Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4532/2023 ~ М-3489/2023 от 07.06.2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

31 августа 2023 года                               г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Лазарева Р.Н.,

при секретаре судебного заседания Габсабировой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4532/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области, заместителю министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области - руководителю департамента экономики и финансов министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Приходько А.Н., руководителю управления строительства и реконструкции автомобильных дорог министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Николаеву А.С. о признании незаконными действий, возложении обязанности, с участием заинтересованных лиц ООО «Проекты и изыскания», ООО «СамараТрансСтрой»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование административного иска, с учетом письменных дополнений, указал, что Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области выступало заказчиком второго этапа ремонта по адресу: Московское шоссе от улицы Мичурина до автодороги «Подъезд к г.Самара от М-5 «Урал». Проектной документация прошла 11.08.2016 г. госэкспертизу № 63-1-1-3-0160, которой предусмотрена установка акустических экранов именно из светопрозрачных панелей, что было правильно и закономерно для северной стороны от МКД г. Самара, ул. Гагарина, д. 1. Результат работ Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, как заказчик приняло по акту и возложило на себя контроль за качеством его реконструкции, ремонта и содержания, за соблюдением стандартов. Однако, затем, прозрачные экраны были переделаны: вместо очистки Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области закрасило указанные экраны. Поскольку Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области не заказывало проекта реконструкции, а закрасило их в одностороннем порядке с нарушением проекта по своей инициативе, а значит его действия незаконны. Административный истец полагает, что для обеспечения прозрачности стеклянных экранов требуется их очистка не реже двух-трех раз в год; текущие затраты по содержанию и эксплуатации шумозащитных сооружений состоят из затрат на очистку поверхности экрана и на обеспечение видимости через прозрачные элементы экрана; Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области даны полномочия как властные на управление в сфере дорожного хозяйства, так и целевые на ремонт и содержание: бюджетные и сметные. Однако, Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области не соблюдены требования положений нормативно-правовых актов, а также не осуществлен контроль содержания инфраструктуры дорог и соблюдением стандартов. То есть, при реконструкции без разрешения владелец автомобильной дороги выполняет реституцию с последующей компенсацией затрат за счет виновных лиц. Права административного истца нарушены тем, что Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области закрасило экраны только со стороны проезжей части, а со стороны МКД надписи оставил и они видны из окон. При этом, вид из окон на улицу оказался целиком закрыт, и для северной стороны Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области создало затемнение. Указанным прикрытием пользуются хулиганы, «справляют нужду, ходят в туалет на улице на землю между экраном и МКД в кустах». Их вид и запах от них являются ухудшением гигиенической и санитарно-эпидемиологической обстановки и нарушают права административного истца на чистую и здоровую среду. На основании изложенного, административный истец, просил суд признать незаконными действия административного ответчика, выраженные в переделке светопрозрачных панелей экрана в непрозрачные путем закрашивания; обязать административного ответчика привести в первоначальное состояние акустический экран напротив МКД г. Самара, ул. Гагарина, д. 1, в соответствии с требованиями, установленными проектом, в течение полугода после вступления решения суда в силу.

Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области - руководителю департамента экономики и финансов министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Приходько А.Н., руководитель управления строительства и реконструкции автомобильных дорог министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Николаев А.С. и в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Проекты и изыскания», ООО «СамараТрансСтрой».

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

Административный истец ФИО11. в судебном заседании требования административного иска, с учетом письменных дополнений, поддержал, просил удовлетворить указанные требования по основаниям, изложенным в административном иске и письменных дополнениях.

Представитель административных ответчиков Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, заместителя министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области - руководителя департамента экономики и финансов министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Приходько А.Н., руководителя управления строительства и реконструкции автомобильных дорог министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Николаева А.С. – Ляопаров Р.В. просил отказать в удовлетворении административных исковых требований на основании письменных возражений. Кроме того, пояснил, что об оформлении решения о закраске акустического экрана (панелей) руководитель управления строительства и реконструкции автомобильных дорог министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Николаев А.С. договорился в устном порядке с подрядчиком ООО «СамараТрансСтрой», что позволило сэкономить бюджетные денежные средства. Документально указанные действия по закраске акустических экранов (панелей) не оформлялись. Указанные акустические экраны совместно с автомобильной дорогой, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Гагарина, д. 1, находятся по состоянию на дату 31.08.2023 г. на балансе Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области.

Заинтересованные лица ООО «Проекты и изыскания», ООО «СамараТрансСтрой» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о дате и времени судебного заседания (ШПИ 80404787237721, ШПИ 80404787239923), о причинах неявки суду не сообщили.

Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статьи 45, 46 Конституции Российской Федерации).

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ).

По смыслу статей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления, рассматриваемого в порядке главы 22 названного кодекса, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца действующим законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права, а административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону (статья 62 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 № 89 утверждено Положение о министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее по тексту – Положение).

Согласно п. 1 Положения Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее по тексту - Министерство) является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим управление в сфере транспортно-логистического комплекса и дорожного хозяйства Самарской области и ответственным за координацию основных направлений реализации государственной политики в области развития транспортно-логистического комплекса и дорожного хозяйства, проводимой с целью повышения уровня жизни населения Самарской области.

На основании п. 2.2 Положения Министерство осуществляет следующие полномочия, в том числе: осуществляет функции заказчика-застройщика в сфере дорожного хозяйства и транспортно-логистического комплекса, а также при реализации инвестиционных и инновационных проектов (программ) в соответствии с установленными полномочиями; заключает в пределах своей компетенции договоры (государственные контракты) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд, осуществляет иные полномочия государственного заказчика, предусмотренные действующим законодательством; организует в установленном порядке разработку и согласование технико-экономических обоснований, предпроектной и проектной документации, утверждает в соответствии с действующим законодательством задание на разработку проектной документации и проектную документацию на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области и других объектов, заказчиком которых выступает Министерство.

Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 03.03.2023 г. по административному делу № 2а-1411/2023, вступившим в законную силу 11.04.2023 г., по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области, заместителю министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области - руководителю департамента экономики и финансов министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Приходько А.Н., руководителю управления строительства и реконструкции автомобильных дорог министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Николаеву А.С. о признании незаконными действий Министерства, применившего непрозрачные панели при сооружении экрана из светопрозрачных панелей, возложении обязанности устранить нарушение проекта и выполнить работы в соответствии с требованиями, установленным проектом в течение полугода после вступления решения суда в силу, постановлено: «Административные исковые требования ФИО1 – оставить без удовлетворения…».

Из материалов административного дела № 2а-1411/2023 27.02.2023 г. в адрес суда поступило уточненное административное исковое заявление административного истца, согласно которому он просил суд: изменить предмет иска и признать незаконными действия административного ответчика, выраженные в трансформации светопрозрачных панелей экрана в непрозрачные путем закрашивания, а также обязать административного ответчика привести в соответствие с проектом акустический экран напротив МКД г. Самара, ул. Гагарина, д. 1, в течение полугода после вступления решения суда в силу.

Протокольным определением суда от 03.03.2023 г. по административному делу № 2а-1411/2023 определено: «…В удовлетворении ходатайства административного истца о принятии к производству уточнённого административного искового заявления отказать, рассмотреть административное исковое заявление в первоначальной редакции…».

Из решения суда от 03.03.2023 г. по административному делу № 2а-1411/2023 следует, что ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области, заместителю министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области - руководителю департамента экономики и финансов министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Приходько А.Н., руководителю управления строительства и реконструкции автомобильных дорог министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Николаеву А.С., в котором просил суд признать незаконным действия административного ответчика, применившего непрозрачные панели при сооружении объекта «экран из светопрозрачных панелей»; обязать административного ответчика устранить нарушение проекта и выполнить работы в соответствии с требованиями, установленными проектом.

Вышеуказанным решением суда от 03.03.2023 г. установлено, что автомобильная дорога Московское шоссе (от ул. Мичурина до а/д Подъезд к г. Самара от М-5 «Урал») включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области, утверждённый постановлением Правительства Самарской области от 09.08.2006 № 106.

В рамках реализации полномочий Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области в области дорожной деятельности, предусмотренных Положением о министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 № 89, между Министерством (далее – Заказчик) и ООО «Самаратрансстрой» (далее – Подрядчик) был заключен государственный контракт № 121-5/48/21 от 08.10.2021 г. (далее – контракт), предметом которого являлось выполнение в соответствии с условиями контракта и проектной документации работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Московское шоссе (от ул. Мичурина до а/д Подъезд к г. Самара от М-5 «Урал»), расположенной в городском округе Самара.

В силу пункта 1.1 контракта № 121-5/48/21 от 08.10.2021 г. подрядчик обязуется в соответствии с условиями настоящего Контракта и проектной документацией выполнить собственными и (или) привлечёнными силами и средствами работы по ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Московское шоссе (от ул. Мичурина до а/д Подъезд к г. Самара от М-5 «Урал»), расположенной в городском округе Самара. 2.1 этап и сдать заказчику выполненные «работы на Объекте, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы на условиях контракта.

Согласно проектной документации по Объекту, разработанной во исполнение государственного контракта № 82-5/29/18 от 28.11.2018, заключённого Министерством с ООО «Проекты и изыскания», конструкция акустических экранов по Объекту подразумевает использование панелей светопрозрачных СШ1-128-2960.

Аналогичное техническое решение закреплено рабочей документацией по Объекту, подготовленной ООО «Проекты и изыскания».

Ведомостью объёмов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ, являющейся приложением № 2 к контракту № 121-5-/48/21, предусмотрена установка акустических экранов.

В рамках исполнения обязательств по государственному контракту № 121-5/48/21 от 08.10.2021 г. на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Московское шоссе (от ул. Мичурина до а/д Подъезд к г. Самара от М-5 «Урал»), во исполнение пункта 6.1 контракта № 121-5-/48/21 Министерством проектная документация была передана подрядчику.

Во исполнение пункта 5.1 контракта № 121-5-/48/21 сторонами по контракту подписаны справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-№ 3) от 30.09.2022 г. и акты о приёмке выполненных работ (форма КС-2), подтверждающие затраты на устройство акустических экранов.

Согласно проектной документации по объекту «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Московское шоссе (от ул. Мичурина до а/д Подъезд к г. Самара от М-5 «Урал»), расположенной в городском округе Самара», разработанной во исполнение государственного контракта № 82-5/29/18 от 28.11.2018 г., заключённого министерством с ООО «Проекты и изыскания», конструкция акустических экранов по указанному объекту подразумевает использование панелей светопрозрачных СПП-128-2960.

Аналогичное техническое решение закреплено рабочей документацией по объекту, подготовленной ООО «Проекты и изыскания».

По результатам исполнения контракта № 121-5-/48/21 Министерством и подрядчиком ООО «Самаратрансстрой» подписаны справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-№ 3) и акты о приёмке выполненных работ (форма КС-2), подтверждающие затраты на устройство акустических экранов.

Технические характеристики светопрозрачных панелей в составе акустических экранов, принятых после ремонта министерством, подтверждаются представленной в материалы дела исполнительной документацией - актом освидетельствования скрытых работ от 05.02.2022 и приложениями к нему: графическим отображением места размещения экрана возле дома по адресу: г.Самара, ул.Гагарина, 1; техническим паспортом акустического экрана АКС 00.127.000 ПС; схемой сборки акустического экрана с указанием на сборку прозрачных панелей; фотоматериалами.

Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 03.03.2023 г. по административному делу № 2а-1411/2023 из пояснений административного ответчика, данных в ходе рассмотрения дела установлено, что решение о нанесении на внешнюю сторону панелей акустических экранов, выходящую на вышеуказанную автомобильную дорогу, трёхцветной краски было принято после приемки работ по контракту и было обусловлено участившимися случаями нанесения неустановленными лицами граффити на фасад акустического экрана.

Из материалов дела следует, что заместителем министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области - руководителем департамента экономики и финансов министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области является Приходько А.Н.; руководителем управления строительства и реконструкции автомобильных дорог министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области является Николаев А.С.

Таким образом, из материалов дела следует, что реализация договоренности между руководителем управления строительства и реконструкции автомобильных дорог министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Николаевым А.С. и подрядчиком ООО «СамараТрансСтрой» по закраске акустического экрана (панелей) не является обязательством, либо возмездной сделкой, направленной на обеспечение государственных нужд Самарской области. Сама по себе закраска акустического экрана (панелей) не является реконструкцией дороги и не требует внесения изменений в паспорт национального проекта и паспорт федерального проекта. Действия административного ответчика по закраске акустического экрана (панелей) не подтверждают каких-либо нарушений прав административного истца, в том числе, в материалах дела отсутствуют доказательства причинения вреда или возникновении угрозы жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде.

Кроме того, административный истец не является стороной вышеуказанных государственного контракта № 121-5/48/21 от 08.10.2021 г. и государственного контракта № 82-5/29/18 от 28.11.2018.

Иные доводы административного истца права, свободы и его законные интересы не нарушают. Надлежащие доказательства, свидетельствующие об обратном в материалы дела не представлены.

По общему правилу части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Предусмотренных процессуальным законом оснований выйти за пределы заявленных требований по настоящему делу не имеется.

По смыслу части 2 статьи 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1) и об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемые решения, действия (бездействия) соответствуют нормам материального права и не нарушают права административного истца (пункт 2).

Такой совокупности обстоятельств по делу не установлено, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ 14.09.2023 ░.

░░░░░                         /░░░░░░░/                         ░.░. ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:

░░░░░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку
07.06.2023Регистрация административного искового заявления
07.06.2023Передача материалов судье
09.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
09.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2023Судебное заседание
07.08.2023Судебное заседание
31.08.2023Судебное заседание
14.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2023Дело оформлено
18.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее