ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 июля 2022 года г. Красногорск
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Невейкиной Н.Е.,
при секретаре Овсянниковой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-678/2022 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ПРОМТЕХСЕРВИС» к Министерству имущественных отношений Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
установил:
административный истец ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС» обратился в суд к Министерству имущественных отношений Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1 407 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, в размере 10 193 550,61 рублей, определенной по состоянию на 15 мая 2018 года, по выводам, изложенным в отчете об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленным оценщиком ООО «АЛИУС» № 20082021 от 09 сентября 2021 года, мотивируя свои требования тем, что результаты государственной кадастровой оценки объекта недвижимости повлекли неправомерное увеличение налогового бремени, исчисляемого из кадастровой стоимости.
В судебном заседании на обсуждение лиц, участвующих в деле, судом поставлен вопрос о возможности рассмотрения заявленных требований по существу, учитывая наличие вступившего в законную силу определения Московского областного суда от 27 декабря 2021 года, которым производство по административному делу № 3а-1571/2021 по административному исковому заявлению ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС» к Министерству имущественных отношений Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прекращено в связи с отказом истца от иска.
Представитель административного истца ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС» настаивал на рассмотрении административного искового заявления по существу.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области и представитель ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» полагали возможным производство по административному делу № 3а-678/2022 по административному исковому заявлению ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС» прекратить.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, определением Московского областного суда от 27 декабря 2021 года производство по административному делу № 3а-1571/2021 по административному исковому заявлению ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС» к Министерству имущественных отношений Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прекращено в связи с отказом истца от иска.
Данное определение суда обжаловано не было и вступило в законную силу.
В рамках настоящего дела ООО «ПРОМТЕХСЕРВИС» также оспаривает результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1 407 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, определенной по состоянию на 15 мая 2018 года, по выводам, изложенным в отчете об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленным оценщиком ООО «АЛИУС» № 20082021 от 09 сентября 2021 года.
Таким образом, заявитель оспаривает ту же кадастровую стоимость в отношении того же объекта недвижимости, которая ранее оспаривалась в рамках рассмотрения административного дела № 3а-1571/2021.
Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии и (или) в суде. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Аналогичные разъяснения даны в пункте 54 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», согласно которым наличие вступившего в законную силу решения суда по спору, возникшему из публичных правоотношений, между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определения суда о прекращении производства по соответствующему делу в связи с принятием отказа от заявления является основанием для прекращения производства по административному делу.
Как разъяснено в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», принятие судом отказа от требований и прекращение производства по делу, а также отказ в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости препятствуют повторному обращению в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, установленной на ту же дату, в отношении того же объекта недвижимости (пункт 4 части 1 статьи 128, пункт 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, пункт 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающий одно из оснований для прекращения производства по административному делу, направлен на пресечение рассмотрения судами тождественных административных исковых заявлений и предполагает, что право на судебную защиту было реализовано в состоявшемся ранее судебном процессе. Установление в каждом конкретном случае, имеются ли основания для прекращения производства по делу, в том числе наличие (отсутствие) вступившего в законную силу и принятого по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решения суда, - исключительная прерогатива суда, принимающего решение, которая вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является проявлением его дискреционных полномочий. Гарантией процессуальных прав лиц, участвующих в деле, являются установленные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации процедуры проверки судебных постановлений вышестоящими судами и основания для их отмены или изменения (Определения от 19 июля 2016 года N 1739-О, от 28 марта 2017 года N 553-О, от 20 апреля 2017 года N 729-О, от 27 февраля 2018 года N 542-О и др.).
Поскольку требование Общества о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка предъявлено в отношении того же объекта и на ту же дату, что и ранее заявленные Обществом, при этом по ранее рассмотренному делу имеется определение суда о принятии отказа административного истца от заявленных требований и прекращении производства по делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости этого же объекта, установленной на ту же дату, постольку в силу положений пункта 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанное обстоятельство влечет прекращение производства по данному спору в суде.
Таким образом, ранее собственник земельного участка уже реализовал право на оспаривание кадастровой стоимости в отношении принадлежащего ему объекта недвижимости, а повторное обращение с аналогичными требованиями законом не предусмотрено, что свидетельствует о наличии оснований для прекращения производства по настоящему делу.
При этом, следует учесть, что действующим законодательством в области определения кадастровой стоимости объектов недвижимости установлено право на повторное оспаривание результатов кадастровой стоимости только в случае оспаривания кадастровой стоимости таких объектов недвижимости, установленной на другую дату, в связи с изменением качественных или количественных характеристик объектов, например, в случае увеличения или уменьшения площади, а также кадастровой стоимости, установленной в результате очередной кадастровой оценки.
Руководствуясь статьями 194, 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 3░-678/2022 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░