исполнения решения суда в разумные сроки.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 14.12.2009 ░. № 984░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 14.12.2009 ░. № 984░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░