дело N 2а-2379/2023
56RS0026-01-2023-002521-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Орск 24 октября 2023 года
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Студенова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каченовой Н.В.,
с участием представителя административного ответчика – администрации города Орска – Васильевой Елены Анатольевны,
представителя административного ответчика – Управления жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Орска – Маркелова Владимира Ивановича,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области к Управлению жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Орска, администрации г. Орска о возложении обязанности по организации площадки для накопления твердых коммунальных отходов,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обратилось в суд с иском к УЖКДХТ администрации г. Орска о возложении обязанности по организации площадки для накопления твердых коммунальных отходов.
Заявленные требования мотивированы тем, что Управлением Роспотребнадзора была проведена внеплановая выездная проверка в отношении УЖКДХТ администрации г. Орска по фактам нарушения санитарно - эпидемиологических требований в части ненадлежащего содержания, оборудования контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов. В ходе проверки установлено, что по указанным адресам не обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов, не оборудованы бункерами для накопления крупногабаритных отходов.
С учетом уточнения исковых требований Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области просило суд возложить на УЖКДХТ администрации г. Орска в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить оборудование контейнерных площадок для накопления ТКО и специальных площадок для накопления крупногабаритных отходов с подъездными путями, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных и специальных площадок в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Оренбургской области по адресам: Оренбургская область, г. Орск, с. Ударник, ул. Парковая, д. 3, Оренбургская область, г. Орск, с. Ударник, ул. Озерная, д. 10, Оренбургская область, г. Орск, с. Ударник, ул. Озерная, д. 48, Оренбургская область, г. Орск, с. Ударник, ул. Первомайская, д. 5, Оренбургская область, г. Орск, с. Ударник, пер. Парковый, д. 9,Оренбургская область, г. Орск, с. Ударник, ул. Крайняя, д. 5, Оренбургская область, г. Орск, с. Ударник, ул. Степная, д. 12, Оренбургская область, г. Орск, с. Ударник, ул. Дорожная, д. 9, Оренбургская область, г. Орск, с. Ударник, ул. Парковая, д. 18Б, Оренбургская область, г. Орск, с. Ударник, ул. Школьная, д. 5, а также обеспечить размещение на оборудованных контейнерных площадках для накопления ТКО и специальных площадках для накопления крупногабаритных отходов по вышеуказанным адресам не более 8 контейнеров для смешанного накопления твердых коммунальных отходов или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления твердых коммунальных отходов, и не более 2 бункеров ("лодочек") для накопления крупногабаритных отходов.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация г. Орска.
Представитель администрации г. Орска по доверенности от 28 июня 2021 года Васильева Е.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что функции по содержанию и оборудованию контейнерных площадок возложена на УЖКДХТ администрации г. Орска.
Представитель УЖКДХТ администрации г. Орска по доверенности от 7 апреля 2023 года Маркелов В.И. просил предоставить отсрочку исполнения решения суда.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области участия в судебном заседании не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом установлено, что на основании задания от 17 августа 2023 года № проведено внеплановое выездное обследование в отношении УЖКДХТ администрации г. Орска по фактам нарушения санитарно - эпидемиологических требований в части ненадлежащего содержания, оборудования контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов.
В ходе проверки установлено, что по адресам: Оренбургская область, г. Орск, с. Ударник, ул. Советская, в районе д. 2, г. Орск, с. Ударник, ул. Озерная, в районе д. 10, г. Орск, с. Ударник, ул. Озерная, в районе д. 48, г. Орск, с. Ударник, ул. Первомайская, в районе д. 35, г. Орск, с. Ударник, ул. Парковая, в районе д. 11, г. Орск, с. Ударник, ул. Парковая, в районе д. 19, г. Орск, с. Ударник, ул. Степная, в районе д. 12, г. Орск, с. Ударник, ул. Дорожная, в районе д. 9, г. Орск, с. Ударник, ул. Парковая, в районе д. 14А не обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов и специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов с подъездным путем, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки и специальных площадок.
По указанным адресам также не оборудованы бункерами для накопления крупногабаритных отходов.
Вышеуказанные нарушения представителями ответчиков не оспариваются.
Указанные места накопления отходов (контейнерные площадки) указаны в реестре, являющегося приложением N А6 к приказу Министерства природных ресурсов, экологии имущественных отношений Оренбургской области от 6 декабря 2019 года N 606 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Оренбургской области".
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно частям 1 - 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - Правила).
Как указано в пункте 10 Правил, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Абзац 5 пункта 2 Правил определяет контейнерную площадку как место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В силу пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Согласно пункту 6 СанПиН 2.1.3684-21 количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО. На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.
Установив данные обстоятельства применительно к приведенным выше положениям нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований, поскольку непринятие мер по содержанию площадок для сбора твердых коммунальных отходов нарушает гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.
Подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.
Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание на то, что содержание термина "организация", используемого в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (Постановление от 29 марта 2011 года N 2-П).
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами регламентированы Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Из анализа приведенных выше положений действующего законодательства следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям муниципального образования.
На основании статьи 22 устава муниципального образования "город Орск" администрация г. Орска является исполнительно-распорядительным органом г. Орска.
Администрация г. Орска в пределах своих полномочий обеспечивает в муниципальном образовании права, свободы и законные интересы человека и гражданина, контрольные, исполнительно-распорядительные функции по эффективному решению вопросов местного значения в интересах населения города.
Согласно пункту 5 статьи 31 устава структурными подразделениями администрации г. Орска являются комитеты, управления, отделы и другие структурные подразделения, которые образуются для реализации полномочий администрации г. Орска.
Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 6 сентября 2010 года № утверждено Положение об управлении жилищно-коммунального хозяйств администрации г. Орска (переименовано в Управление жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Орска).
УЖКДХТ администрации г. Орска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Орска, наделенным полномочиями по организации оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту муниципального жилищного фонда, автомобильных дорог городского округа, объектов благоустройства города, предоставлению населению банно-прачечных услуг, автотранспортных перевозок и прочих работ и услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства города, и входит в структуру администрации города (пункт 1 Положения).
Согласно пункту 3.1.9 Положения УЖКДХТ администрации г. Орска осуществляет функции по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу изложенного суд полагает, что с момента принятия Положения об УЖКДХТ администрации г. Орска и наделения структурного подразделения перечисленными полномочиями именно на Управление возложена обязанность по организации площадки для накопления твердых коммунальных отходов.
В этой связи на Управление подлежит возложению обязанность обеспечить оборудование контейнерных площадок твердым покрытием и ограждением; обеспечить размещение на оборудованных контейнерных площадках по вышеуказанным адресам не более 8 контейнеров для смешанного накопления твердых коммунальных отходов или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления твердых коммунальных отходов, и не более 2 бункеров для накопления крупногабаритных отходов.
Принимая во внимание, что для устранения выявленных нарушений требуются временные затраты, а также учет сезонности выполнения работ, климатических условий, суд считает возможным предоставить ответчику срок для устранения выявленных нарушений законодательства – 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований к администрации г. Орска надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░. 3, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░, ░. 10, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░, ░. 48, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░░, ░. 5, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░, ░. 9, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░, ░. 5, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░, ░. 12, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░. 9, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░. 18░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░. 5 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 2.1.3684-21,
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 8 ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ 12 ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ 4 - ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░ 2 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 6 ░░░░░░ 2.1.3684-21
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 8 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░